НЕЛЬЗЯ ТАК ОТУПЕТЬ, ЧТОБЫ КО ВСЕМУ ПРИВЫКНУТЬ. ФРАНЦ КАФКА
A-I-R PROGRAM

16 ДЕКАБРЯ 2017 — 4 ЯНВАРЯ 2018

ВЕРНИСАЖ: 16 ДЕКАБРЯ / 17:00

Участник программы арт-резиденции «Заря» из Владивостока представит выставку, посвященную городским парковкам

16 декабря в 17:00 в Мастерской арт-резиденции «Заря» пройдет вернисаж выставки «Машины не машины ставить не ставить» фотографа Дениса Коробова. Экспозиция будет открыта до 4 января. Вход свободный. Для посещения необходимо обратиться на ресепшен.

Тема особых взаимоотношений между владивостокцами и их личными транспортными средствами регулярно поднимается в течение последних десятилетий, когда проблема отсутствия подходящей инфраструктуры при всеобщей доступности автомобилей стала очевидной. Как хорошо известно каждому местному жителю, парковка захватывает любое доступное место – мы видим ее из окон, проходим вдоль нее по тротуару, ежедневно отвоевывая пространство для собственного передвижения. Владивосток в его сегодняшнем состоянии – город водителей, машин и их стоянок.

В проекте «Машины не машины ставить не ставить» владивостокский фотограф и участник программы арт-резиденции «Заря» Денис Коробов представляет свой взгляд на это явление. Название выставки, поначалу кажущееся абсурдным, отсылает в растиражированному в интернете фото неизвестного автора, где на металлических воротах именно в такой формулировке обозначен запрет парковаться, и формулировка эта так же спонтанна и двойственна, как и регулирование автостоянок в целом.

Коробов не получил специального фотографического образования и ищет свой визуальный язык самостоятельно, опираясь на примеры близких мировых авторов. Он работает сериями – так, среди них есть циклы, посвященные вывескам, уличной рекламе, детским площадкам, которые, с одной стороны, типизируют эти явления, с другой, выявляют незаметные глазу обывателя детали.

Парковки, на которых фокусируется резидентский проект Коробова, имеют совершенно разный характер – они могут быть регулярными, нелегальными, стихийными, заполонившими пространство, вдоль дорог, перпендикулярно друг другу, как элементы пятнашек или другой настольной игры. В части работ не появляется сам образ автомобиля, но указывается на его присутствие – многочисленные ограждения, объявления и надписи на уличных поверхностях говорят о связанных с транспортом проблемах куда более красноречиво. Владивосток предстает без прикрас, неустроенным и нерегулярным, с хаотично расставленными бетонными блоками и покрышками, призванными имитировать благоустройство, с бесконечными трещинами в асфальте. Кульминацией становится транспортный коллапс первого снега, когда собравшаяся накануне пробка не двигалась до первых рассветных часов – и вся дорога стала одной большой парковкой.

Однако в то же время на эти явления фотограф смотрит без оценки, с присущей ему мягкой иронией. В глазах фотографа стоянки предстают дополнительной частью городской инфраструктуры: архитектура представляет собой ее статичный слой, а парковки – подвижный, который каждый раз складывается заново и создает новую структуру лабиринта. Недостаток свободного пространства, неудобство маршрута (и пешеходного, и автомобильного), вызываемые постоянными изменениями в этом подвижном слое неизбежно влияют на наше восприятие городской среды в целом – но, возможно, и они в том числе является источником той внутренней динамичности и гибкости, свойственным как самому городу, так и характеру его обитателей.

*Денис Коробов родился в 1991 году в пос. Терней Приморского края, в настоящее время живет и работает во Владивостоке. Денис документирует облик постсоветского города, каковым является Владивосток, выявляя характерные для него детали и противоречия. Также он часто обращается к жанру портретной фотографии. Представлял свою персональную экспозицию в пространстве «Огурцы» (Владивосток, 2015 г.). Участник квартирных выставок Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) и предаукционной выставки в ЦСИ «Заря» в 2016 г. Представлял работы в рамках проекта «Новая бедность» ВШСИ (совместно с центром «Красный», Москва и арт-группой «Что делать?», Санкт-Петербург), 2016 г.

15 ДЕКАБРЯ / 20:00 / КИНОЗАЛ

В кинозале Центра современного искусства «Заря» впервые публике будет представлен фильм «Звуки Владивостока». Автором идеи и руководителем этого аудиовизуального портрета города стал кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа, он выступил автором музыки, съемки и монтаж фильма осуществил Костис Николас.

