TO CREATE MEANS TO LIVE, TO ETERNALLY CREATE NEWER AND NEWER THINGS. BUT HOWEVER MUCH WE MOVE THE FURNITURE AROUND THE ROOM, WE WILL NEVER INCREASE IT OR CREATE NEW FORMS FOR IT. KAZIMIR MALEVICH
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОЙ АНИМАЦИИ В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ / КИНОПОКАЗЫ

8-9 и 22-23 АПРЕЛЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» и Институт Гёте в г. Новосибирске представляют специальную кинопрограмму, посвященную немецкой анимации двадцатого века. Художественные эксперименты и коллизии социально-политической истории, оригинальные авторские идеи и политическая пропаганда развитие немецкого искусства на протяжении прошлого столетия определялось синтезом этих явлений, и анимация не стала исключением. Программа «История немецкой анимации в четырех частях» охватывает период от первых абстрактных фильмов и пропагандистских мультфильмов, отражающих идеологические постулаты Третьего Рейха, до обзора школ анимации ФРГ и ГДР и представляет собой оригинальную энциклопедию истории искусства ХХ века, в котором новаторство тесно переплелось с политической повесткой и критическим взглядом на реальность.

Расписание:


8 апреля / 17:00 / Немецкая анимация в эпоху авангарда

Образованная после Первой мировой войны Веймарская республика стала одним из центров художественного авангарда в Европе. Революционные эстетические доктрины, провозглашенные внутри таких направлений, как экспрессионизм, дадаизм и абстракционизм, помимо смены традиционного художественного языка, призывали к новому пониманию искусства и снятию ограничений для художников в выборе выразительных средств. Анимация, наряду с кинематографом, становится полем смелых экспериментов, подарив миру первые авангардные фильмы анимированные абстрактные композиции Ханса Рихтера и Вальтера Руттмана, а так же уникальные силуэтные фильмы Лотте Райнигер.

РИТМ 21 / Rhythmus 21, 1921, 4 мин.

Режиссер: Ханс Рихтер / Hans Richter

ОПУС II / Opus II, 1921, 3 мин.

Режиссер: Вальтер Руттман / Walther Ruttmann

ДИАГОНАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ / Symphonie Diagonale, 1921-25, 2 мин.

Режиссер: Викинг Эггелинг / Viking Eggeling

ЗВУЧАЩАЯ РУКОПИСЬ I, II, III / Tönende Handschrift I, II und III, 1932, 24 мин.

Режиссер: Рудольф Пфеннингер / Rudolf Pfenninger

ИДЕЯ / L´idée, 1932, 25 мин.

Режиссер: Бертольд Бартош / Berthold Bartosch

КАРМЕН / Carmen, 1933, 10 мин.

Режиссер: Лотте Райнигер / Lotte Reiniger

9 апреля / 17:00 / Немецкая анимация в эпоху Третьего Рейха

С приходом к власти нацистов в Германии художественная сфера становится одним из ключевых элементов в структуре государственной пропаганды. Многие авангардные направления в искусстве объявляются «дегенеративными», и создается некий единый художественный канон. Адольф Гитлер мечтал создать аналог студии Уолта Диснея, однако немецкая анимация этого периода не была основана лишь на копировании. Художники изобретали собственные выразительные методы и оригинальных персонажей, вдохновленных классической немецкой литературой и актуальными событиями политической жизни.

Несмотря на цензурные ограничения и откровенную травлю художников-авангардистов, некоторые авторы неофициально продолжали создавать различные произведения. В 1943 году Герберт Зеггельке создает своеобразный манифест творческой свободы нарисованный прямо на кинопленке мультфильм «Балет штрихпунктир»

ДЕРЕВЦЕ, КОТОРОЕ ХОТЕЛО ДРУГУЮ КРОНУ / Vom Bäumlein, das andere Blätter hat gewollt, 1940, 7 мин.

Режиссер: Хайнц Тишмайер / Heinz Tischmeyer

НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ / Der Störenfried, 1940, 12 мин.

Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА/ Die Abenteuer des Freiherrn von Münchhausen, 1944, 7 мин.

Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held

БЕДНЫЙ ГАНС / ArmerHansi, 1943, 15 мин.

Режиссер: Франк Леберехт / Frank Leberecht

ЗАЕЗЖЕННАЯ МЕЛОДИЯ / Verwitterte Melodie, 1943, 9 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркёзен / Hans Fischerkoesen

СНЕГОВИК / Der Schneemann, 1943, 12 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркёзен / Hans Fischerkoesen

ГЛУПАЯ ГУСОЧКА/ Das Dumme Gänzlein, 1944, 13 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркёзен / Hans Fischerkoesen

БАЛЕТ ШТРИХПУНКТИР / Strich-Punkt-Ballett, 1943, 3 мин.

Режиссер: Герберт Зеггельке / Herbert Seggelke

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СТАРТУЕТ… / WeltraumschiffIstartet..., 1937, 24 мин.

