IN THE MAIN TRADITION OF THE BEAUTIFUL IN PHOTOGRAPHY, BEAUTY REQUIRES OF A HUMAN DECISION: THAT THIS WOULD MAKE A GOOD PHOTOGRAPH, AND THAT THE GOOD PICTURE WOULD MAKE SOME COMMENT. SUSAN SONTAG
Exhibitions
17 May - 3 August

17 МАЯ – 3 АВГУСТА / КИНОЗАЛ

17 МАЯ / 18:15 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Дальний Восток — пространство, которое культуролог Леонид Бляхер метко называет «зоной проточности», где люди, идеи и ресурсы находятся в постоянном движении, создавая особую социальную динамику. Суровые условия жизни сформировали здесь свою культуру отношений — с пониманием условности социальных границ, постоянным обменом ресурсами и практикой дарения. В таком контексте искусство в своем высшем проявлении перестает быть просто объектом созерцания, превращаясь в инструмент сопереживания и взаимной поддержки.

Выставка «Великая Свадьба» художников-«уссурийцев» ярко выражает эту философию. Группа авторов, входящих в арт-объединение ДВР, создала дом-резиденцию в уединённом таёжном посёлке Горноводное, в котором искусство сочетается с самобытным образом жизни. Уже сейчас географический диапазон работ расширяется до Верхоленска и Омска. Художественная практика участников воплощает концепцию «форма-жизнь» — состояние, при котором искусство не отделено от повседневности, а органично вплетено в ткань реальности. Именно благодаря этой концепции искусство становится жизнью, а жизнь — искусством.

В философии «уссурийцев» художник становится живым воплощением «формы-жизни» — не отдельным творцом, а органичным элементом самоплетущегося узора общности. Его индивидуальность проявляется не в изолированных жестах, а в перекличке мотивов, где каждая работа отзывается в другой, создавая единое смысловое поле. Это искусство взаимосвязанного существования: через сотрудничество с людьми и природой, через совместное преодоление трудностей и радостей они созидают свой Сад. Воля художника в этой системе подобна грибнице: она прорастает из личного опыта, но принадлежит всей сети, превращая индивидуальный жест в коллективное высказывание. Так возникает особая экосистема творчества, где границы между искусством и жизнью, между «я» и «мы» растворяются в едином процессе трансформации.

Как должно выглядеть искусство в мире, где оно и повседневность размыты до неразличимости? Требуется органичный синтез итогов творчества и повседневного существования. В практике «уссурийцев» произведения не просто экспонируются, а естественно проживаются: художественные вышивки становятся частью одежды, керамика используется в быту, графика украшает жилое пространство. Если в первобытной культуре творчество было неотъемлемой частью жизненного уклада, а современные институции искусства создали культ автономного эстетического объекта, то участники арт-объединения предлагают диалектически новый путь — осознанный возврат к целостности с учётом всего исторического опыта. Это сознательное стирание границ бросает вызов устоявшемуся автономному пониманию искусства.

«Великая свадьба» — не единичное событие, а перманентный процесс празднования самой возможности соединения в общность. Свадебная метафора здесь становится символом бесконечного создания связей — соединения с окружающей жизнью и слияния искусства с бытием. Это преодоление тех разрывов, которые исторически образовались между жизнью и искусством, между людьми и между человечеством и природой.

«Раскинем шатры свои посреди тайги в заповедных садах, пустимся в дорогу кочевым племенем, поселимся в городах больших и малых — костры наши в тумане светят, озаряя путь наш. По ровному пламени в глазах узнаем друг друга и собратьев по воле».

— Уссурийцы

ВХОД СВОБОДНЫЙ

17 May - 3 August

17 МАЯ – 3 АВГУСТА / КИНОЗАЛ

17 МАЯ / 20:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Проект «Ре:троспекция звука» работает с пластами памяти о 1990-х — в нём сохраняется чувство нового, обретённого, почти семейного, связанного с первыми автомобилями. Японский автопром начал проникать на советский, а затем российский рынок ещё в 1970-е, но тогда это были единичные случаи. Настоящий бум пришёлся на 1990-е, когда праворульные машины буквально ворвались в повседневность, постепенно став частью культурного кода региона. Правый руль как характерная особенность стал своеобразным маркером «извне», в то время как для самих дальневосточников это никогда не было чем-то экзотическим — просто привычной с детства нормой.