Авторы проекта стремились запечатлеть уникальные особенности города. Основанный в 1860 году как военный пост, Владивосток стал воротами России в Азию в дальневосточном регионе и по сей день сохраняет очарование прошлых эпох. Город десятки лет оставался закрытым для посетителей и стал доступен жителям России и мира только в 1992 году, после падения Железного занавеса. Золотой мост, ставший достопримечательностью последних лет; напоминающие о советской эпохе крошечные студии музыкантов; Токаревский маяк, расположенный на краю мира, где заканчивается суша и начинается Японское море — весь Владивосток становится сценой для музыкального спектакля, в котором слышатся голоса города. Мариос Иоанну Элиа говорит о Владивостоке: «Этот город неповторим, ему нет подобных во всем мире – с точки зрения его истории, географии, визуальной и акустической эстетики, и, конечно, людей, населяющих его. В нем жив дух его прошлого». Музыкальные и визуальные декорации Владивостока меняются от сезона к сезону, и особенно велик контраст между зимой и весной. Часть материалов для проекта собиралась в суровых погодных условиях, при температурах до −15°C. Записи сделаны в том числе на льду залива Петра Великого, на поверхности замерзшего моря.

В проекте приняли участие множество музыкантов, в том числе восемь дирижеров и 13 различных музыкальных коллективов, симфонический и духовой оркестры, ансамбли традиционных и ударных инструментов, хор, исполнитель на терменвоксе и рэпер. В музыкальные записи органично включены звуки, отражающие характер повседневной жизни города. Проект осуществляется в рамках программы арт-резиденции «Заря». «Впервые за всё время работы арт-резиденции мы смогли обратиться к области звука и музыке, которая всегда нас интересовала, но возможность сделать что-то новое во Владивостоке представилась, только когда мы увидели предложение Мариоса, – комментирует главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте. – Изначально мы сомневались: проект казался нам очень масштабным и амбициозным, а потому рискованным, но мы всё же решили попробовать, и это было правильно: композитору действительно удалось объединить весь город вокруг своей идеи и всех воодушевить».

Проект был реализован при участии 15 местных институций и объединений и многочисленных жителей города, внесших личный вклад. Автор выражает свою признательность тем, кто ему помогал: «Я невероятно благодарен организаторам, всей команде, работавшей над созданием фильма, многочисленным партнерам, организациям и всем, кто поддержал нас, а также десяткам горожан, которые внесли свой вклад в проект и сделали этот опыт поистине незабываемым. Именно поэтому я считаю, что финальный результат проекта отражает характер Владивостока наиболее полно».

Итоги такого зрительского соучастия комментирует координатор арт-резиденции Адель Ким: «Это удачный пример резидентского проекта, который вовлекает горожан в процесс созидания. Мы предложили всем желающим поделиться своими любимыми звуками и видами Владивостока и были удивлены тому, с каким энтузиазмом город откликнулся – видимо, необходимость в таком проекте действительно была. Хочется верить, что результат работы Мариоса оправдает ожидания жителей Владивостока. Надеемся, что практика вовлечения будет подхвачена другими участниками программы арт-резиденции в будущем, что позволит настроить взаимодействие с более широком кругом заинтересованных и сделать процесс работы художников-резидентов более понятным и открытым».

*Мариос Иоанну Элиа – кипрский композитор, учился в Университете Моцартеум в Зальцбурге и Венском университете музыки и исполнительских искусств, получил степень доктора философии (Ph.D.) в Университете Саутгемптона. Его авторству принадлежат более 75 произведений, среди которых – опера “Die Jagd” (Штутгартская государственная опера) и “Ульмская оратория” для 400 музыкантов. Получил такие награды, как премии Литославского и Сероцкого (Варшава), премия Эдисона Денисова (Москва), приз BMW на Musica Viva (Мюнхен) и FAMABs Gold Apple за лучшее инновационное культурное событие в Германии. Преподает в разнообразных учреждениях, включая Университет Моцартеум в Зальцбурге, Феликс Мендельсон Бартолди в Лейпциге, Университете Санмён в Сеуле, а также является арт-директором различных культурных инициатив, в том числе “Культурной столицы Европы” (2013-2015).

