TO CREATE MEANS TO LIVE, TO ETERNALLY CREATE NEWER AND NEWER THINGS. BUT HOWEVER MUCH WE MOVE THE FURNITURE AROUND THE ROOM, WE WILL NEVER INCREASE IT OR CREATE NEW FORMS FOR IT. KAZIMIR MALEVICH
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИТОГОВОГО ПРОЕКТА ЯРОСЛАВЫ КОМИССАРОВОЙ

1 ИЮЛЯ / 19:00–20:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Художница из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова в своих инсталляциях, публичных интервенциях и росписях стен обращается к историям территории Приморского края как разветвленной структуре, образующей частные и коллективные нарративы. В рамках арт-резиденции «Заря» ее интересовало этнографическое наследие земли, на которой раскинулся Владивосток и города вокруг него.

Проведя активную исследовательскую работу, Ярослава проанализировала исторический ландшафт Приморья через роспись двух стен — внутри ЦСИ и на уличной территории Фабрики. В рамках открытия также пройдет презентация зинов, созданных участниками её июньских мастер-классов: практикуя искусство соучастия, художница вступает в полилог не только с молодыми художниками и поэтами Владивостока, но и с самим пространством читального зала «Зари».

  • Terra incognita / Читальный зал

В основу изображения легла карта, найденная художницей в собрании Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Береговая линия вдоль территории Приморского края, прорисованная угадываемой абстрактной волной, меняет тон в зависимости от уровня воды у побережья изображенного Японского моря, а цветовая градация становится своеобразной шкалой уровня загрязнения прибрежных вод, референс для которой также был обнаружен в музее. Сетку, которую Ярослава изображает как основу рисунка, можно отнести как к модернистской сетке, описанной искусствоведом Розалиндой Краусс, так и к навигационным картам, позволяющим морякам Приморья передвигаться по водной территории региона. Комиссарова словно отменяет время и называет изображенную территорию «терра инкогнита» (от лат. terra incognita — «неизвестная земля»), давая понять, что не все земли на планете могут быть до конца исследованы. В работе вообще много символичного: к примеру, красная лента здесь служит метафорой частной жизни, всегда пролегающей параллельно большим историческим нарративам. При этом никаких готовых ответов о навигации в «смутное время» художница не дает, предоставив право каждому зрителю самостоятельно найти для себя свой ответ на сложные вопросы.

  • Царства проходящие / Уличная территория Фабрики «Заря»

Посещение Музея истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН позволило Ярославе сделать акцент на непревалирующей (в Приморье чаще всего встречаются удэгейцы) коренной народности региона — айнах, живших, преимущественно, на острове Сахалин. На уличной территории художница изображает двух представительниц этого народа, а также «Абрикосовый храм» (один из первых буддистских храмов на карте современного Приморья). Вопрос прав малых народностей на территории обширного государства сегодня волнует художницу особенно сильно.

Комиссарову вдохновляет и сила природы, сформировавшая характер местных жителей. Она называет ее «первичной стихией, не принимающей личин». По словам Ярославы, именно нахождение в такой заряженной энергией точке на стыке цивилизаций и позволяет современным жителям развивать в себе потенциал к преодолению ксенофобии. Территория, перемещение людей по которой всегда было активным и непрерывным, задает особую напряженность воздуху и земле.

Владивосток — территория для страны относительно молодая, и артефакты времени здесь хранят истории прежних территорий Маньчжурии и Бохайского царства. Быт задается условиями географии пространства, и свидетельствами времени становятся уже не киоты, как в Центральной России и на севере, а иные рукотворные предметы, часто входившие в быт удэгейских поселений — такие как, например, одежда и обувь из рыбьей кожи. Петроглифы в Хабаровском крае также могут служить проявленными следами истории места.

Вплетая в свой проект археологию фольклора и нарративов единомышленников, с которыми Ярослава познакомилась во время резиденции, художница выступает своеобразным проводником коллективного знания о том, какие же слои истории хранит Приморье и что выкристаллизовывается на поверхности ископаемых смыслов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Яна Гапоненко, ментор арт-резиденции «Заря»