17 МАЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
В рамках акции «Ночь музеев 2025» приглашаем всех желающих от 7 лет и старше принять участие в бесплатных мастер-классах! Количество мест ограничено. Запись на занятия по ссылке.
◇ 12:00–13:00 / Трафаретная графика / От 7 лет, взрослые
Поговорим о зарождении и развитии трафаретной техники, её видах и проявлении в различных мировых культурах. Поработаем со способом создания иллюстраций «пошуар».
◇ 13:15–15:00 / Пластилиновый Я / От 7 лет, взрослые
Используя пластилин в качестве красок, «нарисуем» автопортрет, передав настроение, возраст и характерные черты.
◇ 15:15–17:00 / Краеугольный камешек / От 10 лет, взрослые
Мастер-класс с резиденткой «Зари» Ольгой Городенской в технике прямого набора (классической мозаики), но с акцентом на найденные объекты, например, кусочки старой посуды, красивый осколок зеркала или ракушки. Поговорим об истории мозаики и её связью с советским периодом и современностью, обсудим мозаику во Владивостоке и посмотрим на слайдах главные памятники в этом медиуме. Для создания собственного панно выберем акцентный предмет и цветовую палитру, поработаем над сочетанием оттенков и текстур и композиции в целом.
▶ Обратите внимание: данный мастер-класс рассчитан на участников от 10 лет.
Потоковые ВЕЧЕРНИЕ мастер-классы (запись не требуется):
Поговорим об истории применения различных форм трафаретов и создадим собственное многослойное произведение.
◇ 23:15–00:15 / Копицентр магнитное поле / 16+
Мгновенная фиксация действительности (или все же воображения?) в виде магнитов ручной работы. По желанию можете приносить свои рисунки и блокноты, чтобы сыграть в дальневосточную игру «Линия горизонта».
17 МАЯ / 17:10–18:00 / КИНОЗАЛ
Ментор арт-резиденции, преподаватель истории ДВФУ Глеб Акулич проследит эволюцию коллектива «Дальневосточные разлучницы». ДВР — арт-группа, создавшая уникальный язык высказывания через различные медиа: поэзию, музыку, текстиль и изобразительное искусство. За годы деятельности коллектив получил признание в российском художественном пространстве и стал известен далеко за пределами Владивостока.
В чём заключается феномен ДВР? Разлучницы прошли путь от арт-панка через перформансы и хэппенинги к форме-жизни, где искусство становится способом существования. Их творческая траектория отражает постоянное преодоление границ, характерное для искусства второй половины XX — начала XXI веков.
На лекции мы рассмотрим:
- этапы развития ДВР и используемые медиа,
- ключевые события, определившие деятельность коллектива,
- философские основания творчества арт-группы,
- значение переезда в посёлок Горноводное как художественного акта.
Для более глубокого понимания, предлагаем ознакомиться со страницей деятельности ДВР в рамках проекта Russian Art Archive Network.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
12, 19 АПРЕЛЯ / 18:00 / КИНОЗАЛ
12 апреля, в День космонавтики, резидент «Зари» Антон Попов открывает цикл субботних лекций об электронной музыке.
◆ Первая встреча посвящена советской электронной музыке — удивительному явлению, отразившему стремление человека к космическим просторам. Мы поговорим о том, как композиторы СССР — от Льва Термена до Александра Зацепина — использовали инженерное чудо своего времени — синтезатор — для создания новаторских музыкальных произведений. Вы увидите, как в этих экспериментах рождалось не просто новое звучание, но целая философия прекрасного будущего человечества.
На лекции рассмотрим как идеологические и авангардные музыкальные концепции, так и их звучащее воплощение. Антон Попов расскажет о главных фигурах жанра и предложит послушать их выдающиеся произведения: А. Шнитке, С. Губайдулиной, А. Зацепина, Э. Артемьева, группы «Новые композиторы», Свена Грюнберга, а также коллективов «Зодиак» и «Арго», ставших популярными на закате эпохи.
◆ 19 апреля вас ждет путешествие в мир афрофутуризма, где музыка становится голосом африканского будущего. Несмотря на то, что культурное движение имеет глубокие корни, уходящие в начало 20-го века, со временем становившиеся все более видимыми, общепринятое название этого феномена появилось лишь в 90-е годы, когда американский писатель Марк Дери обозначил его в своем эссе «Черное в будущее». Опираясь на историю континента, концептуально афрофутуризм давал его населению возможность показать обнадеживающее и позитивное афроамериканское будущее через темы научной фантастики и межпланетных путешествий.
