TO CREATE MEANS TO LIVE, TO ETERNALLY CREATE NEWER AND NEWER THINGS. BUT HOWEVER MUCH WE MOVE THE FURNITURE AROUND THE ROOM, WE WILL NEVER INCREASE IT OR CREATE NEW FORMS FOR IT. KAZIMIR MALEVICH
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО КИНО «2MORROW / ЗАВТРА»

14-16 ОКТЯБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

С 14 по 16 октября в ЦСИ "ЗАРЯ" состоится уикенд короткого метра Международного кинофестиваля «2morrow/Завтра». В конкурсную программу войдут 16 короткометражных фильмов призеров главных международных кинофестивалей. Режиссеры-участники этой программы, на наш взгляд, - это те, за кем будущее. Новые имена, за которыми непременно стоит следить.

В рамках уикенда будут показаны также лучшие короткометражки из четырех важнейших киношкол мира: la Femis (Франция), dffb (Германия), Венская киноакадемия (Австрия), киношкола в Лодзи (Польша). Благодаря этой подборке зрители смогут составить впечатление об основных эстетических и тематических ориентирах каждой из киношкол, которые влияют на общую картину в современном кинематографе.

Завершится уикенд показами четырех новых короткометражек всемирно известных режиссеров, не нуждающихся в отдельном представлении: Цзя Чжанкэ, Аббаса Киаростами, Дени Коте и Лав Диаса.

Расписание:

14 октября / 19:00

«КОЗА»

Koza, реж. Иван Остроховский, Словакия, Чехия, 2015, 75 мин.

Боксер Петер Балаж по кличке Коза когда-то участвовал в Олимпийских играх. Только кто теперь об этом вспомнит? Начав отжиматься, он сразу устает, бокс смотрит по телевизору. Но сообщение о беременности подруги заставляет его возобновить спортивные бои. Ему нужно заработать 400 евро на аборт, но лучше еще больше, чтобы убедить подругу оставить ребенка. С менеджером Звонко он перемещается из города в город, от поражения к поражению, надеясь на то, что желание может победить реальность. Все это правда? Почти. Все это вымысел? Отчасти. Изначальную задумку документального фильма о реальном экс-боксере Петере Балаже режиссер-документалист Иван Остроховский преобразовал в игровое кино, где Петер играет самого себя, а сюжет фильма почти равен его биографии. Чтобы избежать заигрывания с сантиментами и жанровыми клише спортивной драмы, Остроховский выбирает отстраненный взгляд, снимая длинные планы статичной камерой и создавая минималистичную форму для рассказа о маленькой бытовой трагедии бывшего большого спортсмена.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.

2015 — Участие в МКФ в Берлине

2015 — Лучший режиссер и Приз ФИПРЕССИ на фестивале goEast в Висбадене

2015 — Лучший фильм на МКФ Olhar de Cinema в Куритибе

2015 — Лучший режиссер и Приз экуменического жюри на МКФ в Мар-дель-Плата

2015 — Особое упоминание на фестивале IndieLisboa в Лиссабоне

14 октября / 20:30

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОГО МЕТРА-1

«ЛЕТА»

Léthé, реж. Дея Кулумбегашвили, Грузия, 2016, 15 мин.

В грузинской деревне, где будто течет река забвения Лета, среди игр и празднеств вспыхивает первое любовное чувство и первое насилие. Черно-белая притча грузинского режиссера Деи Кулумбегашвили погружает зрителя в мир ритуалов и инициаций. По словам самой Деи, ее главный источник вдохновения не кинематограф, а поэзия. Звучащие в фильме строки грузинского поэта Николоза Бараташвили — тому подтверждение. Черный конь Мериани, на котором скачет всадник в этом стихотворении, становится незримым героем фильма, воплощая собой неумолимое движение времени и бесконечный круг жизни.

«Двухнедельник режиссеров» — МКФ в Каннах

Специальный приз жюри — МКФ «Киношок» в Анапе

«ВСЕ РЕКИ ТЕКУТ В МОРЕ»

Toate fluviile curg în mare \ All Rivers Run to the Sea, реж. Александру Бадо, Румыния, 2016, 25 мин.

Главный герой переживает смерть своей матери, его бабушка — смерть дочери. Боль у них одна, но представления о необходимых процедурах — разные. Человек не остается наедине со своим горем, а вынужден проходить бюрократические круги ада, где коррумпированность и равнодушие встречаются гораздо чаще, чем сострадание. Смерть (или болезнь) не как конечный пункт, а как начало одиссеи по всем муниципальным инстанциям — неисчерпаемая тема для румынского кино. Больницы — по-прежнему главные локации для румынских режиссеров, прорабатывающих экзистенциальные вопросы на фоне постсоциалистической действительности.

