3—24 СЕНТЯБРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)
2 СЕНТЯБРЯ / 18:00—20:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА / 0+
Манту Дас — художник, работающий в г. Веллуру (Индия) в технике живописи и двумерных световых инсталляций. Живописные работы Манту носят повествовательный характер, часто построены в стилистике коллажа и отражают авторский взгляд на социально-экономические и культурные реалии неолиберального мира. В световых инсталляций можно проследить идеи утраченного наследия и канонов, образы социальных изменений, потерю или размытие понятия родины. Работа со светом привлекает художника политикой невидимости света как такового: преломляясь под разным углом, он высвечивает параллельные сюжеты, не всегда осязаемые и создающие ощущение ирреальности, но в конечном итоге соединенные в единое повествование.
Владивосток — современная торговая и культурная столица Дальнего Востока России — был построен не за один день. Как и многие другие мегаполисы мира, за последние десятилетия он также претерпел кардинальные изменения, постепенно двигаясь к тому, чтобы стать футуристическим городом. Манту Дас наблюдал на своей родине подобные проекты стремительной урбанизации, которые не только изменили девственные ландшафты, но и стерли воспоминания о культурном прошлом. Города, которые мы называем своим домом, были построены в основном маргинализированным рабочим классом, который в значительной степени был забыт или остался незамеченным историей. Работы художника посвящены коллективной борьбе этих людей, а также критике человеческих амбиций, связанных с модернизацией. С помощью проекта Манту Даса зритель может пройти через два разных ландшафта Владивостока и переосмыслить эти переходы во времени.
При первом преломлении света инсталляция изображает группу бурлаков, тянущих известный всем местным жителям памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» авторства Алексея Тенета, — пожалуй, самую заметную достопримечательность и центральный мемориал Владивостока. Фигуры бурлаков, представленные в инсталляции, скопированы со знаменитой картины Ильи Репина, написанной в 1870-х годах и отражающей тяготы этой группы населения. Манту Дас вводит в сюжет расхожий образ летящей чайки — символ свободы, выживания и надежды, указывающей путь бурлакам. На дальнем плане перед зрителем возникают сопки, которые раньше были частью лесного ландшафта. В величественной позе можно увидеть амурского тигра, когда-то бесстрашно бродившего по этим местам. В левом верхнем углу появляется маяк Токаревского — одно из первых современных сооружений в этом месте. При изменении направления света на втором кадре открывается панорамный вид на современный Владивосток.
Пасторальный пейзаж превращается в безлюдные бетонные джунгли, где на горизонте видны небоскребы. Рабочие с предыдущего снимка растворяются в воздухе, оставляя после себя лишь памятник и маяк, свидетельствующие о течении времени. Тигр исчез, что говорит об утрате среды обитания. Его территория превратилась в центр космических исследований — видна ракета, которая устремляется ввысь, к далекой галактике. Открытое небо, где когда-то свободно летали птицы, теперь занято искусственным воздушным шаром.
Зрителям предстоит ответить на вопрос: как они идентифицируют эти перемены и как с ними справляются?
Дас Манту (р. 1985) имеет степень магистра факультета изящных искусств в Университете Вишва-Бхарати по специальности «Живопись». Участник групповых и персональных выставок (Индия, Южная Корея, Тайвань), участник международных резиденций (Индия, Россия, Ирландия, Чехия, Тайвань).
ВХОД СВОБОДНЫЙ
29 ИЮЛЯ / 17:00 / ПРИВЕТСТВЕННАЯ ЛЕКЦИЯ МАНТУ ДАСА
Приглашаем посетить артист-ток нового резидента «Зари» — индийского художника Манту Даса (Mantu Das).
Художественная практика Манту вращается вокруг живописи и двумерных световых инсталляций. Работы носят повествовательный характер и отражают авторский взгляд на социально-экономические и культурные реалии неолиберального мира. При этом Дас часто обращается к местным индийским историям, мифам и обычаям, реконструируя время и пространство посредством своего воображения. Автор привык сталкивать зрителя с попыткой отобразить объективную реальность через некие сюрреалистические ситуации.
Как художник, живущий в небольшом индийском городе Веллуру, автор вплетает местные нарративы в традицию миниатюрной живописи. В рамках арт-резиденции «Заря» Дас планирует изучить мифологию Владивостока через сатиру и басню. «В большинстве случаев, когда мы занимаем позицию зрителя, мы наблюдаем различные действия в обществе, которые имеют более глубокий скрытый социологический, политический или религиозный контекст; эти два уровня значимости — реальный и контекстуальный — постоянно сталкиваются друг с другом в нашем опыте. В своих картинах, взяв за основу популярное и обыденное, я стараюсь восстановить факты через личные фантазии и повествования, — уточняет художник. — Я считаю, что каждый город подобен палимпсесту, где следы старого сосуществуют с современностью. Владивосток имеет собственную историю эволюции, передачи власти, религиозного превосходства и трансформации, и Владивосток, в частности, граничащий с Японским морем и окруженный азиатскими общинами, вызывает любопытство. Мой регион Индии состоит из множества сельскохозяйственных общин и религий, а также развивающейся мелкой промышленности, но то, как они развивались во Владивостоке, сильно отличается от того, что происходило в Индии. Мои работы будут направлены на то, чтобы объединить несколько аспектов двух исторических регионов вместе».
Дас Манту (р. 1985) имеет степень магистра факультета изящных искусств в Университете Вишва-Бхарати по специальности «Живопись». Участник групповых и персональных выставок (Индия, Южная Корея, Тайвань), участник международных резиденций (Индия, Россия, Ирландия, Чехия, Тайвань).
ВХОД СВОБОДНЫЙ
27 АВГУСТА / 12:00, 13:00, 14:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)
Индийский художник Манту Дас проведет семинар для всех, кто хочет получить опыт и знания о различных материалах, технологиях и инструментах, используемых в создании световых художественных инсталляциях, а также о том, как работает DMX-контроллер для создания световых спецэффектов. У вас будет возможность изучить процесс создания изображений с применением света и теней и понять, как это можно использовать для передачи эмоций и сообщений.
В качестве итогового проекта во Владивостоке Манту готовит проект, посвященный теме труда в целом и рабочего класса в частности. Автора волнуют взаимоотношения местных жителей с работниками сферы услуг, многие из которых целенаправленно приезжают в большие города за заработком.
ВХОД СВОБОДНЫЙ