1 МАЯ - 14 ИЮНЯ
Центр Современного Искусства «Заря» представляет цикл кинопоказов, посвященных эволюцию женского образа в истории мирового кинематографа. Цикл состоит из нескольких тематических частей, каждая из которых сфокусирована на различных аспектах женского образа: культурном, социальном, политическом и т.д.
Кинематограф - ровесник фундаментальных структурных изменений европейского общества: вовлеченность в политическую жизнь все большего количества участников, пересмотр исторически сложившейся роли института семьи, новые геополитические вызовы, связанные с кризисом европейских монархий и появление новых форм идентичности. В любых изменениях рубежа XIX и XX веков фигура женщины проявляется особенно отчетливо. Эта фигура на первый взгляд осенена освобождением, а поверхностью, где это сияние реализуется эволюционирующим разнообразием образов, становится экран.
И все-таки экран, как и некогда холст, все еще находится преимущественно операционном управлении мужчин в силу историко-культурных, социальных и даже экономических условий, либо женщин, чья профессиональная идентичность формируется посредством гендерного трансформирования. «Женское» в практиках художественного производства – плодородный контекст, обращение к которому позволяет актуализировать проблематику социального и политического измерения современности.
Первая часть цикла, представляет фильмы, многие из которых уже признаны классикой мирового кинематографа, в которых женщина становится центральной фигурой трагических, неотвратимых событий.
Часть первая.
«Трагедия – имя существительное, женский род»
Величайшие античные драматурги отводили женщине главную роль в собственных произведениях. Сама древнегреческая драма – правозвестник многих повествовательных искусств, так же известная как «трагедия рока» – специфический тип рассказа, основанный на незыблемости реального положения вещей, где человек в отчаянных попытках пытается противостоять фатальности божественного воления.
Очевидно, что выбор женщины как героини в этом бесконечном повествовании, который мы сейчас могли бы назвать «Всемирная История Несправедливости» не мог быть случаен. Социальный статус женщины содержит в себе очевидную перспективу превращения в жертву, в объект жестокого, несправедливого деяния или политической репрессии, оправдываемой логикой установленного закона. Фатальность бытия, таким образом, изначально укоренена в социальной роли женщины, которая вынуждена продолжать играть по установленным правилам. Попытки же эти правила поменять зачастую приводят к печальным последствиям.
На уровне художественной репрезентации обращение к фигуре женщины в режиме «трагического» позволяет художнику с предельной выразительностью представить неравную битву, где один субъект во всем своем великолепии предстанет победителем, в то время как другой обречен на поражение. Это обстоятельство неравенства, предлагает выразительный образ свободного духа, который укоренен в человеке и способен явить себя в схватке с необратимостью. Именно в этот момент рождается героическая фигура, способная вершить революцию.
Искусство кино, будучи в определенном смысле, наследником театра не могло игнорировать эту многовековую традицию, создав героинь, чьи образы продолжают оставаться яркими метафорами уникальной природы человеческого.
РАСПИСАНИЕ КИНОПОКАЗОВ:
1 МАЯ / 17:00
«Кабирия» (реж. ДжованниПастронне, 1914)
Один из первых исторических блокбастеров, повествующий о злоключениях девушки по имени Кабирия во время Второй Пунической Войны между Римской Республикой и Карфагеном.
2 МАЯ / 17:00
«Мать» (реж. Всевлод Пудовкин, 1926)
Экранизация одного из центральных произведений Максима Горького исполненная классиком советского и мирового кинематографа.
3 МАЯ / 17:00
«Ящик Пандоры» (реж. Георг Вильгельм Пабст, 1929)
Изящная мелодрама, воплотившая в себе декадентскую атмосферу Веймарской Республики, насквозь пронизываемая явным пророческим мотивом надвигающейся социальной катастрофы.
4 МАЯ / 17:00
«Правила игры» (реж. Жан Ренуар, 1939)
Признанный шедевр мирового кинематографа, обнажающий абсурдную жестокость социальных установлений и правил.
