THE CONTEMPORARY ARTIST, ARCHITECT AND THEORIST RESEMBLE THE NIETZSCHEAN FIGURE OF THE DANCER ON THE ROPE. THE ONLY CRITERION OF THEIR SUCCESS IS THEIR ABILITY TO DANCE ON THE ROPE UNDER THE GAZE OF THE PUBLIC FOR A CERTAIN AMOUNT OF TIME. BORIS GROYS
Grikovsky, Valery

23 ИЮНЯ – 4 АВГУСТА / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

22 ИЮНЯ / 18:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Авторская экскурсия: 23 июня в 17:00
  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Инсталляция художника Валерия Гриковского (Санкт-Петербург), ставшая итогом его арт-резиденции во Владивостоке, адресуется современной науке и музеологии с их устоявшимися, не поддающимися саморефлексии, системами классификации. Музеи и университеты неустанно предъявляют каноническое знание человека об окружающей его среде и о нем самом. Какой объект и почему получает прописку в вечность, культивируясь, музеефицируясь и попадая в научную коллекцию? Возможно ли параллельное многоголосие знаний и полифония возможных классификаций объектов природы? Собрав псевдомузейную инсталляцию с артефактами приморской флоры и фауны, Гриковский активирует их через множественные истории. Для автора это музей иного типа, где привычные приморцу артефакты описаны и классифицированы художником так, что создают альтернативный эпистемологический контекст.

Переопределяя функциональность объектов, Валерий вскрывает их неочевидные внутренние связи. К описанию стратегии художника можно применить теорию о сетевом времени посткультуры, завершившем эпоху культуры, основанной на преемственности знания и поступательной эволюции. Создав прототип спекулятивного музея, Гриковский акцентирует внимание зрителя на разности и нелинейности вневременных соединений, которые образуют объекты одного биотопа. Отталкиваясь от изжившего себя формата Кунсткамеры с ее кабинетом редкостей, Гриковский активирует собранные предметы в противоположной методологии: подчиняясь их собственной внутренней онтологической логике. Валерий обнаруживает и создает несуществующую иероглифическую письменность с помощью природных объектов и в целом спекулирует на тему истории и культуры широкого временного спектра места – от эпохи Бохайского царства до утопических архитектурных проектов Владивостока прошлого столетия. Одним из героев его инсталляции стал местный художник Александр Казанцев, картографирующий острова залива Петра Великого своими авторскими обозначениями и шифрами. Казанцев практикует визуальное письмо через отшельничество. Его атласы-навигаторы могут быть прочитаны и как то, что французский антрополог Мишель де Серто называл «театром унаследованной традиции и произведенного наблюдателями знания», и могут служить альтернативой геополитическим картам.

Морские артефакты превалируют в инсталляции Гриковского. Планомерно таксономируя органику Владивостока через неочевидные системы классификации, Валерий соединяет в одном пространстве противоречивые системы координат и демонстрирует множественность эмпирического знания и потенциал для новых систем упорядочивания. Заходя на территорию палеонтологии, геологии, ботаники и биологии моря, а также урбанистики и градостроения, художник создает синтетическое знание, примеры которого мы можем наблюдать сегодня, например, в криптозоологии. Автор стремится заново переописать собственное знание о природе и городе, проблематизируя адекватность и соотносимость выбранного им языка реально существующей окружающей среде. Отказавшись от метода антропологического взгляда и навязывания собственной оптики месту, Гриковский описывает увиденное в арт-резиденции с помощью местных графем, кодов и символов, используя приморскую флору и фауну не только как объект исследования, но и в качестве непосредственных художественных средств.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

4 МАЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ / 16+

Во Владивосток прилетел второй резидент этого сезона — Валерий Гриковский. Уже в эту субботу у вас есть возможность познакомиться с художником лично. Валерий известен своими экспериментами с материалами и техниками, а также использованием в экспозициях объектов живой природы, минералов, окаменелостей, фрагментов энтомологических коллекций. В своих проектах Гриковский пытается расширить пространство традиционного искусства и сочетать классические художественные методы с цифровой современной культурой, объединить практики науки и искусства, описывая «всё через всё».

Во время своей резиденции Валерий планирует создание фрагмента «тотального музея», в котором научный подход к коллекционированию и систематике сочетается с художественной интерпретацией. Чем является случайный предмет — артефактом или мусором? Какими свойствами он должен обладать, чтобы получить прописку в вечности и стать частью музейной коллекции?

Валерий Гриковский (р. 1975, Ленинград) – современный российский художник (графика, живопись, инсталляция). С 1992 по 1998 изучал медицину в Санкт-Петербургском Государственном Медицинском Университете имени академика И.П. Павлова.

Призер 6-ой международная биеннале графики (Новосибирск, Россия) — номинация «оригинальная графика», призер Осеннего Салона (Париж, Франция) — номинация «Живопись» (SALON D'AUTOMNE (Paris, France). Номинант Премии Курехина (2015), участник IV Томской Всероссийской триеннале «Рисунок России» (2010). Обладатель Приза зрительских симпатий премии ZverevArtPrize (2021).

Работы хранятся в коллекциях Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург), Государственного Художественного музея (Новосибирск), Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (Санкт-Петербург), Нового Музея (Санкт-Петербург), Государственного центра современного искусства (Москва), Музея AZ (Москва), Галереи Bulthaup (Санкт-Петербург) и в частных собраниях.

Вход свободный по предварительной регистрации.

18 МАЯ / 17:40–19:20 / ЛЕКЦИЯ ВАЛЕРИЯ ГРИКОВСКОГО / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Глобализация, мультикультурализм и цифровое общество создали ситуацию, которую можно назвать концом книжной, аналоговой цивилизации. Культура, как причинно-следственная связь и преемственность, закончилась, и текущее время описывается как посткультура и постистория.

Что может взять контрабандой художник из классической материальной цивилизации в аудио-визуальную цифровую? Как создавать художественные произведения в условиях отсутствия критериев качества? Как не забывать о творческой ответственности при почти безграничной творческой свободе сегодня?

ВХОД СВОБОДНЫЙ