DRAWING IS A FORM OF PROBING. AND THE FIRST GENERIC IMPULS TO DRAW DERIVES FROM THE HUMAN NEED TO SEARCH, TO PLOT POINTS, TO PLACE THINGS AND TO PLACE ONESELF. JOHN BERGER
КИРИЛЛ ГАРШИН / ДНЕВНИК РЕЗИДЕНТА

«Привет! Меня зовут Кирилл Гаршин, я художник из Воронежа.

Начну с того, что в основном я работаю с живописью и стараюсь развивать именно этот медиум. В какой-то момент я решил полностью переосмыслить свою практику и пришел к созданию манифеста, обращенного в большей степени к себе. Основная идея заключается в развитии живописного медиума через отказ от промышленных красок и их замену на более органические и аналоговые альтернативы. В частности, я использую мед, глину и акварель, созданную из растений. В какой-то степени извлечение пигмента и смешивание красок даже похоже на алхимию. Конечно, это повлияло на дальнейших характер моих работ, т.к. невозможно и неправильно только лишь заменить фабричные краски на органику, но воплощать в реальность все то же самое, что и прежде. Манифест, как я уже сказал, подразумевает и внутренние изменения.

В резиденции во Владивостоке я искал развитие собственной технологии с ориентиром на локальные контекст. Мне известно, что у вас растут различные экзотичные для средней полосы виды флоры, причем как на земле, так и в море, например, водоросли, которые я планировал использовать в создании органических красок. Однако итоговый проект будет базироваться не только на стыке искусства и научных данных, но и подкреплен определенной идеей и духовной составляющей, характерной для коренных дальневосточных народов.

Как резиденту "Зари" мне дали большую базу для поисков необходимых материалов, свели с различными учеными ДВО РАН. Сначала моя деятельность заключалась в основном в экспедициях и вылазках в природные зоны. Некоторыми рабочими историями из моего пребывания во Владивостоке я бы и хотел поделиться.

В одну из таких поездок вместе с командой «Зари» и весенней резиденткой Лизой Наркевич и ее семьей я отправился на остров Русский, где собирался найти местное растение «синеглазку» (также известную как Коммелина обыкновенная), потому что узнал, что раньше эвенки и нанайцы, вероятно, получали из её лепестков пигмент для окраски рыбьих кож в голубой цвет. Сейчас цветок считается сорным (думаю, многие местные жители видели эти крохотные лазурные цветочки) и растет как будто бы повсюду, но искать его целенаправленно оказалось довольной сложной задачей. Я нашел синеглазку, но этого количества оказалось недостаточно для извлечения пигмента. К тому же, как оказалось, сразу после срезания цветки начинают быстро сохнуть. У меня не было технической возможности извлечь пигмент непосредственно на месте, но я сохранил и привез в резиденцию то, что смог собрать, для проведения дальнейших опытов.

Спустя какое-то время Лиза рассказала, что видела синеглазку на сопочке за цехами Фабрики «Заря». Однако дойдя до места, я увидел, как мужчина с чем-то похожим на серп срезал всю траву в округе. Я срочно начал искать хотя бы остатки цветков в траве, но мне не удалось. Они исчезли. Но я не опустил руки и продолжил искать материал для своего проекта.

Это лишь немногая часть моих приключений. Но это дало мне понимание, что Приморский край просто так не дается и что это место очень серьезное и сильное духовно.

За время моей резиденции в крае прошли разрушительные тайфуны, затопления, нефтяные разливы, что катастрофически повлияло не только на регион, но и на реализацию проекта: нужная мне органика (цветы и водоросли) оказалась труднодоступна в связи с природными катаклизмами либо уничтожена вовсе.

В конечном итоге это нашло отражение в проекте: в череде событий я захотел увидеть определённую мистическую подоплёку. На определенные мысли меня натолкнула одна работа из Музея истории Дальнего Востока — шаманская карта путешествия и перевоплощения человеческой души в загробном мире. Совместив все свои наблюдения и данную карту в одно целое, я получил картину-историю.

Мой проект — это космическая карта, путешествие по загробному миру некой сущности или духа красной водоросли, из которой можно сделать краску (а, может, и нельзя). Это история того, как красные водоросли выглядят, если представить, что это живое существо, которое вечно ускользает от меня. Оно проходит процесс трансформации: зарождается, растет, его собирают люди. В конце концов водоросль умирает и перерождается в нечто иное».