THE BODY OF ART IS TIRELESSLY REINCARNATED AND FORTIFIES THE BASE OF ITS SKELETON INTO STRONG, UNYIELDING LINKS, ACCORDING TO THE TIMES. KAZIMIR MALEVICH
ПОСЛЕ ТАЙФУНА / ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА РЕЗИДЕНТА МИХАИЛА ЗАИКАНОВА

3-10 ИЮНЯ 2016 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

Отчетная выставка Михаила Заиканова представит некоторые итоги его полевого и архивного исследования в рамках программы арт-резиденции «Заря». Проект затрагивает историю Приморского края, которая будет рассмотрена здесь сквозь призму истории семьи художника.

История часто представляется нам непрерывающимся повествованием, состоящим из стройно складывающихся в цепь эпизодов. Однако нетрудно обнаружить, что такой подход вносит существенные упрощения, исключая целое поле частных деталей, а жизни и судьба «обычных людей» вовсе не попадают в поле интересов истории. Такая ограниченность традиционной исторической дисциплины уже долго подвергается критическому переосмыслению, что стимулирует возникновение новой историографии. Один из альтернативных подходов – т.н. «история снизу» (history from below), или история повседневности, которая сосредотачивается на истории, культуре, быте обыкновенных людей, составляющих основную массу населения любого государства в любые времена.

«История снизу» изучает документальные свидетельства: дневники, письма, фотографии, любительские видеозаписи. Пожалуй, на бытовом уровне большинство из нас занимается изучением такой истории, просматривая, например, старые фотографии, находя на них знакомых, родственников, людей, о которых только слышали, или тех, чья идентичность теперь не поддается восстановлению. Можно сказать, что в творчестве Михаила Заиканова также проявляются подобные тенденции: в последнее время художник активно работает с семейным архивом, пытаясь посредством изучения частной истории связать разрозненные фрагменты истории страны, охватить ее и восполнить. С Дальневосточным регионом у него есть особая связь – семья отца художника некоторое время проживала здесь в военных поселениях, что запечатлено на многочисленных снимках шестидесятилетней давности.

Отправной точкой проекта послужила одна из таких фотографий, на которой отец художника, совсем еще ребенок, вместе с семьей стоит на крыльце дома в поселке Барабаш во время наводнения. Один из самых мощных тайфунов в истории Приморского края принес значительные разрушения в поселок, и магнетизирующая картина затопленной водой земли с детства привлекала художника в этой фотодокументации.

Вода – ключевой связующий элемент проекта. Водный поток в представлениях разных народов имеет отношение к феномену памяти и забвения – постоянно обновляющийся, он объединяет время, вымывает прошлое в пользу будущего, обладает сокрушительной волей к движению. Однако название выставки – «После тайфуна» – указывает на фокус экспозиции не на самой стихии, а на эффекте, вызываемом ей. Также не является секретом, что фундаментальные исторические изменения по силе разрушительности могут быть равны или даже превосходить природные катастрофы, что наглядно демонстрирует проект Заиканова. Современный Барабаш уже не является военным поселением: рота переведена, военные постройки пришли в запустение и постепенно ветшают. То, что ранее представляло огромное значение и казалось прочным и долговременным, исчезает и предается забвению в короткие сроки.

Проект охватывает разные исторические отрезки: времена функционирования Барабаша в качестве военного городка, тайфун, современное состояние, что сближает их временные плоскости, позволяя проводить аналогии и выявлять закономерности. Это действительно «малая» история, не столь значительная в глобальных масштабах, но величина ее с точки зрения исторической науки не умаляет их важности для исследователя прошлого. При том, что «история снизу» не может давать объективной картины, она тем не менее восполняет важный пробел, говоря о тех, кто обычно исключен из исторического нарратива. Более частный и личностный подход к истории позволяет заново определить ее субъекта и объекта, иными словами, того, кто вершит историю, и того, над кем она вершится.

Справка:

Михаил Заиканов родился в Москве, живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге. Учился в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко и Институте Проблем Современного Искусства. Работает в жанрах графики, фотографии, создает объекты и инсталляции, не ограничивая себя рамками определенного медиа. Среди персональных выставок – «Идея, Свобода, Вперед» (СТАРТ, Москва, 2012), «Правила игры» (КОМНАТА, Москва, 2013) и др.; также принимал участие выставках «Bajki» (Lazareti, Дубровник, 2016), «Bobby was killed twice» (Галерея Люда, Санкт-Петербург, 2014), «Воспитание» (Fabrika, Москва, 2013) и многих других. Куратор проектов «Дачная выставка» (Санкт-Петербург, 2015), «Порнографика» (Непокоренные, Санкт-Петербург, 2015), «Фантомная выставка» (Санкт-Петербург, 2014).