ARTISTIC EXTROVERTISM HAS BEEN SWAPPED FOR INTROVERTISM, WHICH PREFERS MORE INTIMATE FORMS. WHAT IS IMPORTANT TODAY IS NOT SO MUCH THE SHOCK EFFECT, BUT MEDITATIVENESS AND CONCENTRATION. VIKTOR MISIANO
News

Центр современного искусства «Заря» объявляет прием заявок на участие в круглогодичной арт-резиденции «Заря» во Владивостоке на 2025 год. Прием заявок открыт с 26 декабря 2024 года по 19 января 2025 года. В результате отбора жюри 17 февраля 2025 г. будет представлен предварительный лонг-лист участников. Итоговые победители будут объявлены 26 февраля 2025 г., начало работы в резиденции — с марта 2025 года.

«Заря» ждет заявки не только от художников и кураторов, но и от писателей, историков, археологов, музыкантов, междисциплинарных исследователей и профессионалов других гуманитарных и социальных дисциплин. При выборе резидентов предпочтение будет отдано проектам и исследованиям, связанным с местным контекстом.

  • Более подробная информация об условиях и форма подачи заявки размещена здесь.

22 ДЕКАБРЯ 2024 – 16 ФЕВРАЛЯ 2025 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ, КИНОЗАЛ

21 ДЕКАБРЯ / 18:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Фотосерия и видеоинсталляция от художников Вячеслава Мизина и Филиппа Крикунова«Ностальгия по будущему» служит ироничным сборником «краеведения счастья», как его называют сами авторы (также известные как инициаторы и адепты Паратунского современного искусства и Музея современного искусства Камчатки). Формат короткого видео, к которому прибегли резиденты «Зари», является продолжением метода сибирского иронического концептуализма. Сегодня производство reels (бесконечной ленты коротких видеороликов) и видео в тик-токе стало полноценной индустрией, напоминающей кинематограф: с менеджерами, сценариями, актерами и соответствующими бюджетными успехами. Так, в Китае существуют целые фабрики, на которых десятками работают блогеры, сидя в полуметре друг от друга и производя контент. Существует миллион форматов аналогичных коротких видео — от новостных до абстрактных графических и естественно-ироничных.

Авторы проекта противопоставляют свой художественно-реалистический метод «ноль-видео» не только этим форматам, но и сложным кураторским формулировкам и художественно слабым посланиям современных художников.

Подробнее...

1–3 НОЯБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Шуршим страницами и разглядываем обложки: во Владивостоке впервые пройдет Гаражка издательства МИФ. Приходите выбрать книги для себя и близких с 12:00 до 20:00.

Гаражка МИФа – это книжная ярмарка, где можно найти что угодно. Например, литературу по саморазвитию и психологии, корейские манхвы и китайские маньхуа, фэнтези, детективы, романы и прозу Young Adult. Артбуки, рецепты, добрые и полезные книги для малышей и подростков. А также красивейшие колоды Таро и метафорические карты. И конечно, на Гаражке будет много красивых книг с иллюстрациями современных российских художников. Также пройдут встречи с авторами и иллюстраторами.

Подробное расписание.

16 ИЮНЯ – 6 ОКТЯБРЯ / КИНОЗАЛ

15 ИЮНЯ / 17:00–19:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Для Руслана Комадея – уральского перформера, писателя и поэта с дальневосточными корнями – арт-резиденция «Заря» стала реверсивным пространством вытесненных воспоминаний. Семейная история привела его во Владивосток в 2000 году, в девятилетнем возрасте, и оборвалась там же с трагической потерей отца. Фрустрированное состояние ожидания главы семьи в незнакомом портовом городе в гостинице «Моряк» стало для Комадея отчужденным опытом из его детства, на котором он в итоге сконструировал свою интервенцию во Владивостоке 24 года спустя. Художник арендовал номер в той самой гостинице «Моряк», где ждал своего отца со своей мачехой. «Тогда во Владивостоке я успел полюбить первый эпизод «Звездных войн», «Матрицу», напересказывать местным ребятам страшилки Успенского и наесться кедровых орехов», – вспоминает Руслан.

Подробнее...

10, 24 АВГУСТА / 17:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Друзья, в цикле лекций произошли изменения. Следующая встреча с резиденткой «Зари» состоится в субботу, 24 августа.

  • 10 августа / 17:00 / Лесные пейзажи в искусстве ХХ века

В образе леса есть место потерянному раю, рыцарским приключениям и мерцанию Фаворского света. Лена Скрипкина рассмотрит лес как границы сакрального в природе и в искусстве и расскажет, как эти контуры влияют на зрение и мышление. Мы поговорим о феномене «ледяного дождя» и о том, как пострадал лес после этого события.

Во второй части встречи участникам под музыку Вагнера будет предложено создать свой личный дневник наблюдения за лесом.

Подробное расписание...

3-5 ЯНВАРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ОТ 6 ЛЕТ

На каникулах в ЦСИ «Заря» пройдут фирменные мастерские для детей и взрослых, посвященные современному искусству! Участие бесплатное, запись по ссылке.

РАСПИСАНИЕ:

  • 3 января / 14:00–16:00 / Снежный_нежный коллаж

Среди важных практик, которые мы предлагаем изучить и освоить — коллаж и его история. Это инструмент, который помогает понять себя, научиться строить свою реальность и нереальность. Тема, которая объединит участников, звучит как «снежность и нежность», уют зимних вечеров и радость новогодних семейных праздников.