Программа Cinefondation — МКФ в Каннах

Конкурсная программа — ММКФ в Торонто

Приз за лучшую режиссуру — Фестиваль короткометражных фильмов в Бухаресте CineMAiubit

«ЖЕЛЕЗНОЕ АЛИБИ»

Żelazne alibi \ Iron Alibi, реж. Мартин Рат, Польша, 2016, 16 мин.

Два человека стоят в пустой комнате: один пытается задержать другого, тот придумывает отговорки. Оба злятся, почти доходят до рукоприкладства. Мать с дочерью ссорятся: дочь не хочет идти в школу, мать заставляет. Только дочь старше матери, и разговаривают они все в той же комнате.

Герои фильма — реальные заключенные, которым было предложено разыграть разные ситуации, используя собственный опыт. «Железное алиби» — это попытка понять чувства и мышление людей, жизнь которых протекает в стенах тюрьмы.

Приз за режиссуру, Лучший документальный фильм — Фестиваль фильмов из Киношколы в Лодзи

«РАИСА»

Raisa, реж. Павел Кузуйок, Румыния, Молдавия, Австрия, 2016, 15 мин.

В холодный зимний день молодая девушка Раиса (румынская актриса Кристина Флутур, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Кристиана Мунджиу «За холмами»,) из поселка отправляется в город. С собой у нее есть листок с адресом. Увидев нужный номер, она открывает незнакомую калитку и заходит в дом, надеясь найти у пожилой хозяйки то, что сможет повлиять на ее будущее…

Лучший короткометражный фильм, Приз жюри — МКФ Sunscreen в США

Специальное упоминание — МКФ короткометражных фильмов в Эстонии Sleepwalkers

«УДАЧИ, ОРЛО!»

Srecno, Orlo! \ Good Luck, Orlo! реж. Сара Керн, Словения, Хорватия, Австрия, 2016, 14 мин.

7-милетний Орло еще не успел вырасти, но уже сталкивается со взрослой проблемой: его новорожденный брат (или сестра?) умирает, мать остается в больнице, отец не находит себе место от горя. Что делать Орло? Как вести себя? Как осознать в одиночестве то, что произошло? Как помочь родителям справиться с этой трагедией? Режиссер Сара Керн рассказывает историю потери, увиденную глазами маленького мальчика, и возвращается к воспоминаниям своей семьи. Поэтому ее рассказ получается очень интимный, чувственный и честный.

Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Венеции

«ОТЕЦ»

Mama \ Father, реж. Давид Пирцхалава, Грузия, 2015, 25 мин.

После долгого отсутствия отец приходит навестить своих двух сыновей. Они давно выросли и вместо детского подарка отца больше радуются его сигаретам. Краткий визит заканчивается, и братья продолжают жить своей привычной жизнью, где они считают себя достаточно взрослыми, чтобы уже совершать мелкие преступления. Но внезапная ситуация заставляет старшего брата осознать роль отца — и если его собственному родителю ее не удалось сыграть как следует, то пусть получится хотя бы у кого-то другого.

Лучший короткометражный фильм — МКФ в Локарно

Специальное упоминание жюри — МКФ «Киношок» в Анапе

15 октября / 16:00

«ПОГОДА В ЗАКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВАХ»

Das Wetter in geschlossenen Räumen, реж. Изабелла Штевер, Германия, 2015, 100 мин.

Наше время, арабский регион. Немка Доротея, PR-агент Центра помощи развивающимся странам по делам беженцев, вынуждена переждать обострение военного конфликта в пятизвездочном отеле — островке избыточной роскоши посреди бедности и разрушения. На гала-ужинах и светских встречах лестью и профессиональным женским обольщением она пытается выпросить денег на свой проект — английскую стипендию для девушек-беженок. Но для кого она это делает? Кто на самом деле здесь беженка? Алкоголь, кокаин, секс — куда еще можно убежать из замкнутого пространства собственного одиночества и циничного мира, обернутого гламуром и благородными помыслами? Роман с молодым арабом Алеком окончательно выводит ситуацию из-под ее контроля. Этот фильм Изабеллы Штевер был задуман еще в 2006 году. Но контекст, в который он попал именно сейчас, еще больше заострил его опасные углы. Пытаясь навязать другим свои ценности и протянуть холеную руку помощи, кому адресуем мы это послание?

Фильм демонстрируется на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.

2015 — Участие в МКФ в Цюрихе

2015 — Участие в МКФ в Пусане

15 октября / 18:30

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОГО МЕТРА-2

«БОЛЬШАЯ ПЛОТИНА»

Le Barrage \ The Big Dam, реж. Самюэль Грандшан, Швейцария, США, 2015, 14 мин.