На встрече узнаем, как традиционные ритмы соединяются с космическими синтезаторами, создавая необычный для своего времени звук. Разберём ключевых исполнителей — от Sun Ra до Drexciya — и погрузимся в музыкальное сопровождение, где прошлое встречается с будущим, превращая звук в инструмент памяти и сопротивления — от подводных легенд до межгалактических оркестров.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
3-5 ЯНВАРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ОТ 6 ЛЕТ
На каникулах в ЦСИ «Заря» пройдут фирменные мастерские для детей и взрослых, посвященные современному искусству! Участие бесплатное, запись по ссылке.
3 января / 14:00–16:00 / Снежный_нежный коллаж
4 января / 14:00–15:30 / Тейп-арт
5 января / 14:00–15:30 / Мастерская форм
10, 24 АВГУСТА / 17:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Начинаем цикл лекций нашей резидентки о природе в искусстве!
- 10 августа / 17:00 / Лесные пейзажи в искусстве ХХ века
В образе леса есть место потерянному раю, рыцарским приключениям и мерцанию Фаворского света. Лена Скрипкина рассмотрит лес как границы сакрального в природе и в искусстве и расскажет, как эти контуры влияют на зрение и мышление. Мы поговорим о феномене «ледяного дождя» и о том, как пострадал лес после этого события.
Во второй части встречи участникам под музыку Вагнера будет предложено создать свой личный дневник наблюдения за лесом.
- 24 августа / 17:00 / Феноменология воды
На лекции-перформансе речь пойдет о феноменологии воды в контексте истории искусства. Елена раскроет авторское видение того, как можноинтерпретировать образ воды, фигурирующей в произведениях искусства — от античной мифологии до современного кинематографа. Художница представит воду как подвижную материю и цельное существо со своим телесным и нематериальным обличиями. Кроме того, на встрече прозвучит живая инструментальная музыка.
- Справка:
Елена Скрипкина — художница, режиссер неигрового кино, теолог, лауреат премии «Инновация» (2017), создатель междисциплинарной лаборатории «Ботаническое время». Её резиденция во Владивостоке направлена на художественную проработку темы мерцающего присутствия природы в городе . Три стихии — лес, облака и вода — предстают центральными осями ее будущей тотальной инсталляции. Они становятся для художницы пространствами памяти, всматривания в морской пейзаж и его непрерывной изменчивости, уязвимости во времени, подвижности, в которых хранятся и разворачиваются особые отношения между людьми на границе города и природы.
Изображение: Ксения Кокош.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
18 МАЯ / 17:40–19:20 / ЛЕКЦИЯ ВАЛЕРИЯ ГРИКОВСКОГО / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Глобализация, мультикультурализм и цифровое общество создали ситуацию, которую можно назвать концом книжной, аналоговой цивилизации. Культура, как причинно-следственная связь и преемственность, закончилась, и текущее время описывается как посткультура и постистория.
Что может взять контрабандой художник из классической материальной цивилизации в аудио-визуальную цифровую? Как создавать художественные произведения в условиях отсутствия критериев качества? Как не забывать о творческой ответственности при почти безграничной творческой свободе сегодня?
ВХОД СВОБОДНЫЙ
18 МАЯ / 18:30–20:20 / КИНОЗАЛ
Лекция-беседа с гидом Лидией Новинской и документальным фотографом Антоном Новгородовым о поисках идентичности и эстетичности за пределами исторического центра Владивостока.
История происходит здесь и сейчас и она не только о писателях, актёрах и президентах. Она, в том числе, о нас, наших домах, районах, дорогах, автобусах, дверях и почтовых ящиках. Как научиться понимать ценность текущего времени и места? Как суметь увидеть красоту в повседневном и обыденном? Есть ли смысл фиксировать жизнь мусорного бака или оставленной во дворе машины? И главный вопрос: кому всё это нужно?
- В сотрудничестве с арт-платформой homeportvladivostok.art
ВХОД СВОБОДНЫЙ
18 МАЯ / 11:30–13:00 / КИНОЗАЛ / 16+
Приглашаем на актёрский мастер-класс «Для жизни» от ТеатрПлюсОдин — это гармоничное соединение в человеке всех психофизических составляющих, которые являются уникальностью индивида. Для погружения в базовые и творческие основы человека и раскрытия потенциала мы используем искусство театра для понимания «жизни человека» через игру.
