DRAWING IS A FORM OF PROBING. AND THE FIRST GENERIC IMPULS TO DRAW DERIVES FROM THE HUMAN NEED TO SEARCH, TO PLOT POINTS, TO PLACE THINGS AND TO PLACE ONESELF. JOHN BERGER
ИРИНА ПЕТРАКОВА / ПОРОХ

14 ФЕВРАЛЯ / 12:00 - 22:00

ИРИНА ПЕТРАКОВА

ПОРОХ

Финальный проект резиденции

Работа проекта: 12:00-22:00

Презентация: 18:00-22:00

К размышлению о значении памяти - как единственному бессмертному стоп-сигналу для современников и особой категории сознания homo sapiens - нас подталкивает проект Ирины Петраковой, выросший из исследовательской работы в тотальную инсталляцию. В память о русско-японской войне 1904-1905 годов объектами выставки, служащей итогом месячной резиденции московского художника во Владивостоке, стали материалы из найденных военных архивов, схемы снарядов и военного вооружения, оцифрованные портреты непосредственных участников боев. Художник прибегает к изобразительному языку графики, в технике фроттажа воспроизведя на холстах бойницы фортификационных сооружений острова Русский, а скульптурой, представляющей из себя пушечные снаряды в натуральную величину, которые при этом никогда не выстрелят - лицом к лицу сталкивает нас с мощью техники и слабостью человека перед ней.

Первоочередной задачей Японии, без объявления войны напавшей на Россию, было захватить Порт-Артур и Владивосток, и под обстрел японских кораблей тогда попал не столько сам город (перекидной огонь с акватории Уссурийского залива был не прицелен и город не повредил), сколько сооружения сухопутных укреплений - форты Суворова и Линевича, строящаяся в то время батарея Соболь, батареи полуострова Басаргина и Уссурийская батарея. Владивосток с его жителями и во Второй Мировой оставался относительно нейтральной для военных разрушений территорией, что наделяет каждого отдельного горожанина право выбирать самостоятельно, какой памятью наделять свою "прививку войной".

Включенная художником в финальный проект видеонарезка из горячих точек современного мира, визуально разделяя пространство места презентации на "тогда" и "сейчас", по факту предлагает зрителю, словно в беззаботном детстве, найти пресловутые 10 отличий между совсем не детскими последствиями военных конфликтов тогда и сейчас или и вовсе сразу поставить между этими промежутками времени знак "равно", не обнаружив эволюции в дипломатических успехах государств - тех и нынешних.

И следуя стоп-сигналу памяти, остается вспоминать строками Пикуля, как «лениво пошевеливая винтами, словно жирные моржи окоченевшими ластами, тяжкие громады броненосцев России ушли зимовать в Порт-Артур, а на рейде Владивостока, внезапно опустевшем, остались осиротелые крейсера — «Россия» и «Громобой», «Богатырь» и «Рюрик»*. Вся команда последнего пала, обороняясь, а единицы выживших были взяты в плен, и именно память об этом, увековеченная в архивах Музея Тихоокеанского флота и переосмысленная актуальным художником Ириной Петраковой, может стать для нас, современников, путеводителем по привычке предавать забвению все утраченное. А также причиной развеять сомнения в необратимости последствий войны. Развеять, словно порох.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Мастерская арт-резиденции

ЦРМ, 5 вход

* Валентин Пикуль "Крейсера", 1985 г.

** Фото команды крейсера "Рюрик" - из архивов Музея Тихоокеанского флота