WE, WHO DRAW, DO SO NOT ONLY TO MAKE SOMETHING VISIBLE TO OTHERS, BUT ALSO TO ACCOMPANY INVISIBLE TO ITS INCALCULABLE DESTINATION. JOHN BERGER
СИНДРОМ ТРЕПАНГА

16 МАЯ – 6 ИЮНЯ / ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА ФАБРИКИ «ЗАРЯ»

16 мая в 13:00 на пешеходной зоне Фабрики «Заря» откроется выставка «Синдром трепанга». Для всех желающих куратор проекта Александр Никольский (Кемерово) проведет экскурсию.

Повтор кураторских экскурсий:

  • 22 мая (суббота) в 14:00
  • 28 мая (пятница) в 16:00

Недавняя череда экологических и социальных катастроф напоминает возвращение в реальное вытесненных в сферу массового кинематографа коллективных страхов, оставляя чувство дезориентации и нереальности происходящего. Домашняя изоляция пандемии подрывает пасторальный образ безопасной хижины посреди бури, описанный Гастоном Башляром. Реальность самым наглядным способом стремится разрушить воображаемые стены, ограждающие человека от внешнего мира, создающие оппозиции «внутри» и «снаружи», «природу» и «культуру», «своих» и «чужих», «место» и «пространство». Стены, становясь проницаемыми, сами вступают в сговор с не-домашним, жутким (unheimliche), заставляя испытать чувство бездомности.

На первый взгляд безлюдный Metacity Саймона Меннера перекликается с традицией сомнамбулических прогулок по ночным городам, но неподвижный сияющий город наполнен хрупкими растворившимися в пространстве укрытиями бездомных, стремящихся остаться невидимыми. Внутренняя механика параноидальной машины государственной слежки с ее собственными страхами становится видимой в «Могиле лебедя», но этот механизм вступает в диссонанс с меланхолией изображений.

Страх, по мнению Сони Браас, создает культуру средствами массовой информации. Они оповещают, одновременно формируя прозрачный защитный экран от реальных катастроф и манипулируя коллективными фобиями. Работы «Изобилие осторожности» и «Тихое растворение» разрывают необходимую для возвышенного наслаждения стихией дистанцию, ставя зрителя лицом к лицу со смерчем или волной. Подобное экстремальное сближение уничтожает эстетический экран, обеспечивающий зрителю комфорт и безопасность отстраненного наблюдения. Избыточная детализация образов стихии при этом делает очевидным их искусственный характер, создавая мерцание границ между очевидным и фантазматическим, реальностью и конструкцией. Знакомые образы коллективных практик возникают будто в своей инвертированной форме в «Коллективных бездействиях» Янины Болдыревой.

Реальные, но буквально вырезанные из контекста машины в серии «Крылатая ракета для бедняков» дереализуют их, превращая в узнаваемые образы фантастических фильмов. «Живые структуры» Кена Айзекса были нацелены на создание иного способа жизни и мышления, противоположного материальной культуре массового потребления. Его подвижные, хрупкие, но в чем-то действительно живые номадические жилища представляют утопическую альтернативу отказа от бинарных оппозиций внешнего и внутреннего, создавая возможность радикального гостеприимства.

Простой путь к освобождению от сковывающих сознание колониальных оков предлагает Макс Шер в «Диктатуре семи морей» через переключение внимания на повседневность. Архитектура выставки объединяет в себе все эти подходы, используя простые подвижные конструкции строительных лесов, которые сами являют собой образ текучего переменчивого городского пространства.

  • Участники: Янина Болдырева (Новосибирск), Соня Браас (Германия), Александр Куклин (Владивосток) с инсталляцией на основе документов дизайнера и урбаниста Кена Айзекса, Саймон Меннер (Германия), Максим Шер (Санкт-Петербург).

Событие входит в программу Фестиваля немецкой культуры и немецкого языка во Владивостоке, проходящего в рамках Года Германии в России 2020/2021. Его организаторами выступают Посольство Федеративной Республики Германия в Российской Федерации, Гёте-Институт, а также Российско-Германская внешнеторговая палата.

ВХОД СВОБОДНЫЙ