10-летний мальчик уезжает вдвоем с отцом в долгожданное путешествие, чтобы увидеть самую большую плотину в Европе. Горы, шутки, совместный ужин — все так, как они и хотели, представляя себе совместный отдых. Но зыбкое чувство родства подвергается сомнению, когда возникают обида и ревность. На пути к взрослению столкновение со скрытыми семейными травмами неизбежно.

Лучший короткометражный фильм — Национальный конкурс МКФ в Локарно

«ДОРОГОЕ ДИТЯ»

Dear Kid, реж. Фрида Кемпф, Швеция, 2016. 12 мин.

Стерильный бассейн, инструктор по плаванию, матери, дети — в этом, на первый взгляд, безобидном месте что-то происходит не так. Наблюдая за уроком, одна из матерей начинает чувствовать, что инструктор превышает свои обязанности. Его отношения с одним из учеников выходят за рамки допустимого — они слишком близкие, интимные, телесные… Или это всего лишь ее собственная паранойя, спровоцированная фрустрацией и чрезмерным материнским инстинктом? Шведский режиссер Фрида Кемпф оставляет за зрителем право решать, что на самом деле угрожает дорогому дитя.

МКФ Love & Anarchy в Хельсинки

«ВАННА»

Die Badewanne \ The Bathtub, реж. Тим Эльрих, Австрия, Германия, 2015, 13 мин.

Взрослые братья решают сделать маме подарок — полностью повторить старый семейный снимок: зеленый кафель, белая пена, одна ванна, три брата. Но их тела выросли, а размеры ванной остались все те же. Пытаясь угнаться за своим прошлым, братья шутят, злятся, обижаются и понимают, как за эти годы им стало сложно разместиться в общем пространстве. Снятая единым планом комедийная короткометражка немецкого режиссера Тима Эльриха в легкой форме размышляет о хрупких семейных узах и необратимости времени.

Специальный приз жюри — МКФ короткометражных фильмов в Клермон-Ферране

Приз зрительских симпатий, Специальный приз жюри — МКФ в Пунчхоне

Приз за режиссуру — МКФ короткометражный фильмов Open Place в Латвии

«ЛЕС ОТГОЛОСКОВ»

Wald der Echos \ Forest of Echos, реж. Луз Оливарес Капелле, Австрия, 2016, 30 мин.

Играя в лесу, Кристина теряет своих друзей. Пытаясь их разыскать, она находит тела трех утонувших девочек. Чуть позже три девочки обнаруживают на берегу бездыханную Кристину. Может, она святая, и ей нужно помочь отправиться на небо. А может — мертвая, и ее нужно похоронить. Детские игры и ритуалы создают мифологическое время, где смерть и жизнь перетекают друг в друга. Ничто не конечно, все вращается по кругу. «Лет отголосков» — это визуально завораживающий фильм, или, как сказал о нем Михаэль Ханеке, «чистая поэзия».

Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Карловых Варах

Лучший игровой короткометражный фильм — КФ Diagonale в Австрии

Приз за лучший сценарий — Премия им. Томаса Плуха в Австрии

Лучший австрийский фильм — МКФ независимых короткометражных фильмов в Австрии

«ВИКТОРИЯ»

Viktoria, реж. Моника Лима, Германия, 2016, 30 мин.

Виктория — успешная спортсменка-паралимпийка (Аньорка Штрехель, известная российским зрителям по фильму Алексея Учителя «Край»). Ее инвалидность не мешает ей завоевывать медали. Скорее наоборот. Уже многие годы она прикована к креслу и полностью адаптировалась к этой ситуации. Но накануне важного соревнования она понимает, что снова может чувствовать свои ноги, и сталкивается со сложной дилеммой: что важнее — возможность снова ходить или страх потерять успех? Вдохновившись статьей из New York Times «С недостаточно ограниченным возможностями для соревнований», режиссер Моника Лима сняла фильм о борьбе за собственную идентичность.

Специальное упоминание жюри — МКФ IndieLisboa в Лиссабоне

16 октября / 16:00

«ТЕ, КТО ПАДАЕТ, МОГУТ ЛЕТАТЬ»

Jeder, der fällt, hat Flügel \ Those Who Fall Have Wings, реж. Петер Бруннер, Австрия, 2015, 93 мин.

Бабушка с внучками Кати и Пиа живет в загородном доме. 15-летняя Кати страдает астмой, ей сложно дышать. Но в свои легкие она не может впустить не воздух, а мысль о том, что бабушка скоро умрет. Она зарывается в грязь, представляет свое тело униженным, взломанным, прячется в темных углах, чтобы сбежать от необходимости проститься. За ее метаниями наблюдает маленькая Пиа — то ли сестра, то ли нет… Времена переплетаются, линейность рушится — смерть где-то рядом или уже позади, она только подкрадывается или уже отступает. Фильм «Те, кто падает, могут летать» — это пространство, где Петер Бруннер разговаривает с теми, кого больше нет: со своим детством, с бабушкой (ее играет мать режиссера), с прежним собой. Личную историю потери близкого человека автор трансформирует в визионерскую драму — завораживающую, страшную, красивую, чувственную, болезненную.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.

