ARTISTIC EXTROVERTISM HAS BEEN SWAPPED FOR INTROVERTISM, WHICH PREFERS MORE INTIMATE FORMS. WHAT IS IMPORTANT TODAY IS NOT SO MUCH THE SHOCK EFFECT, BUT MEDITATIVENESS AND CONCENTRATION. VIKTOR MISIANO
Media library

ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ:

СОВЕТСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВА ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ХУДОЖНИКАМ

Дом, укрытие, safespace или отшельничество — что из этого больше всего соответствует потребностям нашей новой реальности? Наиболее точным в нынешних кризисных условиях кажется именно укрытие (или убежище) — в силу своей временности, как бы по умолчанию включенной в это понятие, и экстренности, также присутствующей в этом слове. Однако проекты художников — первых участников нового сезона обновленной арт-резиденции «Заря», коснулись всех четырех понятий. Шестеро молодых приморских художников независимо друг от друга обратились к теме укрытия во время работы в мастерской Центра современного искусства «Заря» в ноябре 2022 — январе 2023 года.

Сезон домашних арт-резиденций в «Заре» начался с проекта владивостокского художника Миши Чансы (Михаил Чувакин), известного городскому арт-сообществу своими экспериментами с графикой, а также гостеприимным кураторством проектов молодых художников города. В «Заре» Миша перенес плоскость листа со своей графикой в пространство студии, расширив понятие письма до физического разрыва между светом и темнотой. Получившееся пространство напоминало калейдоскоп или камерный театр теней, доступный человеческому глазу, но внезапно масштабированный до размера комнаты. На первое место вышла индивидуальность переживания, а буквальная пустота выставочного зала, в котором были только видеопроекции, подчеркнула тотальность произведения.

Итоговый проект Михаила Чувакина. Вид экспозиции. 2022

Через неделю мастерская преобразилась обратно в белый куб, в дальнем углу которого возник аналог пагоды: художница Милана Пестерева вязала ее целыми днями. Во время презентации проекта она пустила зрителей внутрь этого домика из пряжи, а затем вернула материалу его функциональность, буквально надев дом на себя. Завернувшись в него, словно в кокон, художница неподвижно сидела под аудиозапись лекции сибирского искусствоведа Аркадия Парового о понятии дома.

Итоговый проект Миланы Пестеревой. Вид экспозиции. 2022

Приватное пространство в различных своих формах встречается в работах многих неофициальных советских художников: как тех, кто остался по эту сторону железного занавеса, так и тех, кто смог выехать из СССР в Израиль, Западную Европу или США. Об эскапизме рассуждали Илья Кабаков, группа «Коллективные действия», Виктор Пивоваров и многие другие. Сами квартирные выставки с 1970-х следуя логике эскапизма и невозможности показать работы в привычных выставочных пространствах. Множество художников (особенно в вынужденной эмиграции) искали место, которое они могли бы назвать домом, и отъезд людей из России в 2022 году вновь поднял эти вопросы, в том числе для художников из Приморья, региона, откуда традиционно уезжают выпускники школ или вузов в Центральную Россию или в ближайшие страны Азии в поисках карьерных перспектив.

Для третьей резидентки «Зари» Лизы Козловской дом сводится к родственным связям — в данном случае с ее уехавшим из России родным братом. Лиза воспроизводит живописную работу брата, который также является художником, в технике бисероплетения. На работе Ахъярика Козлического изображен космический корабль, своего рода Ноев ковчег, несущий людей в «Вышний град», призванный стать укрытием от земных невзгод.

Итоговый проект Лизы Козловской. Вид экспозиции. 2022

Виктор Хижняк использовал свой период резиденции в «Заре» для воплощения давно задуманного им эскиза тотальной инсталляции — комнаты, долгое время недоступной постороннему глазу. Виктор конструирует психологический портрет выдуманного им персонажа-отшельника, жившего в советском Приморье примерно в 1980-е годы — обезличенного, но характерного в своей замкнутости и подозрительности человека, который маниакально собирал разного рода объекты и постоянно конструировал из них что-тоновое. Живя в коконе из проводов и давно потерявших свою функциональность вещей, персонаж Хижняка становится видимым только после своей смерти. Так Виктор ищет ответ на вопрос о феномене Коробочки и Человека в футляре, актуализируя его через отшельничество и внутреннюю эмиграцию, вновь актуальные для множества людей.

Итоговый проект Виктора Хижняка. Вид экспозиции. 2023

Художница из Дальнегорска Юля Утюгова обращается к важному для ее города сюжету — падению метеорита на сопке на севере Приморского края. Городская легенда (падение метеорита до сих пор официально не подтверждено) вторит вере в существование внеземных цивилизаций, для Юли она служит еще и поводом поговорить о бытовой ксенофобии и страхе по отношению к другому и инаковому. В «Заре» она создала работу в технике тафтинга, изображающую сцену похищения инопланетянами («чужими») приморского тигра («своего»). «Свет с Венеры» невольно поднимает вопрос о самой возможности существования safespace, безопасного пространства, границы которого прочерчены исключительно человеческим воображением.

