У ХУДОЖНИКА, ЕСЛИ ОН НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ УКРАСТЬ. У ХУДОЖНИКА МОЖНО УКРАСТЬ, СКАЖЕМ, ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ. НО ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ РЕДКО БЫВАЮТ У НАСТОЯЩЕГО ХУДОЖНИКА.
 САМУИЛ МАРШАК
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОЙ АНИМАЦИИ В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ / КИНОПОКАЗЫ

8-9 и 22-23 АПРЕЛЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» и Институт Гёте в г. Новосибирске представляют специальную кинопрограмму, посвященную немецкой анимации двадцатого века. Художественные эксперименты и коллизии социально-политической истории, оригинальные авторские идеи и политическая пропаганда развитие немецкого искусства на протяжении прошлого столетия определялось синтезом этих явлений, и анимация не стала исключением. Программа «История немецкой анимации в четырех частях» охватывает период от первых абстрактных фильмов и пропагандистских мультфильмов, отражающих идеологические постулаты Третьего Рейха, до обзора школ анимации ФРГ и ГДР и представляет собой оригинальную энциклопедию истории искусства ХХ века, в котором новаторство тесно переплелось с политической повесткой и критическим взглядом на реальность.

Расписание:


8 апреля / 17:00 / Немецкая анимация в эпоху авангарда

Образованная после Первой мировой войны Веймарская республика стала одним из центров художественного авангарда в Европе. Революционные эстетические доктрины, провозглашенные внутри таких направлений, как экспрессионизм, дадаизм и абстракционизм, помимо смены традиционного художественного языка, призывали к новому пониманию искусства и снятию ограничений для художников в выборе выразительных средств. Анимация, наряду с кинематографом, становится полем смелых экспериментов, подарив миру первые авангардные фильмы анимированные абстрактные композиции Ханса Рихтера и Вальтера Руттмана, а так же уникальные силуэтные фильмы Лотте Райнигер.

РИТМ 21 / Rhythmus 21, 1921, 4 мин.

Режиссер: Ханс Рихтер / Hans Richter

ОПУС II / Opus II, 1921, 3 мин.

Режиссер: Вальтер Руттман / Walther Ruttmann

ДИАГОНАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ / Symphonie Diagonale, 1921-25, 2 мин.

Режиссер: Викинг Эггелинг / Viking Eggeling

ЗВУЧАЩАЯ РУКОПИСЬ I, II, III / Tönende Handschrift I, II und III, 1932, 24 мин.

Режиссер: Рудольф Пфеннингер / Rudolf Pfenninger

ИДЕЯ / L´idée, 1932, 25 мин.

Режиссер: Бертольд Бартош / Berthold Bartosch

КАРМЕН / Carmen, 1933, 10 мин.

Режиссер: Лотте Райнигер / Lotte Reiniger

9 апреля / 17:00 / Немецкая анимация в эпоху Третьего Рейха

С приходом к власти нацистов в Германии художественная сфера становится одним из ключевых элементов в структуре государственной пропаганды. Многие авангардные направления в искусстве объявляются «дегенеративными», и создается некий единый художественный канон. Адольф Гитлер мечтал создать аналог студии Уолта Диснея, однако немецкая анимация этого периода не была основана лишь на копировании. Художники изобретали собственные выразительные методы и оригинальных персонажей, вдохновленных классической немецкой литературой и актуальными событиями политической жизни.

Несмотря на цензурные ограничения и откровенную травлю художников-авангардистов, некоторые авторы неофициально продолжали создавать различные произведения. В 1943 году Герберт Зеггельке создает своеобразный манифест творческой свободы нарисованный прямо на кинопленке мультфильм «Балет штрихпунктир»

ДЕРЕВЦЕ, КОТОРОЕ ХОТЕЛО ДРУГУЮ КРОНУ / Vom Bäumlein, das andere Blätter hat gewollt, 1940, 7 мин.

Режиссер: Хайнц Тишмайер / Heinz Tischmeyer

НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ / Der Störenfried, 1940, 12 мин.

Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА/ Die Abenteuer des Freiherrn von Münchhausen, 1944, 7 мин.

Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held

БЕДНЫЙ ГАНС / ArmerHansi, 1943, 15 мин.

Режиссер: Франк Леберехт / Frank Leberecht

ЗАЕЗЖЕННАЯ МЕЛОДИЯ / Verwitterte Melodie, 1943, 9 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркёзен / Hans Fischerkoesen

СНЕГОВИК / Der Schneemann, 1943, 12 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркёзен / Hans Fischerkoesen

ГЛУПАЯ ГУСОЧКА/ Das Dumme Gänzlein, 1944, 13 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркёзен / Hans Fischerkoesen

БАЛЕТ ШТРИХПУНКТИР / Strich-Punkt-Ballett, 1943, 3 мин.

Режиссер: Герберт Зеггельке / Herbert Seggelke

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СТАРТУЕТ… / WeltraumschiffIstartet..., 1937, 24 мин.