  • 4 января / 14:00–15:30 / Тейп-арт

Tape art (скотч арт) — создание изображений при помощи скотча. Сфера применения подобной техники не ограничивается витражами: современные художники активно используют клейкая ленту в стрит-арте, создают инсталляции, коллажи, графические произведения и даже скульптуры. Мы познакомимся с работами нескольких авторов, использующих скотч совершенно разным образом, а затем сами попробуем освоить несложные техники создания картин из этого материала.

  • 5 января / 14:00–15:30 / Мастерская форм

Познакомимся с концепциями и эстетикой, присущими творчеству Джеффа Кунса, который известен своими яркими, игривыми произведениями, исследующими взаимодействие между искусством и массовой культурой. Рассмотрим ключевые аспекты творчества художника, включая его использование ярких цветов и форм, а также влияние поп-культуры на его работы. Узнаем о знаковых произведениях и их значении в контексте современного искусства. Затем попробуем поразмыслить над своей собственной скульптурой и придумать ей особую форму, используя простые, но яркие материалы — трубочки, клей, блёстки и фломастеры.

ОКТЯБРЯ 2024 – 16 ФЕВРАЛЯ 2025 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

26 ОКТЯБРЯ / 19:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Темой исследовательского и художественного проекта Сослана Дзатиева и Антона Вальковского «Смутное на склоне – это и есть мой новый дом» стали вопросы перемещенной памяти и перемещенной идентичности в контексте миграционных процессов Приморья на примере осетинской диаспоры и судеб конкретных людей.

Исторически сложилось, что Дальний Восток стал новым домом для огромного количества самых разных сообществ: одни оказались здесь в результате переселений, другие – в качестве трудовых мигрантов, для третьих место резонировало с мечтой об убежище и обретении безопасности. За время арт-резиденции авторы разрабатывали понятие «проточная культура» – пространство адаптаций, обмена, взаимовлияний и трансформаций, соединяющее напластования самых разных контекстов и эпох. По мнению авторов проекта, феномен «проточной культуры» наиболее специфично отражает идентичность Владивостока как точки неокончательного и постоянного перемещения, из которой население и уезжает, и постоянно воспроизводится в том числе за счет новых волн переселенцев.

Подробнее...

18 МАЯ — 6 ОКТЯБРЯ 2024 / МАЛЫЙ ЗАЛ

Открытие временной групповой выставки приморских художников «Связь. Территория. Память» было приурочено к одноименной «Ночи музеев» этого года.

Художники, театралы и культурные деятели собрались вместе под эгидой Музейной ночи на «Заре», чтобы визуализировать невидимые нити, соединяющие нас друг с другом. Как восстановить ускользающие связи и бережно укреплять уже существующие? Связь тела с окружающим пространством является ключевым условием театральных и перформативных практик; она также воплощена в практиках рукоделия и живописи. Связь воплощается в коммуникации и поиске общего языка, обнаружение которого гарантирует возможность общения в принципе. Узловые точки связи нуждаются в постоянном плетении заново, ее устойчивость возможна лишь при регулярной поддержке. Гарантией связи может выступать диалог на одной территории (будь то физической или виртуальной), а также об этой территории – общей, разделяемой или, наоборот, частной. Место Владивостока на карте и в истории, его связь с другими точками раскрывается во множестве личных и семейных историй этого города.

Подробнее...

26 АВГУСТА – 22 СЕНТЯБРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

25 АВГУСТА / 17:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

В рамках арт-резиденции «Заря» московская художница Елена Скрипкина прорабатывала тему мерцающего присутствия природы в городской среде. Она прилетела с долгосрочным исследованием для своей будущего подводного атласа, соединяющего мир морской флоры с ботаническим пространством, а также для продолжения авторской образовательной лаборатории «Ботаническое время», которая во Владивостоке обогатилась не только новыми артефактами, присущими местной флоре и фауне, но и особым режимом природной хронополитики, определяющим субъективное течение времени во Владивостоке.

Будучи прибрежным городом, столица Приморья раскрывается художнице как подчиненная решающим природным циклам, задающим замедление или ускорение ее жителям согласно атмосферным факторам. Три стихии — лес, облака и вода — предстают центральными осями её тотальной инсталляции. Они становятся для Скрипкиной пространствами памяти, всматривания в морской пейзаж и его непрерывной изменчивости, уязвимости во времени, в которых хранятся и разворачиваются особые отношения между людьми на границе города и природы.

Подробнее...

3 АВГУСТА / 17:00 / КИНОЗАЛ

В эту субботу состоится знакомство с новым участником арт-резиденции «Заря» – московской художницей и режиссёром документального кино Леной Скрипкиной.

Поговорим про предыдущие проекты автора, связанные с темой «природа в городе», про современную литературу и экотеологию, посвященную осмыслению опыта созерцания и наблюдения за природой. Увидим, как можно соединить несоединямые жанры на примере выставки-спектакля, который планируется в качестве итогового проекта во Владивостоке.

  • Справка:

Елена Скрипкина – художница, режиссер документального кино, теолог, лауреат премии «Инновация» (2017), создатель ботанической лаборатории «Ботаническое время»