14-16 ОКТЯБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
С 14 по 16 октября в ЦСИ "ЗАРЯ" состоится уикенд короткого метра Международного кинофестиваля «2morrow/Завтра». В конкурсную программу войдут 16 короткометражных фильмов призеров главных международных кинофестивалей. Режиссеры-участники этой программы, на наш взгляд, - это те, за кем будущее. Новые имена, за которыми непременно стоит следить.
В рамках уикенда будут показаны также лучшие короткометражки из четырех важнейших киношкол мира: la Femis (Франция), dffb (Германия), Венская киноакадемия (Австрия), киношкола в Лодзи (Польша). Благодаря этой подборке зрители смогут составить впечатление об основных эстетических и тематических ориентирах каждой из киношкол, которые влияют на общую картину в современном кинематографе.
Завершится уикенд показами четырех новых короткометражек всемирно известных режиссеров, не нуждающихся в отдельном представлении: Цзя Чжанкэ, Аббаса Киаростами, Дени Коте и Лав Диаса.
Расписание:
14 октября / 19:00
«КОЗА»
Koza, реж. Иван Остроховский, Словакия, Чехия, 2015, 75 мин.
Боксер Петер Балаж по кличке Коза когда-то участвовал в Олимпийских играх. Только кто теперь об этом вспомнит? Начав отжиматься, он сразу устает, бокс смотрит по телевизору. Но сообщение о беременности подруги заставляет его возобновить спортивные бои. Ему нужно заработать 400 евро на аборт, но лучше еще больше, чтобы убедить подругу оставить ребенка. С менеджером Звонко он перемещается из города в город, от поражения к поражению, надеясь на то, что желание может победить реальность. Все это правда? Почти. Все это вымысел? Отчасти. Изначальную задумку документального фильма о реальном экс-боксере Петере Балаже режиссер-документалист Иван Остроховский преобразовал в игровое кино, где Петер играет самого себя, а сюжет фильма почти равен его биографии. Чтобы избежать заигрывания с сантиментами и жанровыми клише спортивной драмы, Остроховский выбирает отстраненный взгляд, снимая длинные планы статичной камерой и создавая минималистичную форму для рассказа о маленькой бытовой трагедии бывшего большого спортсмена.
Фильм демонстрируется на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.
2015 — Участие в МКФ в Берлине
2015 — Лучший режиссер и Приз ФИПРЕССИ на фестивале goEast в Висбадене
2015 — Лучший фильм на МКФ Olhar de Cinema в Куритибе
2015 — Лучший режиссер и Приз экуменического жюри на МКФ в Мар-дель-Плата
2015 — Особое упоминание на фестивале IndieLisboa в Лиссабоне
14 октября / 20:30
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОГО МЕТРА-1
«ЛЕТА»
Léthé, реж. Дея Кулумбегашвили, Грузия, 2016, 15 мин.
В грузинской деревне, где будто течет река забвения Лета, среди игр и празднеств вспыхивает первое любовное чувство и первое насилие. Черно-белая притча грузинского режиссера Деи Кулумбегашвили погружает зрителя в мир ритуалов и инициаций. По словам самой Деи, ее главный источник вдохновения не кинематограф, а поэзия. Звучащие в фильме строки грузинского поэта Николоза Бараташвили — тому подтверждение. Черный конь Мериани, на котором скачет всадник в этом стихотворении, становится незримым героем фильма, воплощая собой неумолимое движение времени и бесконечный круг жизни.
«Двухнедельник режиссеров» — МКФ в Каннах
Специальный приз жюри — МКФ «Киношок» в Анапе
«ВСЕ РЕКИ ТЕКУТ В МОРЕ»
Toate fluviile curg în mare \ All Rivers Run to the Sea, реж. Александру Бадо, Румыния, 2016, 25 мин.
Главный герой переживает смерть своей матери, его бабушка — смерть дочери. Боль у них одна, но представления о необходимых процедурах — разные. Человек не остается наедине со своим горем, а вынужден проходить бюрократические круги ада, где коррумпированность и равнодушие встречаются гораздо чаще, чем сострадание. Смерть (или болезнь) не как конечный пункт, а как начало одиссеи по всем муниципальным инстанциям — неисчерпаемая тема для румынского кино. Больницы — по-прежнему главные локации для румынских режиссеров, прорабатывающих экзистенциальные вопросы на фоне постсоциалистической действительности.
Программа Cinefondation — МКФ в Каннах
Конкурсная программа — ММКФ в Торонто
Приз за лучшую режиссуру — Фестиваль короткометражных фильмов в Бухаресте CineMAiubit
«ЖЕЛЕЗНОЕ АЛИБИ»
Żelazne alibi \ Iron Alibi, реж. Мартин Рат, Польша, 2016, 16 мин.