Итоговый проект Юли Утюговой. Вид экспозиции. 2023

Заключительным резидентом «Зари» этого сезона стала Саша Бухарина, показавшая «Книгу учета» — свой личный дневник эскизов, который она вела с 1 февраля 2022 года. Оказавшись в непривычных обстоятельствах, сопровождавшихся ощущением отчуждения, Саша начала вести запись своих состояний, которая закончилась год спустя, во время ее резиденции в «Заре». Саша также написала две картины, своего рода невольные посвящения другим участницам резиденции — Лизе Козловской и Юле Утюговой.

Итоговый проект Саши Бухариной. Вид экспозиции. 2023

Тема отшельничества приморскому искусству известна давно: на необитаемом острове Большой Пелис в 1970-е годы жил и работал художник Виктор Федоров, а за последнее десятилетие этот сюжет развивали Александр Казанцев, занимающийся картографированием островов Рейнеке, Желтухина и Рикорда, и художественный коллектив ДВР, который с 2019 года обустраивает собственную резиденцию в таежной глуши на севере Приморского края, в поселке Горноводное. Участницы коллектива ДВР Милана Пестерева и Лиза Козловская смогли не только представить себя как самостоятельных авторов в «Заре», но и привнести в работу резиденции коллективные ценности группы.

Домашний сезон арт-резиденции в «Заре» объединил разные сообщества молодых художников и индивидуальных акторов Владивостока. Все они занимаются поиском художественного языка в изменившихся реалиях. Рифмуясь с советской традицией, проекты приморских художников стали трамплином для переосмысления роли молодого искусства в конструировании альтернативных ситуаций в условиях изоляции и сформировали коллективы, которые станут основой нового художественного ландшафта Приморья в будущем.

Яна Гапоненко, февраль 2023

Тем, кто по каким-то причинам не может посетить нынешнюю выставку «Дальний фокус. Фотографы Владивостока» лично, мы предлагаем возможность ознакомиться с художниками и их работами в нашем специальном каталоге (18+).

Здесь вы найдете работы 19 местных авторов: Марии Бабковой, Сергея Дробнохода, Леонида Звегинцева, Сергея Кирьянова, Евгении Кокуриной, Дениса Коробова, Алексея Короткова, Юрия Луганского, Елены и Александра Мельниковых, Павла Немтина, Сергея Орлова, Михаила Павина, Ивана Сперанского, Глеба Телешова, Александра Хитрова, Георгия Хрущева, Владимира Шутафедова и Юрия Яроцкого.

Это очень разные авторы, жанры, сюжеты и герои снимков, разные взгляды и подходы. Но все они очень органично дополняют друг друга в одном пространстве, переплетаясь и со всех сторон показывая фактуру и душу Владивостока.

Изображение: Леонид Звегинцев. Стадион МГУ, июнь 2019.

Пока закрыты границы государственные, «Заря» продолжает осмыслять и преодолевать другие – дисциплинарные, культурные и географические.

Пожалуй, самым масштабным нашим исследованием на эту тему стал метагеографический симпозиум «К новым политиям географического воображения», приуроченный к открытиям выставок «Метагеография 3: ориентализм и мечты робинзонов» и «Один Северо-Восток» в 2018 году.

Теперь у вас есть возможность изучить онлайн-каталог этого события со статьями и свидетельствами его участников – Николая Смирнова, Дмитрия Замятина, Кирилла Светлякова и многих других российских и международных кураторов и художников!

Вы можете скачать здесь наш первый альманах «Заря: современное искусство в Приморье», который включает в себя информацию об избранных выставках «Зари» и некоторых проектах резиденции за 2014-2017 гг., а также авторские статьи об искусстве края и интервью Александра Мечетина, Алисы Багдонайте, Адель Ким, Натальи Левданской, Веры Глазковой и Николая Смирнова.

К сожалению, мы не смогли вместить в издание работы всех художников, когда-либо сотрудничавших с нами, но искренне благодарны без исключения всем, с кем познакомились за прошедшие пять с половиной лет. Вы вдохновляли нас, делились безумными идеями и наполняли уникальным опытом!

Как говорит в приветственном слове главный куратор «Зари» Алиса Багдонайте, «альманах — это рассказ о Владивостоке и Приморье через искусство, а также об искусстве через работы художников <...>. Физическая удаленность от сложившихся арт-метрополий не делает эти работы менее интересными, а дискуссию о них — менее значимой, но подчеркивает авантюрность тех, которые решились на сложное и невозможное и стали таким образом первыми».

Вы можете скачать здесь каталог «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока.1960–2010-е», созданный Центром современного искусства «Заря» по итогам одноименной выставки. Данный проект, беспрецедентный по временному и жанровому охвату, позволяет представить творчество владивостокских художников более широкой аудитории, выходящей за рамки региональной географии. В книгу вошли работы 23 художников, малоизвестных за пределами Приморья, а также искусствоведческие и культурологические тексты.