В блоке «Движение» мы вспомним о нашем теле, услышим его и почувствуем, разогреем, поиграем, настроим на дальнейшее взаимодействие с собой и пространством. В актёрском тренинге соединим процессы тела и внимания, будем настраивать коммуникацию с пространством от внутреннего к внешнему и убирать сложности общения и самопроявления через игру.
Со временем упражнения с занятий вплетаются в повседневность, и привычные/бытовые механизмы начинают работать на расширение ваших способностей.
- От 16 лет. Участие бесплатное, количество мест ограничено, требуется регистрация. Не забудьте удобную одежду и обувь для двигательных практик.
ТеатрПлюсОдин — профессиональная театральная мастерская. Проводит камерные спектакли и читки, активно развивает свои занятия и тренинги, основная задача которых открыть внутренний театр в каждом, найти свой творческий поток и самовыражение в нём.
4-6 ЯНВАРЯ / НОВОГОДНИЕ МАСТЕРСКИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ОТ 6 ЛЕТ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
На каникулах в ЦСИ «Заря» пройдут фирменные мастерские для детей и взрослых, посвященные современному искусству! Участие бесплатное, запись по ссылке.
РАСПИСАНИЕ:
- 4 января / 14:00–15:30 / Ледяные сны / Мастер-класс по практикам художницы Татьяны Антошиной
«Холодная Земля. Северные рассказы» — так называлась выставка-инсталляция Татьяны Антошиной, включающая небольшие объекты и скульптуры — целую коллекцию воспоминаний и снов о Сибири, где прошли детство и юность художницы. Экспонаты стояли на вагонном столике, прикрепленном к стене выставочного зала. Фоном для северных снов служили бесконечные снежные поля, проплывающие за окном поезда — они были написаны краской на стене. Вся инсталляция представляла собой одно и то же купе, но в разные моменты времени: так по ходу движения поезда приходят новые и новые сны.
Участники попробуют создать собственные образы из снов или зимних впечатлений, вдохновляясь выставкой Татьяны Антошиной, используя глину, пластилин и другие пластичные материалы.
- 5 января / 14:00–16:00 / Снежный_нежный коллаж
Среди важных практик, которые мы предлагаем изучить и освоить — коллаж и его история. Это инструмент, который помогает понять себя, научиться строить свою реальность и нереальность. Тема, которая объединит участников, звучит как «снежность и нежность», уют зимних вечеров и радость новогодних семейных праздников.
- 6 января / 14:00–15:30 / Тейп-арт
Tape art (скотч арт) — создание изображений при помощи скотча. Сфера применения подобной техники не ограничивается витражами: современные художники активно используют клейкая ленту в стрит-арте, создают инсталляции, коллажи, графические произведения и даже скульптуры. Мы познакомимся с работами нескольких авторов, использующих скотч совершенно разным образом, а затем сами попробуем освоить несложные техники создания картин из этого материала.
Изображение: Татьяна Антошина. Фрагмент выставки «Холодная Земля. Северные рассказы». 2017.
18 НОЯБРЯ / 17:00 / ЛЕКЦИЯ АЛИНЫ СТРЕЛЬЦОВОЙ
В эту субботу ждем вас на лекции резидентки «Зари» Алины Стрельцовой, где будем говорить про современное искусство Южной Кореи. Вход свободный.
«Один из важных сюжетов современного корейского искусства связан с образом старого, разрушающегося или снесённого дома. Дело в том, что Сеул и другие мегаполисы постоянно перестраиваются, жилые массивы 1970-80-х уничтожают, на их месте вырастают новые, более высокие дома, и художники вдруг понимают, что перестали узнавать район, в котором живут. Или приезжают в город своего детства — а там уже нет их школы, и дома бабушки с дедушкой тоже нет. И вот этот поиск дома, куда хочется вернутся и куда вернуться нельзя — постоянный рефрен у многих корейских авторов».
- Справка:
Алина Стрельцова — искусствовед, кандидат наук, шеф-редактор журнала «Искусство». Читала курсы лекций на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в Государственной Третьяковской галерее, стипендиат программ Future Culture Британского совета по культуре, «Культура в движении» Гете-института. Ведущая подкастов журнала «Искусство» и подкаста «FastForwArt. Культурный обмен: в поисках новых форматов». В Приморье Алина проводит исследование, связанное с культурной средой города.