Режиссер: Антон Куттер / Anton Kutter)

СЕМЬ ВОРОНОВ/ Die sieben Raben, 1937, 53 мин.

Режиссеры: Фердинанд Диль, Герман Диль, Ferdinand, Hermann und Paul Diehl

22 апреля / 17:00 / Анимация Германской Демократической Республики

Развитие анимации в ФРГ в основном связано с деятельностью мультипликационного отделения государственной студии «ДЕФА», основанной в Дрездене в 1955 году. Основной массив анимационной продукции студии был ориентирован на детскую аудиторию, однако мультипликаторы в Восточной Германии также создавали актуальные для своего времени ленты в жанре политической сатиры, тематизируя болевые точки современного общества, и создавали экспериментальные фильмы, расширяя выразительные возможности языка анимации.

СЕНСАЦИЯ ВЕКА / Sensation des Jahrhunderts, 1960, 14 мин.

Режиссер: Отто Захер / Otto Sacher

ОДНО ИЗ ДВУХ / Ent- oderweder,1964, 4 мин.

Режиссер: Бруно Бёттге / Bruno J. Böttge

СОСТОЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК ИЛИ«ЛИЦЕМЕРЫ» / Ein gemachter Mann oder ‘Falsche Fuffziger‘, 1978, 16 мин.

Режиссер: Курт Вайлер / Kurt Weiler

ГОЛОВОНОГИЙ / Einmart, 1981, 14 мин.

Режиссер: Луц Даммбек / Lutz Dammbeck

КОНТРАСТЫ / Kontraste, 1982, 5 мин.

Режиссер: Зиглинде Хамахер / Sieglinde Hamacher

СИРЕНЫ / Sirenen,1983, 4 мин.

Режиссер: Клаус Георги / KlausGeorgi

ПАМЯТНИК / DasMonument, 1989, 4 мин.

Режиссеры: Клаус Георги, Луц Штюцнер / Klaus Georgi, Lutz Stuetzner

АВАРИЯ / Die Panne, 1988, 3 мин.

Режиссеры: Клаус Георги, Луц Штюцнер / Klaus Georgi, Lutz Stuetzner

ACTION SITUATION, 1983, 8 мин.

Режиссер: Хельге Ляйберг / Helge Leiberg,

СТРУКТУРЫ И КИНО/ Strukturen und Film, 1984, 8 мин.

Режиссер: Кристин Шлегель / Christine Schlegel

МУЛЬТФИЛЬМ II ХРУПКИЕ ФРАГМЕНТЫ / Zeichenfilm II Fragmente Fragile, 1987, 13 мин.

Режиссер: Андреас Дресс / Andreas Dress

23 апреля / 17:00 / Анимация Федеративной Республики Германия

Послевоенный период для Западной Германии в течении около десяти лет характеризовался некоторой инертностью в культурной сфере. Однако уже с конца 1950-х годов художественная сцена получает импульс к развитию, став в дальнейшем одной из самых прогрессивных в мире. 28 февраля 1962 года двадцать шесть немецких режиссеров, и в их числе аниматоры Борис Борресхольм и Вольфганг Урхс, провозглашают Оберхаузенский манифест, ознаменовавший крах традиционного немецкого кино и поиск новых художественных форм. Новое поколение аниматоров, таких как Хельмут Хербст и Франц Винцентцен, в свою очередь, начинают обращаться к социально-политическим проблемам, создавая экспериментальные произведения, заряженные смелым духом новаторства и актуальности.

КАЛЕЙДОСКОП / Das Knalleidoskop, 1959, 8 мин.

Режиссер: Герберт Хунгер / Herbert Hunger

САДОВЫЕ ГНОМЫ / Die Gartenzwerge, 1961, 10 мин.

Режиссер: Борис Борресхольм / Boris Borresholm

НОСОРОГИ / Die Nashörner, 1963, 10 мин.

Режиссер: Ян Леница / Jan Lenica

ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ-КРАСНЫЙ / Schwarz-Weiß-Rot, 1964, 6 мин.

Режиссер: Хельмут Хербст / Helmut Herbst

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КУКЛЫ / Erlebnisse der Puppe, 1966, 10 мин.

Режиссер: Франц Винцентцен / Franz Winzentsen

МОЙ БРАТ / Mein Bruder, 1984, 11 мин.

Режиссеры: Хайо Фрайтаг и Юрген Хер / Hayo Freitag, Jurgen Heer

ОДНА МЕЛОДИЯ ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА / EineMelodievierMaler, 1955, 14 мин.

Режиссер: Герберт Зеггельке / Herbert Seggelke

РОЖДЕНИЕ СВЕТА / Die Geburt des Lichts, 1957, 11 мин.

Режиссер: Франц Шёмбс / Franz Schömbs

ВХОД НА ВСЕ КИНОПОКАЗЫ СВОБОДНЫЙ