We are pleased to announce the final results for 5th ZARYA AiR Open Call 2017-2018. It was a very hard choice, and we appreciate all the applicants (310 in total) for their interest and projects proposals. Sadly, our capabilitis are limited, and we are not able to invite everyone but we sincerely hope that the ones who could not make it this time do not give up and catch their opportunity to live and work in Vladivostok next year. Additionally, we thank our experts for their time and priceless comments.

So the list of 2017-2018 ZARYA residents is as follows:

Olga Jurgenson / Russia

Ekaterina Yushkevich / Russia

Kitty Mykka Bryner, Lance Belanger / Canada

Alina Desyatnichenko / Russia

Tatiana Efrussi / Russia

Verena Issel / Norway

Leif Olof Holmstrand / Swiss

Jinhwon Hong / South Korea

Ma Haijiao / China

METASITU / Latvia, Spain

Roman Minaev / Russia

Royce Ng / Australia

Ivan Novikov / Russia

Anahita Razmi / Germany

Elena Redaelli / Italy

Elien Ronse / Belgium

Anastasia Ryabova / Russia

SASHAPASHA / Russia

SEARCHING UTOPIA (Lilli Haapala, Juri Ismo Jalasmäki) / Finland

Anastasia Tsayder / Russia

Katarzyna Wolinska, Ashiq Khondker / Poland, USA

Congratulations to the winners, and we look forward to having another inspiring year!

18 НОЯБРЯ / 14:00-19:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

В эту субботу все желающие смогут понаблюдать за процессом работы художников-резидентов и пообщаться с ними. В мастерской гостей встретят участники программы арт-резиденции «Заря» Устина Яковлева, Никита Nomerz и Денис Коробов. Обычно процесс создания произведений и рабочее место художника остаются закрытыми для зрителей, и именно для преодоления этой дистанции важно предоставить возможность посмотреть на мастерскую художников изнутри. Посетители смогут задать интересующие вопросы относительно техники или содержания произведений и первыми увидеть некоторые работы, которые затем составят отчетные выставки резидентов.

*Об участниках: Устина Яковлева (р. 1987) живет и работает в Москве. Работает с живописью, графикой и инсталляцией, в которую включает также такие материалы, как ткани, нити, бусины, бисер. В последнее время разрабатывает несколько серий, главные действующие персонажи в которых напоминают морских существ, моллюсков и медуз. Окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета и Институт проблем современного искусства (Москва). Среди персональных выставок Устины - «Морфологии превращения» («Kabinett», Берлин, 2016), «Внутри Поверхности» (Галерея «Триумф», Москва, 2012), Inversion, AA collections (Knoll Gallery, Вена, 2012). Участница множества групповых выставок, в том числе «НОГАМИ В ВОДЕ, ГОЛОВОЙ В ОБЛАКАХ» (ВЗ ЗДЕСЬ на Таганке, Москва, 2016), «Пазл Пьера Броше» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2015), «Детектив» (Московский Музей Современного Искусства, 2014). В прошлом - участница резиденции «Гридчинхолл» (2014, 2015) и ГЦСИ, Кронштадт (2014). Работы находятся в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Германии, Австрии и Нидерландах. Познакомиться подробнее с ее работами можно на сайте ustina-yakovleva.isoverse.us/. 21 ноября Устина представит совместную выставку с владивостокским художником Андреем Дмитренко.

Никита Nomerz (р. 1991) - нижегородский уличный художник, участник междугородних фестивалей и выставок, организатор и куратор ряда городских арт-проектов. Он также является автором документального фильм «В открытую», который посвящен отечественному уличному искусству и граффити. Первые уличные работы Никиты Nomerz появились в 2005 году. В этот период Никита экспериментирует с разными стилями и техниками. С 2010 года работал над проектом «Живые стены», в котором создавал изображения, взаимодействующие с объектами, вписывая персонажей в здания. С 2013 года начинает серию работ «Части целого», в которых переплетает образы, символы и сюжеты, спрятанные в абстрактные графические формы. Работы Никиты можно встретить в разных городах России, а также в странах Европы и Азии и в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных печатных изданий. Узнать больше можно на его персональном сайте: www.nomerz.com. В качестве проекта для резиденции, презентация которого пройдет 21 ноября, исследует грань между уличным и «галерейным» искусством.

