THE CONTEMPORARY ARTIST, ARCHITECT AND THEORIST RESEMBLE THE NIETZSCHEAN FIGURE OF THE DANCER ON THE ROPE. THE ONLY CRITERION OF THEIR SUCCESS IS THEIR ABILITY TO DANCE ON THE ROPE UNDER THE GAZE OF THE PUBLIC FOR A CERTAIN AMOUNT OF TIME. BORIS GROYS
Exhibitions
23 November - 1 February 2026

23 НОЯБРЯ 2025 — 1 ФЕВРАЛЯ 2026 / ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДМИТРИЯ СТАРИЦЫНА

«В тот миг, когда срабатывает затвор, свет, отраженный от объекта, попадает на снимок; таким образом, мы буквально удерживаем в руках частичку его бытия. Так история, частью которой он был, никогда по-настоящему не заканчивается»

Дмитрий Старицын

«Временно» — слово, которое описывает не длительность, а положение вещей. Быть временно — значит не задерживаться в месте, а входить в него как в пространство еще не оформленной возможности. Флюссер называл такие движения жестами — малыми актами, которыми человек вступает в мир и допускает появление нового. Временность — и есть такой жест; жест, который не утверждает, а допускает появление того, что возникает навстречу.

Снимки выставки объединяет именно это встречное движение. Они собраны не по сюжетам и не по темам, а по одному условию: практически в каждом возник момент взаимного видения. Человек с камерой — и человек перед камерой — успели оказаться в общем поле внимания. Фотография здесь не инициирует событие, а отвечает на него. Она возникает там, где два присутствия пересекаются и на долю секунды оказываются обращены друг к другу. Такой взгляд нельзя подготовить. Он не определяется позой и не зависит от готовности быть увиденным. Напротив, он возможен лишь там, где ожидание отсутствует. Люди на этих кадрах не позируют — они вступают в отношение. Это то, что Бёрджер описывал как выбор: мы видим лишь то, на что смотрим, и в этом жесте выбора возникает связь. Представленные фотографии — следы такой связи.

Отсюда и второе имя выставки: «Начинать день именно так». Начинать — значит каждый раз сбрасывать то, что мешает видеть: привычку, ожидание, предзаданную форму. Поэтому можно сказать, что жест начала — это освобождение внимания, которое позволяет миру возникнуть в своей непредсказуемой конкретности. Фотографу это удавалось и потому мир отвечал ему. Данные фотографии сведены вокруг этого единственного события — события ответа: в них запечатлено не найденное, а возникшее навстречу. В этом и заключается смысл временности: не привязанность к месту, а открытость к взгляду, который может возникнуть только в текущем мгновении.

Валентин Матвеенко

5 November - 1 February 2026

5 НОЯБРЯ 2025 — 1 ФЕВРАЛЯ 2026 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ, КИНОЗАЛ

Инсталляции «Рожденные под чумизой», созданные по мотивам одноимённого цикла сказок театрального коллектива «ПриАмурские цыгане», рассказывают о персонажах, которые осмелились выйти за пределы собственного «островка», чтобы наладить, казалось, близкие пути к сердцу других людей.

Тотальная инсталляция, расположенная в читальном зале ЦСИ «Заря», погружает зрителя в содержательные образы и внутреннюю мифологию сказочного цикла. Центральным элементом становится воздушный шар, внутри которого разворачивается целый мир. Этот мир состоит из отдельных островов-крепостей — метафоры личности, где каждый человек пребывает наедине со своими мыслями. Между этими островами воздвигнуты лестницы, символизирующие попытки выстроить хрупкие связи и достичь взаимопонимания. Сам воздушный шар становится воплощением решимости, порыва, который позволяет преодолевать изоляцию и искать близости с другими.

Внутри шара зритель обнаружит проекцию, визуализирующую рождение этого уникального мира, а также книгу с двадцатью четырьмя рисунками существ, рожденных под чумизой, и серию картин. Эти живописные работы посвящены ключевым феноменам повествования: змеям, разрушающим лестницы-связи; апокалиптическому переживанию утраты контакта с другим человеком; и, наконец, гармонии, возникающей на острове тогда, когда связь оказывается прочной. Пространство инсталляции дополняют иллюстрации и предметы, словно вырванные прямо из страниц этих мифов.

Вторая инсталляция переносит зрителя в иное измерение — она раскрывает непосредственно процесс создания сказок. Художники воссоздают условия, в которых работал автор цикла Давид Загиров. В основе работы лежит взгляд из окна на знакомые очертания многоэтажек, которые и породили первые образы этого мира. Именно здесь, на печатной машинке на красном подоконнике, были написаны первые наброски героев и сюжетов, а также итоговый текст спектакля «Каштанчик на диванчике», реализованный по итогам резиденции. Зрители могут увидеть эти первоначальные эскизы и иллюстрации, и задаться вопросом: почему, глядя на привычный городской пейзаж, рождается желание увидеть за ним сказочное пространство, и что же именно мешает людям быть вместе?

ВХОД СВОБОДНЫЙ