22 ДЕКАБРЯ 2024 – 16 ФЕВРАЛЯ 2025 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ, КИНОЗАЛ
21 ДЕКАБРЯ / 18:00—20:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
— Знаешь, Филипп, три темы, о которых поют песни?
— Нет! Расскажите!
— О любви, политике и ни о чем!
Фотосерия и видеоинсталляция от художников Вячеслава Мизина и Филиппа Крикунова«Ностальгия по будущему» служит ироничным сборником «краеведения счастья», как его называют сами авторы (также известные как инициаторы и адепты Паратунского современного искусства и Музея современного искусства Камчатки). Формат короткого видео, к которому прибегли резиденты «Зари», является продолжением метода сибирского иронического концептуализма. Сегодня производство reels (бесконечной ленты коротких видеороликов) и видео в тик-токе стало полноценной индустрией, напоминающей кинематограф: с менеджерами, сценариями, актерами и соответствующими бюджетными успехами. Так, в Китае существуют целые фабрики, на которых десятками работают блогеры, сидя в полуметре друг от друга и производя контент. Существует миллион форматов аналогичных коротких видео — от новостных до абстрактных графических и естественно-ироничных.
Авторы проекта противопоставляют свой художественно-реалистический метод «ноль-видео» не только этим форматам, но и сложным кураторским формулировкам и художественно слабым посланиям современных художников.
В проекте «От Брейгеля до Бринера (ностальгия по будущему)» Филипп Крикунов и Вячеслав Мизин снимают короткие видео-скетчи, визуализирующие локальную мифологию и народные мудрости Приморского края. Формально простые и стремящиеся к полному упрощению до «нулевого уровня» видеозарисовки являются симптомом современной фольклоризации культуры. Этот метод модифицирует народные произведения для демонстрации их преломления в современной культуре. Знаменитым примером является работа Питера Брейгеля-старшего «Фламандские пословицы». На ней изображено более ста пословиц, часть из которых до сих пор не разгадана. Брейгель сделал подборку избранных мудростей на холсте, переведя их из текстового послания в визуальный регистр. Первым подобным коллекционером пословиц был Эразм Роттердамский, собиравший крылатые выражения с пояснениями.
Дуэт Музея современного искусства Камчатки в своем проекте на «Заре» продолжает и адаптирует данную линию собирательства народных мудростей путем расширения сборника историй за счет локальных легенд и устоявшихся (или не совсем очевидных) мифов.
Продолжая дело Брейгеля, Музей Камчатки использует ландшафтные и текстовые особенности Приморья и рисует веселую медиакартину территории. В работе над видеозарисовками художники руководствуются методом «пустота-и-простота», акцентируя внимание на том, что окружающая нас действительность и реальность уже сами по себе являются искусством. Подобное обнуление за счет упрощения визуального ряда необходимо для старта создания новых метафор, новых идиом и фразеологизмов места. А в конечном счете — и для создания новых пазлов как пересборки уже существующих элементов реальности и, соответственно, производства нового искусства.
Отталкиваясь от метода ноль-видео и максимальной простоты, авторы придают фантастичность реальности, используя мечты как каркас для построения будущего. Это будущее строится на романтике и мечтах 60-х ХХ века и проектирует фантастический мост в 30-е годы XXI века. Эта фантасмагоричность спасет мир 30-х!
ВХОД СВОБОДНЫЙ