29 НОЯБРЯ / 19:00
КОРОТКИЙ МЕТР
В программу короткого метра Best of Beat вошли 4 картины, каждая из которых заслуживает особого внимания, несмотря на небольшую продолжительность:
Три камня для Жана Жене / Three Stones for Jean Genet
Фридер Шляйх, 7 мин., Германия, 2014
Жан Жене всегда хотел побывать в марокканской тюрьме Сен-Лоран, потому что считал, что именно там отбывали срок настоящие преступники, там сидел французский офицер Альфред Дрейфус, там текли воды реки Марони, в которой водились пираньи. Но тюрьму эту закрыли в 40-е годы, как раз когда он отбывал свой срок во Франции«, — такими словами начинается фильм, в котором Патти Смит выступает и рассказчиком, и главным героем в кадре. Он — по сути ее не опубликованный мини-рассказ, столь же мощный по своей поэтической силе, сколь и лучшие ее песни или книга «Я пасу облака». Режиссер фильма Фридер Шляйх, давний знакомый певицы, подловил ее на небольшом концерте в Танжере и отправился вместе с ней на могилу Жана Жене, по дороге снимая Патти, ходящей босой по воде, или пьющей марокканский чай из бардачка, и перемежая интимные сцены с ней черно-белыми видами Танжера. В фильме всплывают имена всех, кто был связан с этим местом, — от Пола Боулза до Уильяма Берроуза, что провели здесь немало своих дней, поэтому этот фильм —посвящение Жене и его наследникам, поколению писателей и художников, к которому принадлежит и сама Патти Смит — ну и своего рода эпилог к последнему фильма Джармуша.
Алан Вега. Миллион мечтаний / Alan Vega, Just a Million Dreams
Мари Лозье, 15 мин., Франция, 2013
Ньйоркский художник и музыкант, зачинщик панк-музыки, основатель группы Suicide, повлиявшей на все и вся, настоящая глыба движения «никакой волны» — количество эпитетов, уместных по отношению к Алану Веге, можно длить практически до бесконечности, и все они будут уместны, но лучше всего рассказывает о себе он сам. Этим беззастенчиво пользуется Мари Лозье, художница и режиссер, снимавшая Пичиз, Пи-Орриджа, Гай Мэддина и еще массу занятных персонажей. В ее фильме, снятом, как и все остальные работы Мари на 16мм камеру, Алан Вега хохочет, смотря ситком «Все любят Реймонда», разговаривает с сыном об Элвисе, гримасничает, танцует — в резульате чего из этих осколков реальности получается самое настоящее кино: гипнотически-завораживающее, живое, бунтарское и неизменно смешное, как и сам Алан Вега. К тому же кино, как нельзя лучшее подходящее к его наэлектризованной, пульсирующей музыке; не оторваться.
Повинуйся художнику / Obey the Artist
Онди Тимонер, 14 мин., США, 2014
Шепард Фэйри до сих пор верит в американскую мечту. Говорит, она сделала его тем, кто он есть, — то есть одним из самых влиятельных стрит-арт художников современности. И что в некотором смысле это даже хорошо, что у него не было меценатов, которые готовы были платить ему просто за его творчество. Что он до сих пор все рисует собственными руками, но технологии помогают ему делать более масштабные проекты; что по дороге на открытие собственной выставки в Музее современного искусства в Бостоне несколько лет назад он был арестован восьмью полицейскими за то, что приклеил стикер на стену. Шепард Фэйри рассказывает свои правила жизни, в то время как режиссер дает нам возможность подсмотреть за его работой и жизнью, главы которой стремительно сменяют друг друга. Вот мы в его студии, а вот в индейской резервации; вот он с баллонами в руках у гигантской стены, а вот в арт-галерее на вечеринке по случаю открытия его выставки Sid: Superman is Dead, посвященной его кумиру Сиду Вишесу. В микрофон орут Билли Айдол, Клэм Берке из Blondie, Стив Джонс из Sex Pistols и Ли Горман из Wow wow wow, которых он собственноручно собрал по этому случаю, а сам Шепард, одетый как всегда в футболку не то с Марком Боланом, не то группы Damaged, стоит и улыбается своей широкой, обезоруживающей улыбкой, тем самым доказывая, что он, в отличие от многих, по-прежнему настоящий.
Аманда *** Палмер без гроша / Amanda F***ing Palmer On the Rocks
Онди Тимонер, 19 мин., США, 2014
Аманда Палмер — в прошлом вокалистка панккабаре The Dresden Dolls, а ныне преуспевающий индимузыкант с миллионом подписчиков в Твиттере, через который она находит буквально все: финансирование на альбомы, пристанище в городах, где она выступает, и даже больше.
«В блоге я опубликовала объявление о том, что наш Grand Theft Orchestra отправляется в тур и мы ищем волонтеров — полупрофессиональных музыкантов, которые выйдут с нами на сцену. Это было придумано исключительно из соображений веселья. В итоге, так и оно вышло, но музыкальная индустрия вывернула все наизнанку, представив это как: «Аманда Палмер не платит своим музыкантам». Режиссер фильма Онди Тимонер — двукратный победитель Сандэнса, автор фильмов Dig! и We Live in Public, активно интересующаяся тем, как интернет и технологии меняют нашу жизнь, — вступает в диалог с Амандой Палмер, которая одержима ими и уже собрала на Кикстартере больше миллиона долларов — и при этом готова открыто говорить о неоднозначности своего положения. Этот фильм — не иначе как сгусток энергии, сообщающий об устройстве современной жизни музыкантов больше, чем иной полнометражный фильм.