Два человека стоят в пустой комнате: один пытается задержать другого, тот придумывает отговорки. Оба злятся, почти доходят до рукоприкладства. Мать с дочерью ссорятся: дочь не хочет идти в школу, мать заставляет. Только дочь старше матери, и разговаривают они все в той же комнате.
Герои фильма — реальные заключенные, которым было предложено разыграть разные ситуации, используя собственный опыт. «Железное алиби» — это попытка понять чувства и мышление людей, жизнь которых протекает в стенах тюрьмы.
Приз за режиссуру, Лучший документальный фильм — Фестиваль фильмов из Киношколы в Лодзи
«РАИСА»
Raisa, реж. Павел Кузуйок, Румыния, Молдавия, Австрия, 2016, 15 мин.
В холодный зимний день молодая девушка Раиса (румынская актриса Кристина Флутур, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Кристиана Мунджиу «За холмами»,) из поселка отправляется в город. С собой у нее есть листок с адресом. Увидев нужный номер, она открывает незнакомую калитку и заходит в дом, надеясь найти у пожилой хозяйки то, что сможет повлиять на ее будущее…
Лучший короткометражный фильм, Приз жюри — МКФ Sunscreen в США
Специальное упоминание — МКФ короткометражных фильмов в Эстонии Sleepwalkers
«УДАЧИ, ОРЛО!»
Srecno, Orlo! \ Good Luck, Orlo! реж. Сара Керн, Словения, Хорватия, Австрия, 2016, 14 мин.
7-милетний Орло еще не успел вырасти, но уже сталкивается со взрослой проблемой: его новорожденный брат (или сестра?) умирает, мать остается в больнице, отец не находит себе место от горя. Что делать Орло? Как вести себя? Как осознать в одиночестве то, что произошло? Как помочь родителям справиться с этой трагедией? Режиссер Сара Керн рассказывает историю потери, увиденную глазами маленького мальчика, и возвращается к воспоминаниям своей семьи. Поэтому ее рассказ получается очень интимный, чувственный и честный.
Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Венеции
«ОТЕЦ»
Mama \ Father, реж. Давид Пирцхалава, Грузия, 2015, 25 мин.
После долгого отсутствия отец приходит навестить своих двух сыновей. Они давно выросли и вместо детского подарка отца больше радуются его сигаретам. Краткий визит заканчивается, и братья продолжают жить своей привычной жизнью, где они считают себя достаточно взрослыми, чтобы уже совершать мелкие преступления. Но внезапная ситуация заставляет старшего брата осознать роль отца — и если его собственному родителю ее не удалось сыграть как следует, то пусть получится хотя бы у кого-то другого.
Лучший короткометражный фильм — МКФ в Локарно
Специальное упоминание жюри — МКФ «Киношок» в Анапе
15 октября / 16:00
«ПОГОДА В ЗАКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВАХ»
Das Wetter in geschlossenen Räumen, реж. Изабелла Штевер, Германия, 2015, 100 мин.
Наше время, арабский регион. Немка Доротея, PR-агент Центра помощи развивающимся странам по делам беженцев, вынуждена переждать обострение военного конфликта в пятизвездочном отеле — островке избыточной роскоши посреди бедности и разрушения. На гала-ужинах и светских встречах лестью и профессиональным женским обольщением она пытается выпросить денег на свой проект — английскую стипендию для девушек-беженок. Но для кого она это делает? Кто на самом деле здесь беженка? Алкоголь, кокаин, секс — куда еще можно убежать из замкнутого пространства собственного одиночества и циничного мира, обернутого гламуром и благородными помыслами? Роман с молодым арабом Алеком окончательно выводит ситуацию из-под ее контроля. Этот фильм Изабеллы Штевер был задуман еще в 2006 году. Но контекст, в который он попал именно сейчас, еще больше заострил его опасные углы. Пытаясь навязать другим свои ценности и протянуть холеную руку помощи, кому адресуем мы это послание?
Фильм демонстрируется на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.
2015 — Участие в МКФ в Цюрихе
2015 — Участие в МКФ в Пусане
15 октября / 18:30
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОГО МЕТРА-2
«БОЛЬШАЯ ПЛОТИНА»
Le Barrage \ The Big Dam, реж. Самюэль Грандшан, Швейцария, США, 2015, 14 мин.
10-летний мальчик уезжает вдвоем с отцом в долгожданное путешествие, чтобы увидеть самую большую плотину в Европе. Горы, шутки, совместный ужин — все так, как они и хотели, представляя себе совместный отдых. Но зыбкое чувство родства подвергается сомнению, когда возникают обида и ревность. На пути к взрослению столкновение со скрытыми семейными травмами неизбежно.