Денис Коробов (р. 1991) – фотограф, живет и работает во Владивостоке. Денис документирует облик постсоветского города, каковым является Владивосток, выявляя характерные для него детали и противоречия. Также он обращается к жанру портретной фотографии. Представлял свою персональную экспозицию в пространстве «Огурцы» (Владивосток, 2015 г.). Участник квартирных выставок Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) и предаукционной выставки в ЦСИ «Заря» в 2016 г. Представлял работы в рамках проекта «Новая бедность» ВШСИ (совместно с центром «Красный», Москва и арт-группой «Что делать?», Санкт-Петербург), 2016 г. Во время пребывания в арт-резиденции «Заря» Денис разрабатывает тему стихийных парковок в городе, поднимая проблему транспортной инфраструктуры.

21 НОЯБРЯ – 7 ДЕКАБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Устина Яковлева (Москва) и Андрей Дмитренко (Владивосток) – молодые современные художники, работают с графикой, живописью, текстилем и объектами. Их работы посвящены, в случае Устины, формам жизни или, в случае Андрея, жизни в среде, в которую помещены изображаемые объекты, похожие на капли воды, пузырьки газа, на водоросли, микроорганизмы, планеты, медузы, метеориты или иные земные или космические тела.

Устина Яковлева участвует во Владивостоке в программе арт-резиденции «Заря», одна из целей которой – активизация обмена с локальной художественной сценой. Выставка выступает попыткой связать воедино индивидуальный опыт двух художников, которые, находясь по разные стороны материка, ищут собственный путь развития на основе классического художественного образования. Обоих связывает, с одной стороны, минималистская пластичность, бледная и спокойная выразительность, способность к аскезе (как в визуальной стороне, так и в очень тщательной, долговременной, усердной подготовительной работе), с другой – преемственность традиций.

Художники словно «пришиты» к жизненному полю, в котором существуют. Андрей идёт по родительской стезе специалистов печатного дела, работавших в владивостокских типографиях. Влияние рукодельных практик мамы и бабушки Устины придало её искусству сильный «женский» импульс, благодаря которому развивается не только мастерство техники, но и образ художницы – спокойной, умиротворённой, гармоничной. Словно перманентно, не сверяясь с часами, она вышивает единое цельное полотно, в котором одни сюжеты и образы перетекают в другие, не разделяясь на эпизоды, но сосуществуя, переплавляются и создают новые формы.

Другая сторона преемственности – это внимание к традиции в изобразительном искусстве. Устину подпитывают примеры влиятельных художниц (Ева Гессе, Луиз Буржуа, Яёи Кусама), работы которых несут в себе мощный импульс сексуальности и одновременно тяготеют к биоморфным образам и формам. Именно на этом пересечении находятся работы Устины, в которых, впрочем, сексуальность скорее медлительная, сокрытая ровным спокойным ритмом, где внутренние переживания упрятаны за производством абстрактной, отстраненной от самой себя среды, то ли асексуальной, то ли андрогинной.

В работе Андрея преемственность другого рода, она опирается на образцы китайских и японских классиков печатной графики. Он берёт у них не только сложность и многослойность техники, но и пытается найти через них новый подход к композиции, работать с ней так, чтобы её основным элементом была пустота, образовавшийся воздух, ничто, – то есть не то, что изображается, а то, что оказывается не изображённым, но словно невольно включенным в изображение.

Этот подход уводит его от традиционных истоков, где он черпает силы, к деконструкции изображения. Так, Андрей начинает работу с перфорацией или с травлением, правда, не доходит до конца процесса, а останавливается там, где поверхность взаимодействует с электролитом, произвольно формируя фактуру, контур, рисунок, цвет. Не так давно он представил свою первую видеоработу, а сейчас экспериментирует с совмещением фотографики и ручной печати. Такое сочетание – инструмент к высвобождению потенциала классических техник, позволяющий получить непрогнозируемый результат.

Оба художника работают через включение, эмпатию, осмысление существующих форм, синхронизацию точек и ошибок. Для них проделанный путь всегда является способом приятия и построения, а не отрицания и разрушения. Если бы существовал термин, обратный художественному авангарду, главным импульсом которого является уничтожение всего старого, в особенности традиций, то эти художники были бы главными представителями движения «авангард наоборот», сохраняя, осмысляя, объединяя и включая всё в тщательно организованную хаотическую среду, которую они формируют совместно, но отдельно, каждый со своей стороны большого материка, никогда не встречавшись и не зная друг друга до этой выставки.

