THE CONTEMPORARY ARTIST, ARCHITECT AND THEORIST RESEMBLE THE NIETZSCHEAN FIGURE OF THE DANCER ON THE ROPE. THE ONLY CRITERION OF THEIR SUCCESS IS THEIR ABILITY TO DANCE ON THE ROPE UNDER THE GAZE OF THE PUBLIC FOR A CERTAIN AMOUNT OF TIME. BORIS GROYS
СКОРО / ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ ЕЁ

ЕЁ

[жизнь / мечты / семья / муж / работа / любовь / дети / родственники / приоритеты / взгляды / чувства / шляпка / проблемы / тревоги / радости]

Накануне 8 марта Центр современного искусства «Заря» открывает выставку женщин-художниц.

6 марта Центр современного искусства «Заря» открывает выставку женщин-художниц «Её». Экспозиция представляет образ современной женщины в фокусе её личных переживаний окружающего мира. В рамках выставки, которая продлится до 30 августа, будут проходить мастер-классы и лекции художниц. Вход на все мероприятия свободный.

Приуроченная к празднику Международного женского дня 8 марта выставка в данном случае является не столько поводом для поздравлений, сколько попыткой внимательного анализа формальных проявлений «женских» тем в современном искусстве.

Принимая во внимание неоднозначность в интерпретации в современном российском обществе праздника 8 марта, куратор Оксана Саркисян обратилась к художницам (или женщинам-художникам), представляющим молодое поколение на московской арт-сцене. Несмотря на молодость, они уже стали заметными фигурами и получили признание не только московских и петербургских арт-институций и галерей, но и в международном контексте. И хотя принявшие в выставке участия художницы работают с различными медиа (живопись, фотография, видео, инсталляция, искусство участия, перформанс и проч.), их объединяет эмоциональность восприятия и экспрессивность выражения.

Большинство приглашенных художниц никогда ранее не принимали участие в женских или феминистских проектах, хотя все они эксплуатируют в своем творчестве гендерную тематику, манипулируют гендерными знаками и стереотипами. И если в объектах Ирины Кориной они проявляются как часть фантасмагорических структур коллективного бессознательного, то в проектах других художниц присутствует рефлексия субъекта творчества. Это особенно ярко проявлено в пубертратном требовании свободы выражения у Александры Галкиной, в бунтарском духе Алисы Йоффе, в провокативной сексуальности жеста у Вики Бегальской и образа у Светланы Шуваевой, в ироничной эстетизации артефактов насилия Анастасией Потемкиной и в абсурдистских акциях Варвары Геворгизовой.

Исследует проявления гендерных ролей в своем повседневном опыте Общество анонимных переписчиц (или переписчиков). Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) производит ситуации на хрупкой границе взаимодействия внутреннего мира человека и социальных систем. Ее проект посвящен работницам швейной фабрики «Заря», в бывшем корпусе которой располагаются выставочные залы ЦСИ «Заря». Видеоработы Полины Канис гипертрофированно представляют реальность биополитических систем, а видеоинсталляция Антонины Баевер, напротив, создает сакральное пространство вне социального с его непреодолимыми конфликтами и противоречиями – идеалистическую реальность мифа.

Международный женский день, возникший в конце 19 века как праздник проявления солидарности и гражданского самосознания женщин в борьбе за свои права, перекодируется в середине 20 века, и 8 марта становится Праздником весны, красоты и женственности, материнства и любви и других проявлений архаических культов плодородия. Кардинальное изменение содержания праздника приводит к неоднозначности в современной трактовке, которую и стремится проанализировать выставка через призму художественных практик приглашенных участниц, через ЕЁ мнение и ЕЁ отношение к празднику и к теме женского.