IF THE ARTIST WRITES A FIELD OR A VASE WITH FLOWERS, HIS PICTURE BECOMES A WINDOW EXPLORING THE WORLD. JEAN-PAUL SARTRE
ZARYA VIDEO HIGHLIGHTS / ВИДЕОАКЦЕНТЫ

19-20 МАЯ / 12:00–02:00 / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Ночь — это темное время суток и отличное время для кино, а ночь в музее замечательно подходит для показа видеоарта. Руководствуясь этими размышлениями, мы впервые за более чем три года работы арт-резиденции «Заря» показываем групповую выставку резидентских видеоработ, созданных приглашенными нами во Владивосток художниками. В выставку вошли не только произведения медиа-арта, но и документация перформансов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

На экспозиции, которая будет доступна зрителям чуть больше суток, можно впервые в полном объеме увидеть работы Елены Ковылиной, Оли Кройтор, Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Максима Шера, Анастасии Потемкиной, Константина Аджера, Суджин Ли (Южная Корея), Дмитрия Булныгина, Александра Курмаза (Украина).

Масштабная мультимедийная инсталляция расположится в большом выставочном зале Центра современного искусства «Заря» и будет работать с 12:00 19 мая по 02:00 20 мая. Работы, вошедшие в инсталляцию, представляют многообразие художественных методов, используемых художниками, включивших свой исследовательский опыт в Приморье в основу художественных проектов, реализованных за время резиденции.

Инсталляция Натальи Глюкли Першиной-Якиманской «Музей утопических одежд» показывается владивостокскому зрителю повторно — посетители могли её видеть на выставке «ЕЁ» в 2015 году. Инсталляция включает в себя документы об истории фабрики «Заря», такие как старые фотоальбомы или созданные бывшими сотрудницами «Зари» платья, так и попытки задокументировать нематериальные, эфемерные ценности: истории, рассказанные для этих женщин новыми сотрудницами «Зари», теперь уже не фабрики, а одноименного Центра современного искусства. Это история о дружбе и обмене символическими подарками как знаке преемственности поколений и поиске идентичности места через прикосновение к памяти людей.

Попытка зафиксировать и сохранить эфемерное, неизменяемое и неосязаемое предпринимается в работе «Время, которое существует» — видеодокументации акции одного из первых резидентов «Зари» художницы Оли Кройтор, известной своими стоическими перформансами. Идею сайт-специфичности Кройтор транслирует буквально, переживая пребывание в месте и времени и фиксирование свой опыт физически, усиливая свой опыт копанием траншеи на сопке Холодильник.

Проект «Це Заря» пионера русского перформанса Елены Ковылиной обращён к цикличности отечественной истории, в которой правители, «цезари» совершают по кругу одни и те же ошибки. Ложный замкнутый круг Ковылина символически «чертит» вокруг острова Русский, форпоста русской колонизации на Дальнем Востоке. Несмотря на красочную видеоисторию, сопровождаемую симфонией Шнитке, перед зрителем — экстремальный силовой перформанс, в течение которого Ковылина, высаживаясь на берег, несёт на себе тяжелый колышек с посланием «цезарям», который вбивает в землю на самой высокой точке острова.

Стоит выделить работу Максима Шера «Горизонт», сделанную в одном из немногих мест Владивостока, откуда виден горизонт. Это оммаж Эрику Булатову и его «Горизонту» (1971–1972) — одному из программных произведений русского искусства эпохи брежневского застоя, которое Шер анимирует на владивостокской набережной, к важным вехам социальной истории, формирующим локальную идентичность.

Все перечисленные и многие другие работы, которые предстоит увидеть на выставке, предлагают зрителю путешествие, в котором Приморье становится объектом исследования, а видео — формой художественной фиксации. Предметный же ряд предложенных произведений очень широк, от локальных исследований до кристальных художественных нарративов, которые могли быть проявлены где угодно или где угодно в России, но возникли именно здесь, во Владивостоке.