Во Владивостоке Устина и Андрей попробовали наметить точки соприкосновения своих практик, что неизбежно привело и к взаимному влиянию – так, за прошедшие полтора месяца Устина под руководством Андрея освоила некоторые техники печати. Выставка «Среда» - это итог непродолжительной встречи двух миров, каждому из которых предстоит собственный путь и собственное развитие, однако их взаимодействие, возможно, определит новые траектории.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

21 НОЯБРЯ 4 ДЕКАБРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

Никита Nomerz – уличный художник из Нижнего Новгорода, за последние годы успевший заявить о себе не только в России, но и на многих международных площадках. Первая большая серия, принесшая ему известность – «Живые стены» – обыгрывала особенности конкретных архитектурных сооружений или других размещенных на улице промышленных объектов, которые обретали лица, глаза, руки – иными словами, буквально «оживали». Однако в определенный момент художник почувствовал ограничение, которое накладывала на него такая привязка к месту. Новые герои, ставшие знаковыми для серии «Части целого» (2013–), кажутся более мобильными. Хотя в них можно увидеть отсылки к академическому рисунку и героическим фигурам монументальных росписей, они – современные подвижные обитатели городов. Их антропоморфные силуэты будто раздроблены на части, которые связывают только фоновые геометрические формы. Название серии также указывает на то, что все они являются элементами общего повествования, сюжет которого можно представить, лишь собрав все части воедино. При этом в серии нет строго порядка или единственно верного прочтения, поэтому каждый раз историю можно складывать в новые паззлы-сюжеты по аналогии с узорами калейдоскопа.

В проекте «Перемещение», созданном для арт-резиденции «Заря», мы можем встретить этих уже знакомых персонажей, однако художник обращается к актуальной для него проблематике – а именно, к вопросу отношений между уличным и студийным искусством. В последние годы стрит-арт перестает восприниматься как исключительно молодежная субкультура, приобретая статус полноценного вида современного визуального искусства. По всему миру проходят стрит-арт фестивали, уличные художники участвуют в выставочных проектах и уже не ограничивают себя только городским пространством, перемещаясь для работы и в мастерские. Более того, стрит-арт сегодня может включать в себя и элементы других медиа – таким образом, границы жанра все больше размываются. Так существуют ли точные критерии, определяющие принадлежность произведения к уличному искусству? В какой момент оно становится уличным, и действительно ли привязано к открытому пространству? Что, если работа может с успехом быть выставлена как на улице, так и внутри «белого куба», есть ли в этом противоречие и так ли это, в конце концов, важно?

Работы, созданные для этого проекта в мастерской, были затем помещены в городскую среду, после чего вновь вернулись в галерейное пространство. В экспозицию также включена фотодокументация их пребывания в разных городских локациях. В этой нетипичной для стрит-арта ситуации возможно нахождение связи между студийными и уличными практиками, однако она может, напротив, выявить их полное различие – автор не дает ответа, предоставляя зрителю решать этот вопрос самостоятельно.

Несмотря на интерес к границам стрит-арта, Никита Nomerz считает, что для каждого уличного художника именно городская среда – наиболее важная и живая площадка для взаимодействия и высказывания. И хотя посредством стен, выделяемых организаторами разнообразных фестивалях для работ художников стрит-арта, происходит некоторое упорядочивание и легитимизация уличного искусства, становящегося настоящим событием для города, эти же практики являются в какой-то мере попытками «приручить» искусство, создавая условную «галерею» для стрит-арта, что противоречит его спонтанной и стихийной природе. По мнению художника, работы, сделанные без согласований «сверху», ответственность за которые полностью несет автор, являются в итоге наиболее честными и искренними.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

28 ОКТЯБРЯ / 19:30 / КИНОЗАЛ

Новый участник арт-резиденции «Зари», нижегородский уличный художник Никита Nomerz, проведет для всех желающих приветственную лекцию, на которой расскажет о своих проектах, участии в фестивалях, подготовке документального фильма «В открытую» и проекте «Место», а также о развитии уличного искусства в Нижнем Новгороде.

