DRAWING IS A FORM OF PROBING. AND THE FIRST GENERIC IMPULS TO DRAW DERIVES FROM THE HUMAN NEED TO SEARCH, TO PLOT POINTS, TO PLACE THINGS AND TO PLACE ONESELF. JOHN BERGER
МИРНЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ / ВЫСТАВКА НИКОЛАЯ СМИРНОВА
29 April 2017 (20:00) - 14 May 2017 (22:00)
МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

29 АПРЕЛЯ 14 МАЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

29 АПРЕЛЯ / 20:00 / ВЕРНИСАЖ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

В Мастерской арт-резиденции «Заря» откроется выставка участника программы арт-резиденции «Заря» Николая Смирнова. Экспозиция «Мирные завоеватели», вернисаж которой состоится 29 апреля в 20:00, представит результаты работы художника во Владивостоке. Выставка продлится до 8 мая.

Кухарка, застонав, хотела поднять руку для крестного знаменья, но Азазелло грозно закричал с седла: Отрежу руку! он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в черную тучу. Тотчас из окошечка подвала повалил дым. Снизу донесся слабый, жалкий крик кухарки: Горим!..

М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

В 1861 году берлинская газета «Кройццайтунг» опубликовала материал собственного корреспондента в Лондоне о разрушительном пожаре на одной из улиц британской столицы. Автор описывал полные драматизма события, снабдив их деталями со слов своего близкого друга, у которого были связи в местной полиции. Никому бы в голову не пришло усомниться в достоверности содержания публикации, которая ничем не выделялась из общего потока ежедневных новостей. Однако все перечисленное в ней, кроме, пожалуй, самого факта пожара было ложью. Статья представляла из себя компиляцию из новостных материалов других газет, автор публикации вовсе не располагал эксклюзивной информацией, и, наконец, газета вообще не была в состоянии содержать сотрудника за границей. Журналист, собственно, как и редактор газеты хорошо понимали ценность сообщения в условиях новостной конъюнктуры – оно должно было любой ценой прежде всего удовлетворять любопытство читателя. Проверить надежность информации не представлялось возможным ни коллегам-журналистам, ни очевидцам происшествия, настолько факты под информационным напором переплелись с вымыслом. Сегодня этого журналиста, в будущем – немецкого писателя-реалиста, Теодора Фонтане исследователи относят к пионерам фальшивых новостей (fake news). Многолетняя работа в прессе привела его к элементарным выводам, что приукрашенные факты только усиливают эффект реалистичности. Нельзя сказать, что Фонтане сильно выпадал из привычных рамок профессиональной этики, так как журналистские стандарты только начинали обретать свои очертания, а запущенный механизм медиа машины набирать обороты.

И если в те времена еще можно было проследить, как появляются и распространяются ложные новости, то уже очень скоро эта задача серьезно усложнилась. Ярким примером может послужить творчество другого мастера ложных новостей – Антона Оссендовского, прославившегося главным образом благодаря виртуозно сфабрикованным материалам о связи большевистской верхушки с германским генеральным штабом в разгар революционных событий 1917 года. Документы были приобретены и опубликованы специальным посланником президента США в России Эдгаром Сиссоном. Историкам понадобилось несколько десятилетий, чтобы официально признать их поддельными. До революции Оссендовский некоторое время промышлял клеветническими сочинениями и занимался откровенной травлей в интересах дальневосточной фирмы «Чурин и Ко», для которой были хороши любые методы против немецких конкурентов «Кунст и Альберс». Публикации в столичных газетах отзывались эхом на делах компании, которая в связи с этим несла огромные убытки. Контрразведка заинтересовалась преуспевающими предпринимателями. Конечно же были и слежка, и обыски. В 1915 году Оссендовский под псевдонимом Марк Чертван десятитысячным тиражом издал книгу «Мирные завоеватели» про немецкую шпионскую сеть, которая в сговоре с японцами вела активную подрывную деятельность. Прототипом героев послужили обрусевшие владельцы фирмы, чье положение и без того усугубляла Первая мировая война. Оссендовский не останавливался на достигнутом и требовал выкуп взамен за отказ от переиздания книги и идеи ее экранизации. После неудавшихся переговоров о нюансах сделки немцы обратились в прокуратуру, вследствие чего были раскрыты и преданы огласке все нюансы дела о клевете с шантажом, подобных которым еще не было в истории. На этом история про вымышленных шпионов могла бы закончится, если бы 100 лет спустя она снова не вызвала интерес уже при качественно новых обстоятельствах.

В своем проекте Николай Смирнов обращается к шпионской теме в эпоху гибридных войн постинформационного общества, когда общественное мнение формируется при помощи эмоционального убеждения большинства. Его нарочито дилетантский подход к инсценировке книги «Мирные завоеватели» указывает на то, как при помощи игривого созерцания вещей можно хакнуть систему ложной серьезности. Мир, кажется, окончательно изменился после того, как Эдвард Сноуден опубликовал документы о незаконном сборе информации Агентством национальной безопасности США, а в языке укоренился неологизм пост-правда. Недавние союзники по борьбе с терроризмом и партнеры по коммерции превратились в идеологических соперников и экономических конкурентов. Проект современного искусства, призванный некогда быть инструментом интеграционных процессов оказался несоответствующим новой повестке, направленной на прославление «цивилизационной самобытности страны», а его акторы (современные художники, кураторы, искусствоведы, критики) представляют потенциальную опасность национальной безопасности, о чем, собственно, и повествует новая история.

Роман Минаев (Куратор)

Справка: Николай Смирнов (р. 1982) художник, географ, куратор, исследователь. Закончил географический факультет МГУ и факультет живописи МГАХИ им. Сурикова, в настоящее время студент Школы Родченко. Работает с пространственными практиками и репрезентациями пространства в искусстве, науке и повседневности. Участник нескольких десятков групповых выставок. Куратор проектов «Метагеография» (совместно с Дмитрием Замятиным и Кириллом Светляковым, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва) и «Вечная мерзлота» (Арктическая биеннале, г. Якутск, 2016). Номинант премии «Инновация» (2016, кураторский проект «Метагеография», совместно с Кириллом Светляковым). Автор ряда исследовательских текстов, опубликованных в: «Художественный Журнал», «Разногласия», «ЦЭМ», «Городские исследования и практики». Член научных экспедиций и бывший сотрудник лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск-Москва).

Вход свободный