29 АПРЕЛЯ - 14 МАЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)
29 АПРЕЛЯ / 20:00 / ВЕРНИСАЖ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)
В Мастерской арт-резиденции «Заря» откроется выставка участника программы арт-резиденции «Заря» Николая Смирнова. Экспозиция «Мирные завоеватели», вернисаж которой состоится 29 апреля в 20:00, представит результаты работы художника во Владивостоке. Выставка продлится до 8 мая.
Кухарка, застонав, хотела поднять руку для крестного знаменья, но Азазелло грозно закричал с седла: – Отрежу руку! – он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в черную тучу. Тотчас из окошечка подвала повалил дым. Снизу донесся слабый, жалкий крик кухарки: – Горим!..
М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
В 1861 году берлинская газета «Кройццайтунг» опубликовала материал собственного корреспондента в Лондоне о разрушительном пожаре на одной из улиц британской столицы. Автор описывал полные драматизма события, снабдив их деталями со слов своего близкого друга, у которого были связи в местной полиции. Никому бы в голову не пришло усомниться в достоверности содержания публикации, которая ничем не выделялась из общего потока ежедневных новостей. Однако все перечисленное в ней, кроме, пожалуй, самого факта пожара было ложью. Статья представляла из себя компиляцию из новостных материалов других газет, автор публикации вовсе не располагал эксклюзивной информацией, и, наконец, газета вообще не была в состоянии содержать сотрудника за границей. Журналист, собственно, как и редактор газеты хорошо понимали ценность сообщения в условиях новостной конъюнктуры – оно должно было любой ценой прежде всего удовлетворять любопытство читателя. Проверить надежность информации не представлялось возможным ни коллегам-журналистам, ни очевидцам происшествия, настолько факты под информационным напором переплелись с вымыслом. Сегодня этого журналиста, в будущем – немецкого писателя-реалиста, Теодора Фонтане исследователи относят к пионерам фальшивых новостей (fake news). Многолетняя работа в прессе привела его к элементарным выводам, что приукрашенные факты только усиливают эффект реалистичности. Нельзя сказать, что Фонтане сильно выпадал из привычных рамок профессиональной этики, так как журналистские стандарты только начинали обретать свои очертания, а запущенный механизм медиа машины набирать обороты.
И если в те времена еще можно было проследить, как появляются и распространяются ложные новости, то уже очень скоро эта задача серьезно усложнилась. Ярким примером может послужить творчество другого мастера ложных новостей – Антона Оссендовского, прославившегося главным образом благодаря виртуозно сфабрикованным материалам о связи большевистской верхушки с германским генеральным штабом в разгар революционных событий 1917 года. Документы были приобретены и опубликованы специальным посланником президента США в России Эдгаром Сиссоном. Историкам понадобилось несколько десятилетий, чтобы официально признать их поддельными. До революции Оссендовский некоторое время промышлял клеветническими сочинениями и занимался откровенной травлей в интересах дальневосточной фирмы «Чурин и Ко», для которой были хороши любые методы против немецких конкурентов «Кунст и Альберс». Публикации в столичных газетах отзывались эхом на делах компании, которая в связи с этим несла огромные убытки. Контрразведка заинтересовалась преуспевающими предпринимателями. Конечно же были и слежка, и обыски. В 1915 году Оссендовский под псевдонимом Марк Чертван десятитысячным тиражом издал книгу «Мирные завоеватели» про немецкую шпионскую сеть, которая в сговоре с японцами вела активную подрывную деятельность. Прототипом героев послужили обрусевшие владельцы фирмы, чье положение и без того усугубляла Первая мировая война. Оссендовский не останавливался на достигнутом и требовал выкуп взамен за отказ от переиздания книги и идеи ее экранизации. После неудавшихся переговоров о нюансах сделки немцы обратились в прокуратуру, вследствие чего были раскрыты и преданы огласке все нюансы дела о клевете с шантажом, подобных которым еще не было в истории. На этом история про вымышленных шпионов могла бы закончится, если бы 100 лет спустя она снова не вызвала интерес уже при качественно новых обстоятельствах.
В своем проекте Николай Смирнов обращается к шпионской теме в эпоху гибридных войн постинформационного общества, когда общественное мнение формируется при помощи эмоционального убеждения большинства. Его нарочито дилетантский подход к инсценировке книги «Мирные завоеватели» указывает на то, как при помощи игривого созерцания вещей можно хакнуть систему ложной серьезности. Мир, кажется, окончательно изменился после того, как Эдвард Сноуден опубликовал документы о незаконном сборе информации Агентством национальной безопасности США, а в языке укоренился неологизм пост-правда. Недавние союзники по борьбе с терроризмом и партнеры по коммерции превратились в идеологических соперников и экономических конкурентов. Проект современного искусства, призванный некогда быть инструментом интеграционных процессов оказался несоответствующим новой повестке, направленной на прославление «цивилизационной самобытности страны», а его акторы (современные художники, кураторы, искусствоведы, критики) представляют потенциальную опасность национальной безопасности, о чем, собственно, и повествует новая история.
Роман Минаев (куратор)
Справка: Николай Смирнов (р. 1982) – художник, географ, куратор, исследователь. Закончил географический факультет МГУ и факультет живописи МГАХИ им. Сурикова, в настоящее время студент Школы Родченко. Работает с пространственными практиками и репрезентациями пространства в искусстве, науке и повседневности. Участник нескольких десятков групповых выставок. Куратор проектов «Метагеография» (совместно с Дмитрием Замятиным и Кириллом Светляковым, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва) и «Вечная мерзлота» (Арктическая биеннале, г. Якутск, 2016). Номинант премии «Инновация» (2016, кураторский проект «Метагеография», совместно с Кириллом Светляковым). Автор ряда исследовательских текстов, опубликованных в: «Художественный Журнал», «Разногласия», «ЦЭМ», «Городские исследования и практики». Член научных экспедиций и бывший сотрудник лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск-Москва).
Вход свободный