* Никита Nomerz - нижегородский уличный художник, участник междугородних фестивалей и выставок, организатор и куратор ряда городских арт-проектов. Он также является автором документального фильм «В открытую», который посвящен отечественному уличному искусству и граффити. Первые уличные работы Никиты Nomerz появились в 2005 году. В этот период Никита экспериментирует с разными стилями и техниками. С 2010 года работал над проектом «Живые стены», в котором создавал изображения, взаимодействующие с объектами, вписывая персонажей в здания. С 2013 года начинает серию работ «Части целого», в которых переплетает образы, символы и сюжеты, спрятанные в абстрактные графические формы. Работы Никиты можно встретить в разных городах России, а также в странах Европы и Азии и в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных печатных изданий. Узнать больше можно на его персональном сайте.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

21 ОКТЯБРЯ / 19:00 / КИНОЗАЛ

Новый резидент «Зари» Устина Яковлева проведет приветственную лекцию, на которой расскажет о своем подходе к искусству и профессиональных практиках.

Устина Яковлева работает с живописью, графикой и инсталляцией, используя такие материалы, как ткани, нити, бусины, бисер. В последнее время художница из Москвы разрабатывает несколько серий, главные действующие персонажи которых напоминают морских существ, моллюсков и медуз. «В этом загадочном подводном царстве свои законы, своя иерархия и типология. У каждого существа свой характер и история взаимоотношений с другими представителями вида», - комментирует Устина.

Известный художественный критик Валентин Дьяконов так характеризует работы автора: «Искусство Устины Яковлевой – это нить Ариадны, предлагающая уму выход из лабиринта, в котором главный враг не разрушительный инстинкт смерти, у греков воплощенный в Минотавре, а вечная жизнь в удобной конфигурации. Ее работы возвращают зрителю связь с процессом, ужасным и возвышенным одновременно, бесконечного деления клеток и метаморфоз живого».

* Устина Яковлева (р. 1987) живет и работает в Москве и Берлине. Окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета и Институт проблем современного искусства (Москва). Среди персональных выставок Устины - «Морфологии превращения» («Kabinett», Берлин, 2016), «Внутри Поверхности» (Галерея «Триумф», Москва, 2012), Inversion, AA collections (Knoll Gallery, Вена, 2012). Участница множества групповых выставок, в том числе «НОГАМИ В ВОДЕ, ГОЛОВОЙ В ОБЛАКАХ» (ВЗ ЗДЕСЬ на Таганке, Москва, 2016), «Пазл Пьера Броше» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2015), «Детектив» (Московский Музей Современного Искусства, 2014). В прошлом - участница резиденции «Гридчинхолл» (2014, 2015) и ГЦСИ, Кронштадт (2014). Вошла в шорт-лист в номинации для молодых художников STRABAG, Вена, Австрия (2014). Работы находятся в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Германии, Австрии и Нидерландах. Познакомиться подробнее с ее работами можно на сайте ustina-yakovleva.isoverse.us/. Проект Устины для арт-резиденции «Заря» будет посвящен морской флоре и фауне.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

6 9 ОКТЯБРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

Участники программы арт-резиденции Ольга и Александр Флоренские представят персональные экспозиции на основе живописных и графических работ, созданных во время пребывания во Владивостоке. В фокусе Ольги Флоренской – городские вывески и реклама; материалом же для пейзажей Александра Флоренского стали виды Приморья.

Выставка Ольги Флоренской называется «Приморские вывески». «Много лет я занималась коллекционированием всевозможных вывесок, объявлений и надписей, сделанных безымянными авторами на железе, стекле, дереве, камне, бумаге, - говорит художница. - В какой-то момент я начала рисовать акрилом на железе, фанере и прочих подручных материалах свою собственную «идеальную коллекцию». Так художник во мне пересилил коллекционера».

Некоторые из нарисованных Ольгой «вывесок» имеют в основе конкретный прототип, другие же представляют собой авторскую реконструкцию объектов никогда не существовавших.

Художница много путешествует и внимательно изучает местную рекламу. В процессе работы используется местный алфавит, поэтому в многолетнем проекте «Вывески» встречаются надписи на грузинском, русском, английском, сербском, турецком, арабском, иврите.

В арт-резиденции «Заря» художница продолжила работу над проектом «Вывески». Ольга отмечает: «Во Владивостоке очень много специфической рекламы, связанной с морем, рыбой, кораблями и разнообразной «китайщиной». Часто помимо кириллицы на одной и той же вывеске можно встретить китайские, японские и корейские шрифты, которые мне никогда еще не доводилось писать. Рисовала я на материалах, найденных в местных пунктах приёма металлолома и в бомбоубежище Фабрики «Заря».

