TO CREATE MEANS TO LIVE, TO ETERNALLY CREATE NEWER AND NEWER THINGS. BUT HOWEVER MUCH WE MOVE THE FURNITURE AROUND THE ROOM, WE WILL NEVER INCREASE IT OR CREATE NEW FORMS FOR IT. KAZIMIR MALEVICH
ЖЕНЬШЕНЬ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ПИСЬМА / НОВЫЕ ВЫСТАВКИ НА ЗАРЕ

28 ОКТЯБРЯ - 28 НОЯБРЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ / 0+

ОТКРЫТИЕ: 28 ОКТЯБРЯ / 19:30

Отчётные выставки резидентов Ирины Затуловской и Сергея Шутова открываются 28 октября в 19:30 в малом выставочном зале Центра современного искусства ЗАРЯ.

ЖЕНЬШЕНЬ / ВЫСТАВКА ИРИНЫ ЗАТУЛОВСКОЙ
В основу выставки Ирины Затуловской легли впечатления от поездки во Владивосток, где она вдохновилась природой, близостью океана и влиянием Востока, в результате чего были созданы две серии работ, мотивам для которой послужили повесть Михаила Пришвина «Женьшень» и трактат китайского художника Ши Тао «Беседы о живописи».
Произведения Затуловской всегда возникают на необычных найденных объектах, хранящих память о своем прошлом, - то на обрезках кровельного железа, то на раме окна разрушенного дома или старой кухонной доске. На Дальнем Востоке вместо холста поверхностями Затуловской служат камни со «Стеклянухи», двери бомбоубежища фабрики «Заря» и найденный шерстяной флаг.
На всех этих предметах возникает изображение – лаконичное, простое, иносказательное. Лучше всего про работы Затуловской сказал художественный критик Александр Панов: «Вроде бы пейзаж, а на самом деле — микрокосмос».

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ПИСЬМА / ВЫСТАВКА СЕРГЕЯ ШУТОВА
Изначально в проект «Дальневосточных писем» был заложен особенный ритуал. Из каждого города, в котором бывал Сергей Шутов, он намеревался на отельном бланке писать и рисовать письмо – произведение искусства малой формы, - в котором был бы зафиксирован его опыт времени-пространства. Однако в изначальной задумке проект не был осуществлён и оставил только кипу гостиничных бланков из мест, посещённых самим Шутовым или его друзьями.
Во Владивостоке на этих бланках художник делает серию рисунков. На одних мы видим узнаваемые образы: вот таинственный корабль — он шёл на столкновение со шхуной, на которой Шутов рыбачил в ночь своего 60-летия; вот закодированное семафорной азбукой сообщение: «Серёжа и Ира были здесь». На других — визуальное подобие каллиграфического письма, лишённого всякого содержания.
В статье о работе Сергея Шутова художник-концептуалист Никита Алексеев пишет о времени их знакомства в восьмидесятых годах – времени массовой эмиграции. «Абсурдная и тусклая жизнь» той эпохи обязывала или уезжать или создавать новые «ментально обустроенные» норки, автономные от окружающей реальности, и Шутов создал мир, который способен вместить в себя не его одного. Космос, кибернетика, ядерная физика, психоделическая эстетика – все это объединяется одним вектором, продолжающим импульсы Циолковского, Можайского, Татлина, Королева, Гагарина и других. Все они устремляли взоры людей к небу и космосу, подальше отсюда, стремились отправить нас от мест предопределённой унылости в бесконечное пространство вопросов, оставленных без ответов, потому что «дать исчерпывающий ответ на любой более или менее важный вопрос невозможно».
Шутов всюду «строит» космодромы, его ракеты - покорители вселенной, вдохновлённые волной космического бума 1960-х, - призваны освободить нас от земной пыли и рассеять среди пыли небесной.
Рыболовная шхуна за несколько метров-секунд до столкновения обогнула корму огромного корабля, опасность исчезла, а её силуэт растворился в темноте ночи, как и всё когда-нибудь будет растворено и освобождено.