Лучший короткометражный фильм — Национальный конкурс МКФ в Локарно
«ДОРОГОЕ ДИТЯ»
Dear Kid, реж. Фрида Кемпф, Швеция, 2016. 12 мин.
Стерильный бассейн, инструктор по плаванию, матери, дети — в этом, на первый взгляд, безобидном месте что-то происходит не так. Наблюдая за уроком, одна из матерей начинает чувствовать, что инструктор превышает свои обязанности. Его отношения с одним из учеников выходят за рамки допустимого — они слишком близкие, интимные, телесные… Или это всего лишь ее собственная паранойя, спровоцированная фрустрацией и чрезмерным материнским инстинктом? Шведский режиссер Фрида Кемпф оставляет за зрителем право решать, что на самом деле угрожает дорогому дитя.
МКФ Love & Anarchy в Хельсинки
«ВАННА»
Die Badewanne \ The Bathtub, реж. Тим Эльрих, Австрия, Германия, 2015, 13 мин.
Взрослые братья решают сделать маме подарок — полностью повторить старый семейный снимок: зеленый кафель, белая пена, одна ванна, три брата. Но их тела выросли, а размеры ванной остались все те же. Пытаясь угнаться за своим прошлым, братья шутят, злятся, обижаются и понимают, как за эти годы им стало сложно разместиться в общем пространстве. Снятая единым планом комедийная короткометражка немецкого режиссера Тима Эльриха в легкой форме размышляет о хрупких семейных узах и необратимости времени.
Специальный приз жюри — МКФ короткометражных фильмов в Клермон-Ферране
Приз зрительских симпатий, Специальный приз жюри — МКФ в Пунчхоне
Приз за режиссуру — МКФ короткометражный фильмов Open Place в Латвии
«ЛЕС ОТГОЛОСКОВ»
Wald der Echos \ Forest of Echos, реж. Луз Оливарес Капелле, Австрия, 2016, 30 мин.
Играя в лесу, Кристина теряет своих друзей. Пытаясь их разыскать, она находит тела трех утонувших девочек. Чуть позже три девочки обнаруживают на берегу бездыханную Кристину. Может, она святая, и ей нужно помочь отправиться на небо. А может — мертвая, и ее нужно похоронить. Детские игры и ритуалы создают мифологическое время, где смерть и жизнь перетекают друг в друга. Ничто не конечно, все вращается по кругу. «Лет отголосков» — это визуально завораживающий фильм, или, как сказал о нем Михаэль Ханеке, «чистая поэзия».
Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Карловых Варах
Лучший игровой короткометражный фильм — КФ Diagonale в Австрии
Приз за лучший сценарий — Премия им. Томаса Плуха в Австрии
Лучший австрийский фильм — МКФ независимых короткометражных фильмов в Австрии
«ВИКТОРИЯ»
Viktoria, реж. Моника Лима, Германия, 2016, 30 мин.
Виктория — успешная спортсменка-паралимпийка (Аньорка Штрехель, известная российским зрителям по фильму Алексея Учителя «Край»). Ее инвалидность не мешает ей завоевывать медали. Скорее наоборот. Уже многие годы она прикована к креслу и полностью адаптировалась к этой ситуации. Но накануне важного соревнования она понимает, что снова может чувствовать свои ноги, и сталкивается со сложной дилеммой: что важнее — возможность снова ходить или страх потерять успех? Вдохновившись статьей из New York Times «С недостаточно ограниченным возможностями для соревнований», режиссер Моника Лима сняла фильм о борьбе за собственную идентичность.
Специальное упоминание жюри — МКФ IndieLisboa в Лиссабоне
16 октября / 16:00
«ТЕ, КТО ПАДАЕТ, МОГУТ ЛЕТАТЬ»
Jeder, der fällt, hat Flügel \ Those Who Fall Have Wings, реж. Петер Бруннер, Австрия, 2015, 93 мин.
Бабушка с внучками Кати и Пиа живет в загородном доме. 15-летняя Кати страдает астмой, ей сложно дышать. Но в свои легкие она не может впустить не воздух, а мысль о том, что бабушка скоро умрет. Она зарывается в грязь, представляет свое тело униженным, взломанным, прячется в темных углах, чтобы сбежать от необходимости проститься. За ее метаниями наблюдает маленькая Пиа — то ли сестра, то ли нет… Времена переплетаются, линейность рушится — смерть где-то рядом или уже позади, она только подкрадывается или уже отступает. Фильм «Те, кто падает, могут летать» — это пространство, где Петер Бруннер разговаривает с теми, кого больше нет: со своим детством, с бабушкой (ее играет мать режиссера), с прежним собой. Личную историю потери близкого человека автор трансформирует в визионерскую драму — завораживающую, страшную, красивую, чувственную, болезненную.
