THINKING SHOULD BE DONE BEFORE AND AFTER, NOT DURING PHOTOGRAPHING. HENRI CARTIER-BRESSON
Yakovleva, Ustina

21 НОЯБРЯ – 7 ДЕКАБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Устина Яковлева (Москва) и Андрей Дмитренко (Владивосток) – молодые современные художники, работают с графикой, живописью, текстилем и объектами. Их работы посвящены, в случае Устины, формам жизни или, в случае Андрея, жизни в среде, в которую помещены изображаемые объекты, похожие на капли воды, пузырьки газа, на водоросли, микроорганизмы, планеты, медузы, метеориты или иные земные или космические тела.

Устина Яковлева участвует во Владивостоке в программе арт-резиденции «Заря», одна из целей которой – активизация обмена с локальной художественной сценой. Выставка выступает попыткой связать воедино индивидуальный опыт двух художников, которые, находясь по разные стороны материка, ищут собственный путь развития на основе классического художественного образования. Обоих связывает, с одной стороны, минималистская пластичность, бледная и спокойная выразительность, способность к аскезе (как в визуальной стороне, так и в очень тщательной, долговременной, усердной подготовительной работе), с другой – преемственность традиций.

Художники словно «пришиты» к жизненному полю, в котором существуют. Андрей идёт по родительской стезе специалистов печатного дела, работавших в владивостокских типографиях. Влияние рукодельных практик мамы и бабушки Устины придало её искусству сильный «женский» импульс, благодаря которому развивается не только мастерство техники, но и образ художницы – спокойной, умиротворённой, гармоничной. Словно перманентно, не сверяясь с часами, она вышивает единое цельное полотно, в котором одни сюжеты и образы перетекают в другие, не разделяясь на эпизоды, но сосуществуя, переплавляются и создают новые формы.

Другая сторона преемственности – это внимание к традиции в изобразительном искусстве. Устину подпитывают примеры влиятельных художниц (Ева Гессе, Луиз Буржуа, Яёи Кусама), работы которых несут в себе мощный импульс сексуальности и одновременно тяготеют к биоморфным образам и формам. Именно на этом пересечении находятся работы Устины, в которых, впрочем, сексуальность скорее медлительная, сокрытая ровным спокойным ритмом, где внутренние переживания упрятаны за производством абстрактной, отстраненной от самой себя среды, то ли асексуальной, то ли андрогинной.

В работе Андрея преемственность другого рода, она опирается на образцы китайских и японских классиков печатной графики. Он берёт у них не только сложность и многослойность техники, но и пытается найти через них новый подход к композиции, работать с ней так, чтобы её основным элементом была пустота, образовавшийся воздух, ничто, – то есть не то, что изображается, а то, что оказывается не изображённым, но словно невольно включенным в изображение.

Этот подход уводит его от традиционных истоков, где он черпает силы, к деконструкции изображения. Так, Андрей начинает работу с перфорацией или с травлением, правда, не доходит до конца процесса, а останавливается там, где поверхность взаимодействует с электролитом, произвольно формируя фактуру, контур, рисунок, цвет. Не так давно он представил свою первую видеоработу, а сейчас экспериментирует с совмещением фотографики и ручной печати. Такое сочетание – инструмент к высвобождению потенциала классических техник, позволяющий получить непрогнозируемый результат.

Оба художника работают через включение, эмпатию, осмысление существующих форм, синхронизацию точек и ошибок. Для них проделанный путь всегда является способом приятия и построения, а не отрицания и разрушения. Если бы существовал термин, обратный художественному авангарду, главным импульсом которого является уничтожение всего старого, в особенности традиций, то эти художники были бы главными представителями движения «авангард наоборот», сохраняя, осмысляя, объединяя и включая всё в тщательно организованную хаотическую среду, которую они формируют совместно, но отдельно, каждый со своей стороны большого материка, никогда не встречавшись и не зная друг друга до этой выставки.

Во Владивостоке Устина и Андрей попробовали наметить точки соприкосновения своих практик, что неизбежно привело и к взаимному влиянию – так, за прошедшие полтора месяца Устина под руководством Андрея освоила некоторые техники печати. Выставка «Среда» - это итог непродолжительной встречи двух миров, каждому из которых предстоит собственный путь и собственное развитие, однако их взаимодействие, возможно, определит новые траектории.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

21 ОКТЯБРЯ / 19:00 / КИНОЗАЛ

Новый резидент «Зари» Устина Яковлева проведет приветственную лекцию, на которой расскажет о своем подходе к искусству и профессиональных практиках.

Устина Яковлева работает с живописью, графикой и инсталляцией, используя такие материалы, как ткани, нити, бусины, бисер. В последнее время художница из Москвы разрабатывает несколько серий, главные действующие персонажи которых напоминают морских существ, моллюсков и медуз. «В этом загадочном подводном царстве свои законы, своя иерархия и типология. У каждого существа свой характер и история взаимоотношений с другими представителями вида», - комментирует Устина.

Известный художественный критик Валентин Дьяконов так характеризует работы автора: «Искусство Устины Яковлевой – это нить Ариадны, предлагающая уму выход из лабиринта, в котором главный враг не разрушительный инстинкт смерти, у греков воплощенный в Минотавре, а вечная жизнь в удобной конфигурации. Ее работы возвращают зрителю связь с процессом, ужасным и возвышенным одновременно, бесконечного деления клеток и метаморфоз живого».

* Устина Яковлева (р. 1987) живет и работает в Москве и Берлине. Окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета и Институт проблем современного искусства (Москва). Среди персональных выставок Устины - «Морфологии превращения» («Kabinett», Берлин, 2016), «Внутри Поверхности» (Галерея «Триумф», Москва, 2012), Inversion, AA collections (Knoll Gallery, Вена, 2012). Участница множества групповых выставок, в том числе «НОГАМИ В ВОДЕ, ГОЛОВОЙ В ОБЛАКАХ» (ВЗ ЗДЕСЬ на Таганке, Москва, 2016), «Пазл Пьера Броше» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2015), «Детектив» (Московский Музей Современного Искусства, 2014). В прошлом - участница резиденции «Гридчинхолл» (2014, 2015) и ГЦСИ, Кронштадт (2014). Вошла в шорт-лист в номинации для молодых художников STRABAG, Вена, Австрия (2014). Работы находятся в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Германии, Австрии и Нидерландах. Познакомиться подробнее с ее работами можно на сайте ustina-yakovleva.isoverse.us/. Проект Устины для арт-резиденции «Заря» будет посвящен морской флоре и фауне.

ВХОД СВОБОДНЫЙ