Мы начинаем серию публикаций о полезных онлайн-ресурсах, которые помогут вам в изучении истории искусства, станут проводниками в огромном количестве стилей и направлений. Если вы всегда хотели начать разбираться в искусстве, но не знали, с чего начать – тогда эта подборка для вас!

  • «Русский авангард»

Курс, рассказывающий о том, как начиналось новое русское искусство XX века, кем были первые авангардисты, какими идеями они вдохновлялись и что создавали. Подробнее...

  • «Русское искусства XX века»

Краткий обзор всего, что происходило с русским искусством на протяжении XX века — от Дягилева, до акций Олега Кулика. Подробнее...

  • «Современное искусство и идеи» (на английском языке, есть русские субтитры)

Курс для всех, кто хочет узнать больше о современном искусстве в контексте различных тем — места и пространства, идентичности, общества, повседневности. Подробнее...

  • «Видеть через фотографию» (на английском языке, есть русские субтитры)

Вы узнаете, как фотография использовалась на протяжении всей своей долгой истории, а также исследуете ее роль в визуальной культуре в целом. Подробнее...

  • «История искусства» (на английском языке)

Объемный курс, затрагивающий все аспекты изучения искусства — от хронологии, до понятийного аппарата. Подробнее...

  • «Введение в историю искусства»

Общий курс, благодаря которому вы будете ориентироваться среди всего разнообразия стилей западно-европейского искусства. Вы узнаете о наиболее важных феноменах в истории культуры — от Древнего мира и до XX века. Подробнее...

  • «Современное искусство»

Краткий и емкий курс, цель которого — дать слушателю базовые знания в области истории и теории современного искусства, благодаря которым он сможет перечислить основные стили и направления актуальных художественных практик, назвать имена выдающихся мастеров живописи, скульптуры и других медиа. Подробнее...

  • «История дизайна»

В процессе обучения вы узнаете о том, что такое дизайн, как он зарождался и какие этапы проходил, познакомитесь с деятельностью школы Баухауз и других учебных заведений. Вам расскажут, какая связь между креслом модели «Василий» и Кандинским, а также как общее развитие искусства связано с эволюцией стилей в истории дизайна. Подробнее...

Подкаст – отличный инструмент для получения интересной информации об искусстве. Вы можете совмещать прослушивание выпуска вместе с каким-либо делом, поездкой или занятием спортом, тем самым затрачивая минимум времени, но получая максимум пользы и удовольствия. Предлагаем воспользоваться нашей подборкой подкастов.

Журнал «Искусство»
Каждый подкаст – неформальный навигатор по какой-нибудь из тем отдельного номера журнала, в котором простым и доступным языком рассказывается о том, чем она интересна, на что следует обратить внимание. Подробнее..

Культура всего
Еженедельно авторы делают интервью с художниками и музыкантами, журналистами и пиарщиками, медиаменеджерами. Подробнее..

● А что там?

Подкаст от вебзина о современном искусстве Spectate, публикующем эссе и рецензии на выставки, а также переводы важных текстов об искусстве. «А что там?» – это обзор интересных искусствоведческих текстов, арт-прессы с комментариями и анализами ведущих. Подробнее..

Искусство для пацанчиков

Культуролог Анастасия Четверикова максимально простым и доступным языком рассказывает о каких-либо феноменах искусства. Темы подкастов самые разнообразные – от работ Дали до «Кармина Бурана» Карла Орфа. Подробнее..

● Арт-вопрос

Журналистка и создательница онлайн-галерее OilyOil.com Катя Положенцева каждую неделю приглашает к себе гостей из мира современного искусства – галеристов, художников, дилеров, коллекционеров и многих других. Подробнее..

● Радио Arzamas

Подкасты от академии Arzamas, посвященный самым разнообразным темам. В частности, можно обратить внимание на «Зачем я это увидел?» искусствоведа Илья Доронченков и редактора Кирилл Головастиков, рассказывающих об искусстве и лучших выставках в России и мире. Подробнее..

Arttactic (на английском)

Серии интервью с ведущими мировыми кураторами, представителями галерейного и аукционного бизнеса, владельцами онлайн-платформ по продажам произведений искусства и мировыми СМИ. Подробнее..

● Creative peptalk (на английском)

Будет полезным для художников и представителей творческих профессий. Вы узнаете, как продвигать себя и познакомитесь с некоторыми практическими советами. Подробнее..

● Bow Down: women in art

Подкаст о выдающихся женщинах-художницах, в каждом эпизоде которого вы услышите рассказ художника, писателя, историка или куратора, который рассказывает о любимой женщине в искусстве. Подробнее..

● The Art Newspaper (на английском)

Подкаст одного из ведущих интернациональных СМИ об искусстве, в котором рассказывается о самых интересных событиях в сфере искусства сегодня, а также о выдающихся произведениях прошлого. Подробнее..