17 МАЯ – 3 АВГУСТА / КИНОЗАЛ
17 МАЯ / 18:15 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Дальний Восток — пространство, которое культуролог Леонид Бляхер метко называет «зоной проточности», где люди, идеи и ресурсы находятся в постоянном движении, создавая особую социальную динамику. Суровые условия жизни сформировали здесь свою культуру отношений — с пониманием условности социальных границ, постоянным обменом ресурсами и практикой дарения. В таком контексте искусство в своем высшем проявлении перестает быть просто объектом созерцания, превращаясь в инструмент сопереживания и взаимной поддержки.
Выставка «Великая Свадьба» художников-«уссурийцев» ярко выражает эту философию. Группа авторов, входящих в арт-объединение ДВР, создала дом-резиденцию в уединённом таёжном посёлке Горноводное, в котором искусство сочетается с самобытным образом жизни. Уже сейчас географический диапазон работ расширяется до Верхоленска и Омска. Художественная практика участников воплощает концепцию «форма-жизнь» — состояние, при котором искусство не отделено от повседневности, а органично вплетено в ткань реальности. Именно благодаря этой концепции искусство становится жизнью, а жизнь — искусством.
В философии «уссурийцев» художник становится живым воплощением «формы-жизни» — не отдельным творцом, а органичным элементом самоплетущегося узора общности. Его индивидуальность проявляется не в изолированных жестах, а в перекличке мотивов, где каждая работа отзывается в другой, создавая единое смысловое поле. Это искусство взаимосвязанного существования: через сотрудничество с людьми и природой, через совместное преодоление трудностей и радостей они созидают свой Сад. Воля художника в этой системе подобна грибнице: она прорастает из личного опыта, но принадлежит всей сети, превращая индивидуальный жест в коллективное высказывание. Так возникает особая экосистема творчества, где границы между искусством и жизнью, между «я» и «мы» растворяются в едином процессе трансформации.
Как должно выглядеть искусство в мире, где оно и повседневность размыты до неразличимости? Требуется органичный синтез итогов творчества и повседневного существования. В практике «уссурийцев» произведения не просто экспонируются, а естественно проживаются: художественные вышивки становятся частью одежды, керамика используется в быту, графика украшает жилое пространство. Если в первобытной культуре творчество было неотъемлемой частью жизненного уклада, а современные институции искусства создали культ автономного эстетического объекта, то участники арт-объединения предлагают диалектически новый путь — осознанный возврат к целостности с учётом всего исторического опыта. Это сознательное стирание границ бросает вызов устоявшемуся автономному пониманию искусства.
«Великая свадьба» — не единичное событие, а перманентный процесс празднования самой возможности соединения в общность. Свадебная метафора здесь становится символом бесконечного создания связей — соединения с окружающей жизнью и слияния искусства с бытием. Это преодоление тех разрывов, которые исторически образовались между жизнью и искусством, между людьми и между человечеством и природой.
«Раскинем шатры свои посреди тайги в заповедных садах, пустимся в дорогу кочевым племенем, поселимся в городах больших и малых — костры наши в тумане светят, озаряя путь наш. По ровному пламени в глазах узнаем друг друга и собратьев по воле».
— Уссурийцы
ВХОД СВОБОДНЫЙ