THE CONTEMPORARY ARTIST, ARCHITECT AND THEORIST RESEMBLE THE NIETZSCHEAN FIGURE OF THE DANCER ON THE ROPE. THE ONLY CRITERION OF THEIR SUCCESS IS THEIR ABILITY TO DANCE ON THE ROPE UNDER THE GAZE OF THE PUBLIC FOR A CERTAIN AMOUNT OF TIME. BORIS GROYS
ОТ БОЛЬШОГО ПЕЛИСА ДО ГОРНОВОДНОГО: ОПЫТ ХУДОЖНИКОВ ПРИМОРЬЯ В ОТШЕЛЬНИЧЕСТВЕ / ЛЕКЦИЯ

20 МАЯ / 17:30–19:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Укрытие и самоизоляция, вплоть до отшельничества, все чаще становятся не просто ситуационным выбором, к которому обращаются художники Владивостока с целью уединения, но и полноценной осознанной стратегией, а также предметной оптикой, через которую можно анализировать их художественные практики. На лекции Яны Гапоненко речь пойдет об особенностях вакуумной арт-сцены Владивостока и автономности и оригинальности развившегося у моря и в тайге художественного языка.

Отшельничество и самоизоляция как художественный метод приморскому искусству известны давно: на необитаемом острове Большой Пелис в 70 км от Владивостока с 1970-х годов несколько десятков лет уединенно жил и работал художник Виктор Федоров. В своих живописных работах он изображал женскую натуру, приписывая ей антропоморфные черты физиологии чайки — птицы, которая наверняка была одной из немногих его собеседниц на острове. Сегодня также немало местных художников живет изолированно. Например, художественную группу «ДВР» с их таежной резиденцией в поселке Горноводное ведет идея коммунальности через эскапизм в социальный топос. Елена Никитина живет и работает в другом поселке Приморского края — Тигровое, вводя в свою абстрактную живопись и фотографию впечатления от быта в малонаселенной деревне. Фотохудожник Глеб Телешов совершает экспедиции на Чукотку, где героями сюжетов выступают забытые и руинированные объекты отдаленных от цивилизации мест.

Изоляция становится и непосредственным содержательным элементом работ ряда художников: так, заслуженный владивостокский автор Федор Морозов собрал целую серию почтовых марок с репродукциями художников XX века, по которым изучал историю искусства в закрытом до 1992 году Владивостоке, и создал из них искусствоведческий атлас. Коллекционер и филантроп Александр Городний в 1970-80-е буквально перерисовывал обложки редких виниловых пластинок, попадавших в город с моря, в свои так называемые «джинсовые тетради», создав своеобразный архив запрещенной тогда музыки. Художник Ильяс Зинатулин в своей серии 1998 года «План эвакуации» изобразил условные схемы убежищ, планы побега и инструкции по выживанию. За последнее десятилетие сюжет изоляции развивал и Александр Казанцев, занимающийся самостоятельным авторским картографированием островов Рейнеке, Желтухина и Рикорда. Эти и другие сюжеты лектор проанализирует в своем выступлении.

  • Справка:

Яна Гапоненко — куратор, основатель ВШСИ, ментор арт-резиденции «Заря».

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: Александр Казанцев. Фрагмент береговой линии о. Рикорда (неоконченный), 2018.