Режиссер: Антон Куттер / Anton Kutter)

СЕМЬ ВОРОНОВ/ Die sieben Raben, 1937, 53 мин.

Режиссеры: Фердинанд Диль, Герман Диль, Ferdinand, Hermann und Paul Diehl

22 апреля / 17:00 / Анимация Германской Демократической Республики

Развитие анимации в ФРГ в основном связано с деятельностью мультипликационного отделения государственной студии «ДЕФА», основанной в Дрездене в 1955 году. Основной массив анимационной продукции студии был ориентирован на детскую аудиторию, однако мультипликаторы в Восточной Германии также создавали актуальные для своего времени ленты в жанре политической сатиры, тематизируя болевые точки современного общества, и создавали экспериментальные фильмы, расширяя выразительные возможности языка анимации.

СЕНСАЦИЯ ВЕКА / Sensation des Jahrhunderts, 1960, 14 мин.

Режиссер: Отто Захер / Otto Sacher

ОДНО ИЗ ДВУХ / Ent- oderweder,1964, 4 мин.

Режиссер: Бруно Бёттге / Bruno J. Böttge

СОСТОЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК ИЛИ«ЛИЦЕМЕРЫ» / Ein gemachter Mann oder ‘Falsche Fuffziger‘, 1978, 16 мин.

Режиссер: Курт Вайлер / Kurt Weiler

ГОЛОВОНОГИЙ / Einmart, 1981, 14 мин.

Режиссер: Луц Даммбек / Lutz Dammbeck

КОНТРАСТЫ / Kontraste, 1982, 5 мин.

Режиссер: Зиглинде Хамахер / Sieglinde Hamacher

СИРЕНЫ / Sirenen,1983, 4 мин.

Режиссер: Клаус Георги / KlausGeorgi

ПАМЯТНИК / DasMonument, 1989, 4 мин.

Режиссеры: Клаус Георги, Луц Штюцнер / Klaus Georgi, Lutz Stuetzner

АВАРИЯ / Die Panne, 1988, 3 мин.

Режиссеры: Клаус Георги, Луц Штюцнер / Klaus Georgi, Lutz Stuetzner

ACTION SITUATION, 1983, 8 мин.

Режиссер: Хельге Ляйберг / Helge Leiberg,

СТРУКТУРЫ И КИНО/ Strukturen und Film, 1984, 8 мин.

Режиссер: Кристин Шлегель / Christine Schlegel

МУЛЬТФИЛЬМ II ХРУПКИЕ ФРАГМЕНТЫ / Zeichenfilm II Fragmente Fragile, 1987, 13 мин.

Режиссер: Андреас Дресс / Andreas Dress

23 апреля / 17:00 / Анимация Федеративной Республики Германия

Послевоенный период для Западной Германии в течении около десяти лет характеризовался некоторой инертностью в культурной сфере. Однако уже с конца 1950-х годов художественная сцена получает импульс к развитию, став в дальнейшем одной из самых прогрессивных в мире. 28 февраля 1962 года двадцать шесть немецких режиссеров, и в их числе аниматоры Борис Борресхольм и Вольфганг Урхс, провозглашают Оберхаузенский манифест, ознаменовавший крах традиционного немецкого кино и поиск новых художественных форм. Новое поколение аниматоров, таких как Хельмут Хербст и Франц Винцентцен, в свою очередь, начинают обращаться к социально-политическим проблемам, создавая экспериментальные произведения, заряженные смелым духом новаторства и актуальности.

КАЛЕЙДОСКОП / Das Knalleidoskop, 1959, 8 мин.

Режиссер: Герберт Хунгер / Herbert Hunger

САДОВЫЕ ГНОМЫ / Die Gartenzwerge, 1961, 10 мин.

Режиссер: Борис Борресхольм / Boris Borresholm

НОСОРОГИ / Die Nashörner, 1963, 10 мин.

Режиссер: Ян Леница / Jan Lenica

ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ-КРАСНЫЙ / Schwarz-Weiß-Rot, 1964, 6 мин.

Режиссер: Хельмут Хербст / Helmut Herbst

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КУКЛЫ / Erlebnisse der Puppe, 1966, 10 мин.

Режиссер: Франц Винцентцен / Franz Winzentsen

МОЙ БРАТ / Mein Bruder, 1984, 11 мин.

Режиссеры: Хайо Фрайтаг и Юрген Хер / Hayo Freitag, Jurgen Heer

ОДНА МЕЛОДИЯ ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА / EineMelodievierMaler, 1955, 14 мин.

Режиссер: Герберт Зеггельке / Herbert Seggelke

РОЖДЕНИЕ СВЕТА / Die Geburt des Lichts, 1957, 11 мин.

Режиссер: Франц Шёмбс / Franz Schömbs

ВХОД НА ВСЕ КИНОПОКАЗЫ СВОБОДНЫЙ