Для своей выставки «Владивосток и его окрестности» Александр Флоренский создал серию картин и рисунков с натуры. В частности, художник специально ездил на побережье океана, чтобы нарисовать с натуры маяка Бриннера, что было его давнишней мечтой.

Проект продолжает традиции «Общества любителей живописи и рисования», созданного в 2004 году Александром Флоренским и Иваном Сотниковым (1961-2015).«Общество любителей живописи и рисования» – инициатива художников из Петербурга, имена которых знакомы широкому зрителю по таким известным арт-группировкам 80-х и 90-х годов, как «Митьки» и «Новые художники». «Общество любителей живописи и рисования» считает своей задачей возврат к традиционным художественным ценностям в эпоху постмодернизма, в частности, пропаганду такой совершенно исчезнувшей из арсенала современного искусства практики, как живопись и рисование с натуры.

* Ольга Флоренская (р. 1960, живет и работает в Санкт-Петербурге и Тбилиси) окончила отделении керамики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (Художественно-промышленная академия им. Штиглица). Представляла свои работы на персональных выставках, в числе которых - «Записки путешественника», ЦСИ ВИНЗАВОД, TOTIBADZE GALLERY, Москва (2017), «Сделано в Черногории», NАME Gallery, Санкт-Петербург (2017), 2016 ЧЕРНОГОРСКИЕ КАПИТАНЫ, ULUCG, Подгорица, Черногория, КЛАССИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ, NАME Gallery, Санкт-Петербург (2015) и др. Активный участник групповых выставок - «Ситуация искусства», PERMM (2016), «Возможность полета», ГЦСИ, Москва (2015), VIII выставка номинантов премии Кандинского, галерея УДАРНИК, Москва (2014), «Без барьеров. Русское искусство 1985-2000», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (2013), «Графика ХХ века», Государственная Третьяковская Галерея, Москва (2003) и др. Резидент KULTURKONTAKT AUSTRIA, Фонда мемориальных стипендий Памяти Иосифа Бродского (Нью Йорк), Dukley European Art Community (Черногория). Работы Ольги находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, ГЦСИ (Москва), а также в Victoria & Albert Museum (Лондон), Музее современного искусства KIASMA (Хельсинки) и ряде других государственных и частных коллекций.

Александр Флоренский (р. 1960, живет и работает в Санкт-Петербурге и Тбилиси) работает в разнообразных медиа: начиная с живописи, графики и скульптуры и заканчивая кино и фотографией. В 1977-1982 гг. учился на отделении керамики ЛВХПУ им В.И. Мухиной (ныне Художественно-промышленная академия им. барона Штиглица). Среди персональных выставок последнего времени - «Сделано в Черногории», NАME Gallery, Санкт-Петербург (2017), «Городские азбуки А. Флоренского», Библиотека книжной графики, Санкт-Петербург (2017), «Картины, нарисованные в Грузии», ЦСИ ВИНЗАВОД, TOTIBADZE GALLERY, Москва (2016), «Черногорская азбука», Национальная библиотека, г.Цетинье, Черногория (2015) и др. Участник таких групповых экспозиций, как «Ситуация искусства», PERMM (2016), «Возможность полета», ГЦСИ, Москва (2015), «Без барьеров. Русское искусство 1985-2000», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (2013), «Графика ХХ века», Государственная Третьяковская Галерея, Москва (2003), «Русское бедное», Музей современного искусства PERMM, Пермь (2008), и множества других. Работы Александра Флоренского находятся в коллекциях главных музеев России - Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, ГЦСИ (Москва), а также в Victoria & Albert Museum (Лондон), Музее современного искусства KIASMA (Хельсинки) и ряде других государственных и частных коллекций.

16 СЕНТЯБРЯ / 18:00 / КИНОЗАЛ

В эту субботу Александр и Ольга Флоренские, участники программы арт-резиденции "Заря" из Санкт-Петербурга, проведут приветственную лекцию. Обычно художники работают порознь и абсолютно самостоятельно, но периодически объединяются для очень специфической совместной деятельности. Начиная с 1994 года, они сделали более дюжины больших сложносоставных проектов, которые можно объединить под общим грифом «Русский дизайн». Проекты «Русского дизайна» - это смешение самых разных видов искусства: объектов, литературы, фотографии, живописи, графики, игрового кино, анимации и пр. Объекты-скульптуры, присутствующие в каждом проекте, собраны из всевозможных старых деревянных и металлических предметов и деталей, включая антикварные.