КТО ИСПЫТАЛ НАСЛАЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА, ДЛЯ ТОГО УЖЕ ВСЕ ДРУГИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЮТ.
 АНТОН ЧЕХОВ
Гриковский Валерий

23 ИЮНЯ – 4 АВГУСТА / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

22 ИЮНЯ / 18:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Авторская экскурсия: 23 июня в 17:00
  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Инсталляция художника Валерия Гриковского (Санкт-Петербург), ставшая итогом его арт-резиденции во Владивостоке, адресуется современной науке и музеологии с их устоявшимися, не поддающимися саморефлексии, системами классификации. Музеи и университеты неустанно предъявляют каноническое знание человека об окружающей его среде и о нем самом. Какой объект и почему получает прописку в вечность, культивируясь, музеефицируясь и попадая в научную коллекцию? Возможно ли параллельное многоголосие знаний и полифония возможных классификаций объектов природы? Собрав псевдомузейную инсталляцию с артефактами приморской флоры и фауны, Гриковский активирует их через множественные истории. Для автора это музей иного типа, где привычные приморцу артефакты описаны и классифицированы художником так, что создают альтернативный эпистемологический контекст.

Переопределяя функциональность объектов, Валерий вскрывает их неочевидные внутренние связи. К описанию стратегии художника можно применить теорию о сетевом времени посткультуры, завершившем эпоху культуры, основанной на преемственности знания и поступательной эволюции. Создав прототип спекулятивного музея, Гриковский акцентирует внимание зрителя на разности и нелинейности вневременных соединений, которые образуют объекты одного биотопа. Отталкиваясь от изжившего себя формата Кунсткамеры с ее кабинетом редкостей, Гриковский активирует собранные предметы в противоположной методологии: подчиняясь их собственной внутренней онтологической логике. Валерий обнаруживает и создает несуществующую иероглифическую письменность с помощью природных объектов и в целом спекулирует на тему истории и культуры широкого временного спектра места – от эпохи Бохайского царства до утопических архитектурных проектов Владивостока прошлого столетия. Одним из героев его инсталляции стал местный художник Александр Казанцев, картографирующий острова залива Петра Великого своими авторскими обозначениями и шифрами. Казанцев практикует визуальное письмо через отшельничество. Его атласы-навигаторы могут быть прочитаны и как то, что французский антрополог Мишель де Серто называл «театром унаследованной традиции и произведенного наблюдателями знания», и могут служить альтернативой геополитическим картам.

Морские артефакты превалируют в инсталляции Гриковского. Планомерно таксономируя органику Владивостока через неочевидные системы классификации, Валерий соединяет в одном пространстве противоречивые системы координат и демонстрирует множественность эмпирического знания и потенциал для новых систем упорядочивания. Заходя на территорию палеонтологии, геологии, ботаники и биологии моря, а также урбанистики и градостроения, художник создает синтетическое знание, примеры которого мы можем наблюдать сегодня, например, в криптозоологии. Автор стремится заново переописать собственное знание о природе и городе, проблематизируя адекватность и соотносимость выбранного им языка реально существующей окружающей среде. Отказавшись от метода антропологического взгляда и навязывания собственной оптики месту, Гриковский описывает увиденное в арт-резиденции с помощью местных графем, кодов и символов, используя приморскую флору и фауну не только как объект исследования, но и в качестве непосредственных художественных средств.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

4 МАЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ / 16+

Во Владивосток прилетел второй резидент этого сезона — Валерий Гриковский. Уже в эту субботу у вас есть возможность познакомиться с художником лично. Валерий известен своими экспериментами с материалами и техниками, а также использованием в экспозициях объектов живой природы, минералов, окаменелостей, фрагментов энтомологических коллекций. В своих проектах Гриковский пытается расширить пространство традиционного искусства и сочетать классические художественные методы с цифровой современной культурой, объединить практики науки и искусства, описывая «всё через всё».

Во время своей резиденции Валерий планирует создание фрагмента «тотального музея», в котором научный подход к коллекционированию и систематике сочетается с художественной интерпретацией. Чем является случайный предмет — артефактом или мусором? Какими свойствами он должен обладать, чтобы получить прописку в вечности и стать частью музейной коллекции?

Валерий Гриковский (р. 1975, Ленинград) – современный российский художник (графика, живопись, инсталляция). С 1992 по 1998 изучал медицину в Санкт-Петербургском Государственном Медицинском Университете имени академика И.П. Павлова.

Призер 6-ой международная биеннале графики (Новосибирск, Россия) — номинация «оригинальная графика», призер Осеннего Салона (Париж, Франция) — номинация «Живопись» (SALON D'AUTOMNE (Paris, France). Номинант Премии Курехина (2015), участник IV Томской Всероссийской триеннале «Рисунок России» (2010). Обладатель Приза зрительских симпатий премии ZverevArtPrize (2021).

Работы хранятся в коллекциях Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург), Государственного Художественного музея (Новосибирск), Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (Санкт-Петербург), Нового Музея (Санкт-Петербург), Государственного центра современного искусства (Москва), Музея AZ (Москва), Галереи Bulthaup (Санкт-Петербург) и в частных собраниях.

Вход свободный по предварительной регистрации.

18 МАЯ / 17:40–19:20 / ЛЕКЦИЯ ВАЛЕРИЯ ГРИКОВСКОГО / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Глобализация, мультикультурализм и цифровое общество создали ситуацию, которую можно назвать концом книжной, аналоговой цивилизации. Культура, как причинно-следственная связь и преемственность, закончилась, и текущее время описывается как посткультура и постистория.

Что может взять контрабандой художник из классической материальной цивилизации в аудио-визуальную цифровую? Как создавать художественные произведения в условиях отсутствия критериев качества? Как не забывать о творческой ответственности при почти безграничной творческой свободе сегодня?

ВХОД СВОБОДНЫЙ