DRAWING IS A FORM OF PROBING. AND THE FIRST GENERIC IMPULS TO DRAW DERIVES FROM THE HUMAN NEED TO SEARCH, TO PLOT POINTS, TO PLACE THINGS AND TO PLACE ONESELF. JOHN BERGER
ZARYA VIDEO HIGHLIGHTS / ВИДЕОАКЦЕНТЫ

19-20 МАЯ / 12:00–02:00 / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Ночь — это темное время суток и отличное время для кино, а ночь в музее замечательно подходит для показа видеоарта. Руководствуясь этими размышлениями, мы впервые за более чем три года работы арт-резиденции «Заря» показываем групповую выставку резидентских видеоработ, созданных приглашенными нами во Владивосток художниками. В выставку вошли не только произведения медиа-арта, но и документация перформансов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

На экспозиции, которая будет доступна зрителям чуть больше суток, можно впервые в полном объеме увидеть работы Елены Ковылиной, Оли Кройтор, Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Максима Шера, Анастасии Потемкиной, Константина Аджера, Суджин Ли (Южная Корея), Дмитрия Булныгина, Александра Курмаза (Украина).

Масштабная мультимедийная инсталляция расположится в большом выставочном зале Центра современного искусства «Заря» и будет работать с 12:00 19 мая по 02:00 20 мая. Работы, вошедшие в инсталляцию, представляют многообразие художественных методов, используемых художниками, включивших свой исследовательский опыт в Приморье в основу художественных проектов, реализованных за время резиденции.

Инсталляция Натальи Глюкли Першиной-Якиманской «Музей утопических одежд» показывается владивостокскому зрителю повторно — посетители могли её видеть на выставке «ЕЁ» в 2015 году. Инсталляция включает в себя документы об истории фабрики «Заря», такие как старые фотоальбомы или созданные бывшими сотрудницами «Зари» платья, так и попытки задокументировать нематериальные, эфемерные ценности: истории, рассказанные для этих женщин новыми сотрудницами «Зари», теперь уже не фабрики, а одноименного Центра современного искусства. Это история о дружбе и обмене символическими подарками как знаке преемственности поколений и поиске идентичности места через прикосновение к памяти людей.

Попытка зафиксировать и сохранить эфемерное, неизменяемое и неосязаемое предпринимается в работе «Время, которое существует» — видеодокументации акции одного из первых резидентов «Зари» художницы Оли Кройтор, известной своими стоическими перформансами. Идею сайт-специфичности Кройтор транслирует буквально, переживая пребывание в месте и времени и фиксирование свой опыт физически, усиливая свой опыт копанием траншеи на сопке Холодильник.

Проект «Це Заря» пионера русского перформанса Елены Ковылиной обращён к цикличности отечественной истории, в которой правители, «цезари» совершают по кругу одни и те же ошибки. Ложный замкнутый круг Ковылина символически «чертит» вокруг острова Русский, форпоста русской колонизации на Дальнем Востоке. Несмотря на красочную видеоисторию, сопровождаемую симфонией Шнитке, перед зрителем — экстремальный силовой перформанс, в течение которого Ковылина, высаживаясь на берег, несёт на себе тяжелый колышек с посланием «цезарям», который вбивает в землю на самой высокой точке острова.

Стоит выделить работу Максима Шера «Горизонт», сделанную в одном из немногих мест Владивостока, откуда виден горизонт. Это оммаж Эрику Булатову и его «Горизонту» (1971–1972) — одному из программных произведений русского искусства эпохи брежневского застоя, которое Шер анимирует на владивостокской набережной, к важным вехам социальной истории, формирующим локальную идентичность.

Все перечисленные и многие другие работы, которые предстоит увидеть на выставке, предлагают зрителю путешествие, в котором Приморье становится объектом исследования, а видео — формой художественной фиксации. Предметный же ряд предложенных произведений очень широк, от локальных исследований до кристальных художественных нарративов, которые могли быть проявлены где угодно или где угодно в России, но возникли именно здесь, во Владивостоке.