9 МАЯ / 17:00
«Рим, открытый город» (реж. Роберто Росселини, 1945)
Положивший начало «итальянскому неореализму», фильм «Рим, открытый город» ознаменовал поворот послевоенного кинематографа к трагической судьбе обычного человека - подлинного героя современности.
10 МАЯ / 17:00
«Управляющий Сансё» (реж. Кэндзи Мидзогути, 1954)
Трагическая история Тамаки – жены провинциального феодала, отправленного в изгнание – которой суждено вынести все тяготы бесправного человека в средневековой Японии.
11 МАЯ / 17:00
«Чочара» (реж. Витторио де Сика, 1960)
Экранизация романа Альберто Моравия с блистательной Софи Лорен в главной роли.
16 МАЯ / 17:00
«Чарулата» (реж. Сатьяджит Рай, 1964)
Бездетная жена бенгальского интеллектуала, обделенная вниманием мужа, обретает смысл жизни в отношениях с молодым человеком и эта полная искренности связь не может быть одобрена обществом.
17 МАЯ / 17:00
«Любовная история или трагедия телефонистки» (реж. Душан Макавеев,1967)
Кинематографический очерк о мимолетном романе, рассказанный одним из самых оригинальных режиссеров ХХ века.
23 МАЯ / 17:00
«Комиссар» (реж. Александр Аскольдов, 1967)
Гражданская война в России. Комиссар Красной Армии – Клавдия Вавилова, воплощающая канонический образ «сильной женщины» оказывается перед необходимостью выбора, диктуемого военным временем.
24 МАЯ / 17:00
«Медея» (реж. Пьер Паоло Пазолини, 1969)
Оригинальная версия трагедии Еврепида с великой оперной певицей Марией Каллас в главной роли.
30 МАЯ / 17:00
«Женщины, женщины» (реж. Поль Веккиали, 1974)
Камерная драма о жизни двух стареющих актрис, с достоинством сопротивляющихся неумолимо надвигающемуся забвению.
31 МАЯ / 17:00
«Женщина под влиянием» (реж. Джон Кассаветис, 1974)
Обуреваемая страхами и неуверенностью в себе домохозяйка пытается сохранить собственный брак, но превращается в мишень глубоко укорененных бытовых стереотипов.
6 ИЮНЯ / 17:00
«Ифигения» (реж. Михалис Какоянис, 1977)
Смелая попытка рассказать античную трагедию языком кинематографа.
«Замужество Марии Браун» (реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)
Поражающая непринужденной искренностью «социальная притча» о жажде обрести счастье.
7 ИЮНЯ / 17:00
«Имя: Кармен» (реж. Жан-Люк Годар, 1983)
Кинематографическая интерпретация известного сюжета мировой культуры, воплощенная формой социального памфлета.
12 ИЮНЯ / 17:00
«За что мне все это?» (реж. Педро Альмадовар, 1984)
Истязаемая бытовыми проблемами Глория в схватке с реальностью жизни низшего социального класса, безразличием мужа и непониманием со стороны сыновей.
13 ИЮНЯ / 17:00
«Крик во тьме» (реж. Фред Скеписи, 1988)
Линда Чемберлен, молодая мать, обвиненная в убийстве собственной дочери, вынуждена бороться с несправедливостью обвинения, построенного на сфальсифицированных уликах.
14 ИЮНЯ / 17:00
«Дом из лавы» (реж. Педру Кошта, 1994)
Молодая медсестра заброшенная волей судьбы на Кабо Верде сталкивается с тотальным непониманием окружающих ее людей.
«Умереть как мужчина» (реж. Жоа Педру Родригеш, 2005)
Звезда травести-шоу Тоня Каррера, так долго доказывающая самой себе и окружающим, что она наконец обрела подлинную идентичность сталкивается с обстоятельствами на которые не может повлиять.