Дальневосточники на собственном опыте подтвердили идеи французского философа техники Жильбера Симондона о том, что граница между человеком и машиной на самом деле гораздо более условна, чем кажется. К действительно важным механизмам здесь относятся почти как к одушевлённым существам — их холят, лелеют, дают имена. Разве это не высшая форма гуманизма, распространяющего заботу на предметы, которые, казалось бы, не имеют души?

В рамках своей резиденции Антон Попов вспоминает долгожданные поездки на море с родителями и стремительные перемещения по городу, где детское восприятие пыталось поспеть за устремлениями взрослых в бурную эпоху конца 1990-х — начала 2000-х. Быстро меняющиеся картины за окном машины оставляли абстрактные, с трудом различимые образы. Антон же обращается к другому медиуму — аудиальным воспоминаниям прошлого, которые становятся отправной точкой его исследований. Звуковое пространство внутри японского автомобиля отделяет нас от окружающей действительности прошедшей эпохи, позволяя находиться в безопасности детства.

На этих машинах семьями ездили в дальние уголки края, а иногда и всей страны. Их тщательно обустраивали, превращая в подобие второго дома. Важнейшим элементом этого пространства становился звук — точнее, технические устройства, которые его воспроизводили: автомобильные магнитолы. Новые музыкальные записи можно было купить на рынке, но самые интересные находки всегда хранились в частных коллекциях. Здесь проявляется ещё одна характерная дальневосточная черта — разветвлённая система неформальных связей как условие выживания. Хочешь услышать новое музыкальное направление, которым пестрил тогдашний рынок аудиоплёнок? Ищи нужного человека, договаривайся, перезаписывай. Это был совершенно особый способ передачи культурного кода, сильно отличающийся от современного цифрового обмена. Сегодня мы почти не замечаем, что каждое музыкальное произведение должно иметь физический носитель, а ведь кассеты, как и человеческая память, постепенно изнашивались, теряя качество первых прослушиваний, стирая яркость первоначальных впечатлений.

Реальность и память существуют в постоянном взаимодействии, подобно источнику звука и его эху, которые сливаются и заменяют друг друга. Инсталляция исследует звук как вибрацию в диалоге с реальностью, восприятием и памятью. Он предстаёт не просто результатом колебаний воздуха, но и средством исследования, где источники звука и их эхо постоянно переплетаются и трансформируются. Память играет ключевую роль в этом процессе: она действует как звуковое эхо, никогда не сохраняющее стабильную форму, но постоянно изменяющееся через новые слои воспоминаний, опыта и контекста. Таким образом, память постоянно собирается заново, подобно звуку в пространстве, и граница между источником и эхом становится неразличимой.

Ретроспекция — это взгляд в прошлое через призму современного восприятия. Музыка из прошлого не просто повторяется, но пересоздаётся в контексте выставочного пространства, позволяя зрителю найти ритмы, помогающие сформировать новый опыт при столкновении с семейными аудиоархивами художника. Вопрошание и поиск ответов на трагедии — характерная черта культуры позднего модерна, эпохи, в которой мы живём. Прошлое, как призрак, напоминает о себе отдельными чертами как современная музыка, насыщенная сэмплами — фрагментами ранее созданных композиций. Оно проявляется урывками, становясь частью современных культурных артефактов, а не точным воспроизведением того, что было.

Исходный материал Антона — аудиозаписи отца, найденные в архиве, покрытые пылью забвения, — становится инструментом возвращения и потенциального поиска новых смыслов. На отдельных кассетах нет даже названий, они помечены как «без названия», но каждая оказывается чем-то знакомым из того самого далёкого прошлого. Собирая музыкальные композиции в наслаиваемый коллаж, художник создаёт пересечения картин прошлого, проявляющихся в современности.

Таким образом, в проекте прошлое, наполненное уютом семейных поездок и перипетиями истории, становится воспоминанием, звучащим из глубины лет. Те самые звуки из папиной машины превращаются в портал, позволяющий вернуться в эпоху открытий — иногда грустных, иногда трагических, но всегда содержащих в себе ту самую дальневосточную смесь любви, доброты и свежего ветра перемен.

  • О художнике:

Антон Попов (р. 1997, Владивосток) — саунд-артист, исследователь звука и экспериментальный композитор. Окончил Департамент коммуникации и медиа ДВФУ. С 2020 года исследует методы репрезентации, описания, производства, рецепции и архивации звука. Участник мастерских Музея современного искусства «Гараж» (г. Москва, 2024), автор медиа-инсталляции в рамках выставки «Невидимые рутины» (Центр художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2», г. Москва, 2024).

ВХОД СВОБОДНЫЙ