Фильм демонстрируется на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.
2015 — Специальный приз на МКФ в Карловых Варах
16 октября / 18:30
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОГО МЕТРА-3
«ПОД СОЛНЦЕМ»
Ri Guang Zhi Xia \ Under the Sun, реж. Цю Янг, Китай, 2015, 19 мин.
Несчастный случай сталкивает два семейства: одно из них обвиняет в преступлении, другое пытается защититься. Две жизни протекают параллельно. Среди безликих индустриальных пейзажей и холодных интерьеров разворачиваются маленькие трагедии, те, что и раньше были под солнцем. В своем короткометражном фильме китайский режиссер пытается охватить главные социальные проблемы родного города: терроризм, бедность, вымогательство, семейное насилие. Историю он показывает глазами прохожего, который видит лишь часть событий, оставляя правду, скрытой за стенами квартир.
Программа Cinefondation — ММКФ в Каннах
Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Пусане, Лиссабоне, Мельбурне
«СПЯЩАЯ СВЯТАЯ»
La santa che dorme \ The Sleeping Saint, реж. Лаура Самани, Италия, 2016, 19 мин.
Двенадцатилетняя Джакомина ждет, когда женская природа наконец позволит ей испытать взросление. Тем временем ей выпадает большая честь: она выбрана среди других девочек охранять статую Святой Ахилеи, некогда юной праведницы. Но ее подруга Силена, которая навеки хочет остаться непорочным ребенком, чудесным образом крадет любовь Святой и поклонение жителей. В герметичном мире религиозной общины, которая отказывается от современности, как Селина — от взросления, Джакомина — единственная, кто сталкивается с внесимволической реальностью. Снимая фильм на пограничной территории между Италией и Словенией, Лаура Самани во всем сохраняет эту двойственность: две ее героини обитают среди смешения двух языков и двух мировоззрений — языческого и христианского.
Программа Cinefondation — МКФ в Каннах
«БАЛЛАДА ОБ АМФИБИЯХ»
Batrachian’s Ballad \ Balada de Um Batráquio, реж. Леонор Телеш, Португалия, 2016, 11 мин.
«Эта история произошла задолго до того, как люди стали править миром», — так начинается рассказ о лягушке, которую все животные и растения высмеивали и не принимали в свой дружеский круг. У цыган и лягушек есть что-то общее. Так считает португальский режиссер Леонор Телеш, в которой течет цыганская кровь. Согласно португальским обычаям, керамические лягушки у дверей ресторанов и магазинов способны отпугивать цыган, которым в этих местах не рады. Леонор решает вмешаться в эту ситуацию и зафиксировать свой перформанс на камеру. Этот художественный жест она предлагает сравнивать с панк-музыкой.
«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм — МКФ в Берлине
Лучший короткометражный фильм — МКФ в Гонконге
Особое упоминание — МКФ IndieLisboa в Лиссабоне
«НЕСОЗРЕВШАЯ ЛЮБОВЬ»
Les Amours Vertes \ Green Romance, реж. Марин Атлан, Франция, 2016, 34 мин.
Камилла уже не маленький ребенок. Ее не интересуют прежние темы. В школе знаменщиков она слушает, как старшие девочки обсуждают своих парней, и завидует. Ей почти 10, а присоединиться к разговору она все еще не может. Тогда Камилла находит объект для своего первого чувства — еще не созревшего, но уже отчаянно желающего быть. На морском берегу, среди завораживающих ландшафтов Нижней Нормандии, происходит история взросления. Игровую короткометражку Марин Атлант легко спутать с документальной: дети здесь существуют, а не играют, диалоги кажутся подслушанными, а не написанными. Всюду жизнь — с ее радостью, грустью, наивностью и нежностью.
Специальное упоминание — МКФ дебютных фильмов в Анже
Гран-при — МКФ короткометражных фильмов в Клермон-Ферране
«СВЯТЫЕ ДНИ»
Holy Days, реж. Алина Филиппова, Россия, 2016, 29 мин.
Влад и Аня: брат и сестра. Их отец умирает, и они остаются одни. Ящик плывет по воде — что в нем? Что это за город, в котором нет людей? Герои молчат — о чем они молчат? Это их святые дни, две их линии, сливающиеся в одну. Короткометражный дебют выпускницы МШНК Алины Филипповой — медленное погружение в таинство молчания и смерти, где разрушению сопутствует красота, грусти — восхищение.
Мировая премьера