ДУМАТЬ НАДО ДО И ПОСЛЕ, ТОЛЬКО НЕ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ. АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН
ЭВОЛЮЦИЯ ФИГУРЫ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЛЕКЦИИ САШИ БУРЕНКОВА

Cаша Буренков, художник, куратор, выпускник Института проблем современного искусства, сотрудничавший с Государственным Политехническим музеем (выставка интернет-искусства «Мифология онлайн»), фондом Calvert 22 и Институтом архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка», в рамках лекционной программы Центра современного искусства ЗАРЯ расскажет об эволюции фигуры художника в современном мире, новейших кураторских практиках и художественном потенциале электронного книгоиздательства.

6 ДЕКАБРЯ В 8 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

ЭВОЛЮЦИЯ ФИГУРЫ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Медиатор, коммуникатор, селектор, шаман, активист, публичный интеллектуал. Какую роль выполняет художник в современном мире и занимает ли он какое-то особенное место в обществе? Художник стал производителем новых способов жизни, медиатором общественных изменений и прекарным работником, а его труд, повседневная жизнь и художественное производство изменились радикальным образом. Саша Буренков расскажет, как в мире современного искусства, в котором перестали существовать единые иерархии и критерии оценки, любой художник фактически вынужден изобретать свою собственную систему координат и критериев, свой личный творческий метод и взгляд на мир.

7 ДЕКАБРЯ В 6 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

КУРАТОР КАК ХУДОЖНИК. ХУДОЖНИК КАК КУРАТОР

Cтавшая особенно заметной в 1990-е годы, фигура куратора с каждым годом занимает все более важное место в системе современного искусства. Времена, когда под кураторством подразумевалось техническая организация выставки или музея, прошли. Вместо этого кураторы стали активно сотрудничать с художниками и выступать в роли инициаторов новых рабочих форматов, в которых от креативности куратора стала во многом зависеть и художественная состоятельность произведений, которые будут создаваться в рамках проекта. Кураторская деятельность окончательно превратилась в принципиально новую форму авторства в искусстве, кураторы больше не менеджеры художественного процесса, а полноценные мета-художники. Количество журналов и книжных изданий, посвященных этой профессии, увеличивается с каждым годом пропорционально степени влияния кураторов на производство художественных смыслов. Очевиден и обратный процесс: художники все больше и больше стали выступать в роли кураторов, инициировать выставочные проекты и запускать свои пространства без помощи профессиональных кураторов или арт-менеджеров.

8 ДЕКАБРЯ В 6 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

МЕЖДУ ТЕКСТОМ, ФАЙЛОМ И АРТ-РАБОТОЙ. ЭЛЕКТРОННОЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В своем последнем труде Paper Machine (2001) Жак Деррида обозначил будущее книг следующим образом: «Книги будут повсеместны, представляя собой электронный текст, способный перемещаться с одного конца света на другой со скоростью света, объединенный между собой бескрайним количеством ссылок». В августе 2013 года Институт архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» запустил специальный проект «Книги в воздухе», посвященный будущему чтения, свободе обращения информации и новым способам ее хранения. Совмещая публичные дискуссии с аудио-визуальными инсталляциями и паблик-арт работами современных художников, проект пытался свериться с предсказанным Деррида положением дел и написать возможные визионерские сценарии будущего электронного книгоиздательства. На основе опыта курирования проекта, Саша Буренков расскажет о пограничных книжных формах и технологиях, трансформирующих само понятие книги, о художниках, размывающих своим творчеством представление о книге как таковой, а также о том, где именно заканчивается книга и начинается файл или концептуальная гипертекстовая художественная работа.