INTERPRETATION IS THE REVENGE OF THE INTELLECTUAL UPON ART. SUSAN SONTAG
Khizhnyak, Victor

14—19 ЯНВАРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

14 ЯНВАРЯ / 18:0020:00 / ОТКРЫТИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ

  • Авторские экскурсии: 15 января в 15:30 и 16:00
  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Виктор работает с альтернативной печатью, коллекционирует вымышленные архивы и воссоздает забытые истории. Представленные объекты — своего рода эскиз новой большой работы, над которой Виктор размышляет последние пару лет. Опираясь на наследие Ильи Кабакова, Грегора Шнайдера, Эдварда Кинхольца и других художников, работающих с конструированием ситуаций, он играет с линейностью времени и альтернативными сценариями жизни выдуманных персонажей. Зритель видит эскиз пространства, забытого после смерти хозяина. Оно наполнено вроде бы знакомыми вещами, при ближайшем рассмотрении оказывающимися предельно странными и нефункциональными. Эти предметы свидетельствуют о продолжительной болезни их создателя и о его маниакальной привычке собирать и конструировать необычное.

Так, вытянутый полукругом и завернутый кольцами объект из яичной скорлупы, состоящий из многочисленных слоев, напоминает о невозможных фигурах и свидетельствует о незаурядном инженерном уме его автора. Этот объект, созданный из понятного (хотя и непривычного) материала, представляет собой неожиданный, почти мистический результат ручного труда. Развивая свою идею о найденном архиве неизвестного изобретателя, Хижняк включает в экспозицию и руководство по изготовлению такого предмета.

Одним из прототипов персонажа Хижняка можно считать знаменитого конструктора и архитектора с острова Сахалин (чье имя не может быть раскрыто), участника выставок неофициального искусства в Москве 1980-х и автора ряда кинетических инсталляций, которые он собирал из одинаковых найденных элементов.

Работа Виктора в резиденции ставит одной из своих целей создание лиминального пространства — пограничного состояния, вопрошающего сам феномен появления какого-либо объекта или ситуации в реальности. Кажущаяся на первый взгляд абсурдной конструкция из скорлупы на поверку оказывается эстетически чистым воплощением идеи первоначала.

Герой Хижняка подчеркивает свою смертность фактом явленности зрителю лишь после своего ухода. При этом, по словам художника, герою свойственен «дефект жизни в городской квартире», с которым герой преобразовывал пространство вокруг себя. Будучи сам коллекционером и собирателем всевозможных предметов, Виктор Хижняк конструирует выдуманный мир, в котором время консервирует историю, «мумифицируя» различные объекты, а смерть становится свидетельством жизни человека.

  • Справка:

Виктор Хижняк (род. 1997, Владивосток) получил среднеспециальное образование по направлению «Фотография», с 2017 по 2021 год проходил обучение в Дальневосточном федеральном университете по специальности «Философия». Работает в техниках гравюры, офорта, альтернативной печати, фотографии, издает авторские зины в созданном им печатном доме «Авонахус». Обращается к спекуляции и фикции как методу построения нарратива вокруг своих работ. Участвовал в ряде групповых выставок, в том числе «Путь-муть» (галерея «Пространство», Владивосток, 2019), «Однажды сегодня: путешествие» (галерея «Портарт», Владивосток, 2020), «Чешусь» (галерея «Портарт», Владивосток, 2020), «Активная плоскость» (галерея «Портарт», Владивосток, 2021). Живет и работает во Владивостоке.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Яна Гапоненко