DRAWING IS A FORM OF PROBING. AND THE FIRST GENERIC IMPULS TO DRAW DERIVES FROM THE HUMAN NEED TO SEARCH, TO PLOT POINTS, TO PLACE THINGS AND TO PLACE ONESELF. JOHN BERGER
ЭВОЛЮЦИЯ ФИГУРЫ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЛЕКЦИИ САШИ БУРЕНКОВА

Cаша Буренков, художник, куратор, выпускник Института проблем современного искусства, сотрудничавший с Государственным Политехническим музеем (выставка интернет-искусства «Мифология онлайн»), фондом Calvert 22 и Институтом архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка», в рамках лекционной программы Центра современного искусства ЗАРЯ расскажет об эволюции фигуры художника в современном мире, новейших кураторских практиках и художественном потенциале электронного книгоиздательства.

6 ДЕКАБРЯ В 8 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

ЭВОЛЮЦИЯ ФИГУРЫ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Медиатор, коммуникатор, селектор, шаман, активист, публичный интеллектуал. Какую роль выполняет художник в современном мире и занимает ли он какое-то особенное место в обществе? Художник стал производителем новых способов жизни, медиатором общественных изменений и прекарным работником, а его труд, повседневная жизнь и художественное производство изменились радикальным образом. Саша Буренков расскажет, как в мире современного искусства, в котором перестали существовать единые иерархии и критерии оценки, любой художник фактически вынужден изобретать свою собственную систему координат и критериев, свой личный творческий метод и взгляд на мир.

7 ДЕКАБРЯ В 6 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

КУРАТОР КАК ХУДОЖНИК. ХУДОЖНИК КАК КУРАТОР

Cтавшая особенно заметной в 1990-е годы, фигура куратора с каждым годом занимает все более важное место в системе современного искусства. Времена, когда под кураторством подразумевалось техническая организация выставки или музея, прошли. Вместо этого кураторы стали активно сотрудничать с художниками и выступать в роли инициаторов новых рабочих форматов, в которых от креативности куратора стала во многом зависеть и художественная состоятельность произведений, которые будут создаваться в рамках проекта. Кураторская деятельность окончательно превратилась в принципиально новую форму авторства в искусстве, кураторы больше не менеджеры художественного процесса, а полноценные мета-художники. Количество журналов и книжных изданий, посвященных этой профессии, увеличивается с каждым годом пропорционально степени влияния кураторов на производство художественных смыслов. Очевиден и обратный процесс: художники все больше и больше стали выступать в роли кураторов, инициировать выставочные проекты и запускать свои пространства без помощи профессиональных кураторов или арт-менеджеров.

8 ДЕКАБРЯ В 6 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

МЕЖДУ ТЕКСТОМ, ФАЙЛОМ И АРТ-РАБОТОЙ. ЭЛЕКТРОННОЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В своем последнем труде Paper Machine (2001) Жак Деррида обозначил будущее книг следующим образом: «Книги будут повсеместны, представляя собой электронный текст, способный перемещаться с одного конца света на другой со скоростью света, объединенный между собой бескрайним количеством ссылок». В августе 2013 года Институт архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» запустил специальный проект «Книги в воздухе», посвященный будущему чтения, свободе обращения информации и новым способам ее хранения. Совмещая публичные дискуссии с аудио-визуальными инсталляциями и паблик-арт работами современных художников, проект пытался свериться с предсказанным Деррида положением дел и написать возможные визионерские сценарии будущего электронного книгоиздательства. На основе опыта курирования проекта, Саша Буренков расскажет о пограничных книжных формах и технологиях, трансформирующих само понятие книги, о художниках, размывающих своим творчеством представление о книге как таковой, а также о том, где именно заканчивается книга и начинается файл или концептуальная гипертекстовая художественная работа.