TO CREATE MEANS TO LIVE, TO ETERNALLY CREATE NEWER AND NEWER THINGS. BUT HOWEVER MUCH WE MOVE THE FURNITURE AROUND THE ROOM, WE WILL NEVER INCREASE IT OR CREATE NEW FORMS FOR IT. KAZIMIR MALEVICH
37+1. ПАНК-ДИВИНАЦИЯ

Выставка режиссера Александра Шейна основана на материалах документального исследования для фильма «Тимур Новиков. Ноль объект»** о ленинградском андерграунде восьмидесятых – нулевых, который сейчас выходит на большой экран. Используя материалы фильма, над которым Шейн работал 4 года, он режиссирует выставку, в которой рассматривает хронику под другим углом, анализирует свой опыт и рассказывает альтернативную историю времени.

В основу выставки Шейн помещает 37 стоп-кадров из фильма, которые служат временной разметкой с 1976 года по сегодняшний день. Исторические хроники этих лет стали каркасом фильма «Тимур Новиков. Ноль объект » не случайно – именно в эту эпоху рождается художественная революция 80-х, ключевыми фигурами которой были герои ленинградского андерграунда - Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Курехин, Сергей «Африка» Бугаев, Георгий Гурьянов и Владислав Мамышев-Монро.

Однако в выставке Шейн говорит не столько о времени и поколении Тимура Новикова и его соратников, сколько о собственном восприятии рубежных отметок, размечающих исторический ландшафт: «Это инъекции в подсознание зрителя очень важных и канонических образов, которые не всегда находятся на поверхности, но они всегда провоцируют вас на ответную реакцию, вашу внутреннюю. Вы соединены с ними. Эта ответная реакция есть способ самоидентификации во времени и пространстве.» - считает режиссер.

Основным медиа выставки становится стоп-кадр, который интересен Шейну тем, что не подчиняется правилам ни кино, ни художественной фотографии. По определению Анри Бергсона кино это 24 плохих фотографии в секунду. Соответственно, стоп-кадр - одна из 24 плохих фотографий в секунду, - лишен своей органичной функции и вырван из контекста и кино и фотографии. Такой кадр обретает функцию чистой репрезентации времени и дает огромный потенциал для возможных личностных интерпретаций. Так, сравнивая кино с добытой рудой, Александр Шейн не только изучает ее возможности, но и обогащает ее через новые формы разговора со зрителем внутри той же темы, но в другом регистре.

____

* «...есть у людей нечто такое, что у нас называется дивинация (divinatio), а у греков μαντική, т. е. способность предчувствовать и узнавать будущее. Это была бы, конечно, великолепная и спасительная вещь (если бы только она существовала в действительности), с ее помощью смертная природа могла бы вплотную приблизиться к божественной. Так что мы в этом, как и во многом другом, поступили лучше, чем греки, присвоив этой превосходнейшей способности название, производное от слова «divus» (божественный), между тем как греки, судя по толкованию Платона, произвели свое название от [слова «μανία», означающего] «исступление» (furor). - Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука», 1985

** Фильм снят при поддержка Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина