Франсис Алюс – тот самый художник, один из десяти с небольшим, чье наследие топит лед в сердцах самых строгих критиков современного искусства. Вот уже четверть века, оставив респектабельный Антверпен, Алюс вершит судьбы мирового видеоарта из Мехико-сити, брутального, честного и образцово парадоксального – на все 20 миллионов своих мехиканцев. Здесь Алюс находит идеи для абсурдистских перформансов – а потом весь мир наблюдает, как по его свистку 500 волонтеров двигают песчаные дюны Лимы на несколько сантиметров (работа «Когда вера двигает горы»/When Faith Moves Mountains), а сам Франсис-Сизиф катит глыбу льда по дымящемуся асфальту Мехико до ее полного исчезновения («Парадокс практики»/Paradox of Praxis). Именно такой художник, рассказывая историю одной страны, выбирает животное из категории вредителей (а в Великобритании лиса сродни крысе), чтобы запустить в святая святых – музейное собрание главных лиц Королевства (видео «Ночной дозор»/Nightwatch).
Центр современного искусства ЗАРЯ благодарит студию Франсиса Алюса и галерею David Zwirner за возможность показать во Владивостоке две важнейшие видеоработы художника в рамках проекта An Artist Focus Series (годового смотра видеоарта при кураторской поддержке Artprojx):
15-30 АПРЕЛЯ non-stop в кинозале ЦСИ ЗАРЯ «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ БАСНИ»/CUENTOS PATRIÓTICOS (1997), вход свободный
«Патриотические басни» Франсиса Алюса отсылают к студенческим протестам в Мехико 1968 года. По мнению художника, в политике лидер становится ведомым, жертвой замкнутого круга, обстоятельств и собственных действий. Что Алюс и продемонстрировал. На видео он предстает сначала в роли «вожака» группы овец, но постепенно оказывается в хвосте «шествия», плетясь за цепочкой животных. 28 августа 1968 года тысячи госслужащих вышли на площадь Сокало в Мехико-сити, скандируя антистуденческие лозунги и обвиняя молодых протестантов в посягательстве на национальные святыни. Крича и протестуя, бюрократы начали «блеять как огромное стадо овец» (Алюс), призывая власти разогнать студенческую манифестацию при помощи танков и пехоты. Апокалиптические овцы в публичном пространстве символизируют для Алюса возвращение репрессий и невозможность обратить вспять ход истории. Это видео стало флагманом политического искусства Мексики (где бельгиец Алюс живет и работает большую часть своей жизни) и является частью постоянной экспозиции Мемориального музея событий 1968 года.
1-25 МАЯ «КОГДА ВЕРА ДВИГАЕТ ГОРЫ»/WHEN FAITH MOVES MOUNTAINS (2002), вход свободный
Под руководством Алюса в дюнах Лимы (Перу) 500 волонтеров с лопатами сформировали единую линию и двинулись вперед. Перекидывая песок в течение восьми часов, они пытались изменить существующий геологический ландшафт Лимы и действительно сделали это, сместив дюну на несколько сантиметров.