2015 — Специальный приз на МКФ в Карловых Варах

16 октября / 18:30

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОГО МЕТРА-3

«ПОД СОЛНЦЕМ»

Ri Guang Zhi Xia \ Under the Sun, реж. Цю Янг, Китай, 2015, 19 мин.

Несчастный случай сталкивает два семейства: одно из них обвиняет в преступлении, другое пытается защититься. Две жизни протекают параллельно. Среди безликих индустриальных пейзажей и холодных интерьеров разворачиваются маленькие трагедии, те, что и раньше были под солнцем. В своем короткометражном фильме китайский режиссер пытается охватить главные социальные проблемы родного города: терроризм, бедность, вымогательство, семейное насилие. Историю он показывает глазами прохожего, который видит лишь часть событий, оставляя правду, скрытой за стенами квартир.

Программа Cinefondation — ММКФ в Каннах

Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Пусане, Лиссабоне, Мельбурне

«СПЯЩАЯ СВЯТАЯ»

La santa che dorme \ The Sleeping Saint, реж. Лаура Самани, Италия, 2016, 19 мин.

Двенадцатилетняя Джакомина ждет, когда женская природа наконец позволит ей испытать взросление. Тем временем ей выпадает большая честь: она выбрана среди других девочек охранять статую Святой Ахилеи, некогда юной праведницы. Но ее подруга Силена, которая навеки хочет остаться непорочным ребенком, чудесным образом крадет любовь Святой и поклонение жителей. В герметичном мире религиозной общины, которая отказывается от современности, как Селина — от взросления, Джакомина — единственная, кто сталкивается с внесимволической реальностью. Снимая фильм на пограничной территории между Италией и Словенией, Лаура Самани во всем сохраняет эту двойственность: две ее героини обитают среди смешения двух языков и двух мировоззрений — языческого и христианского.

Программа Cinefondation — МКФ в Каннах

«БАЛЛАДА ОБ АМФИБИЯХ»

Batrachian’s Ballad \ Balada de Um Batráquio, реж. Леонор Телеш, Португалия, 2016, 11 мин.

«Эта история произошла задолго до того, как люди стали править миром», — так начинается рассказ о лягушке, которую все животные и растения высмеивали и не принимали в свой дружеский круг. У цыган и лягушек есть что-то общее. Так считает португальский режиссер Леонор Телеш, в которой течет цыганская кровь. Согласно португальским обычаям, керамические лягушки у дверей ресторанов и магазинов способны отпугивать цыган, которым в этих местах не рады. Леонор решает вмешаться в эту ситуацию и зафиксировать свой перформанс на камеру. Этот художественный жест она предлагает сравнивать с панк-музыкой.

«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм — МКФ в Берлине

Лучший короткометражный фильм — МКФ в Гонконге

Особое упоминание — МКФ IndieLisboa в Лиссабоне

«НЕСОЗРЕВШАЯ ЛЮБОВЬ»

Les Amours Vertes \ Green Romance, реж. Марин Атлан, Франция, 2016, 34 мин.

Камилла уже не маленький ребенок. Ее не интересуют прежние темы. В школе знаменщиков она слушает, как старшие девочки обсуждают своих парней, и завидует. Ей почти 10, а присоединиться к разговору она все еще не может. Тогда Камилла находит объект для своего первого чувства — еще не созревшего, но уже отчаянно желающего быть. На морском берегу, среди завораживающих ландшафтов Нижней Нормандии, происходит история взросления. Игровую короткометражку Марин Атлант легко спутать с документальной: дети здесь существуют, а не играют, диалоги кажутся подслушанными, а не написанными. Всюду жизнь — с ее радостью, грустью, наивностью и нежностью.

Специальное упоминание — МКФ дебютных фильмов в Анже

Гран-при — МКФ короткометражных фильмов в Клермон-Ферране

«СВЯТЫЕ ДНИ»

Holy Days, реж. Алина Филиппова, Россия, 2016, 29 мин.

Влад и Аня: брат и сестра. Их отец умирает, и они остаются одни. Ящик плывет по воде — что в нем? Что это за город, в котором нет людей? Герои молчат — о чем они молчат? Это их святые дни, две их линии, сливающиеся в одну. Короткометражный дебют выпускницы МШНК Алины Филипповой — медленное погружение в таинство молчания и смерти, где разрушению сопутствует красота, грусти — восхищение.

Мировая премьера