В истинной красоте всегда есть изъян. ФРЭНСИС БЭКОН
Медиатека

Пока закрыты границы государственные, «Заря» продолжает осмыслять и преодолевать другие – дисциплинарные, культурные и географические.

Пожалуй, самым масштабным нашим исследованием на эту тему стал метагеографический симпозиум «К новым политиям географического воображения», приуроченный к открытиям выставок «Метагеография 3: ориентализм и мечты робинзонов» и «Один Северо-Восток» в 2018 году.

Теперь у вас есть возможность изучить онлайн-каталог этого события со статьями и свидетельствами его участников – Николая Смирнова, Дмитрия Замятина, Кирилла Светлякова и многих других российских и международных кураторов и художников!

В эту «Ночь музеев» нам, к сожалению, было не суждено встретиться с нашими любимыми гостями в оффлайне, но, тем не менее, мы провели время в прекрасной компании! Талантливые молодые фотографы Владивостока, куратор выставки «Дальний фокус» Аня Петрова и куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте поговорили о предпочтениях, мотивах снимать и, конечно, о будущем фотографии. Запись обсуждения доступна по ссылке, ниже приводим лишь некоторые любопытные цитаты. А какое высказывание вам ближе всего?

Павел Немтин: «Мир визуальной коммуникации усовершенствуется. Чтобы сохранять какую-то магию, теперь композиция должна двигаться, плавиться. Так фотографическое изображение сможет конкурировать с видео и анимацией».

Павел Немтин: «Морской пейзаж во Владивостоке подкупает настолько, что с ним работать даже нечестно».

Денис Коробов: «На сюжеты, наверное, влияет то, на что мы смотрим, что слушаем, где и в какое время растём и какую впитываем атмосферу – это самое важное».

Денис Коробов: «Я бы охарактеризовал свои работы как "эстетическое замешательство", когда в голове зрителя друг с другом борются разные вопросы и возникает диссонанс». Аня Петрова: «Непостановочный мистический реализм».

Евгения Кокурина: «Сейчас я снимаю тему "Высота 611", причем съемка одновременно разделена на документальную (про само падение НЛО) и постдокументальную (про связанные с этим мифы). Больше всего мне интересны именно мифы и судьбы людей. Например, уже 2 года я работаю над историей человека с раздвоением личности. Снимаю в разных стилях, а затем планирую оформить все в фотокнигу. У меня получается так, что сюжет определяет главенствующий стиль съемки».

Александр Хитров: «Фотография – это иллюстрация к жалобе, которую ты пишешь в органы власти».

Александр Хитров: «Так получается, что если выложить что-то хорошее – никто не смотрит. Выкладываешь чернуху – сразу комментируют».

Александр Хитров: «По поводу съемки староверов: это была сложная поездка. Поехали наобум, снимать нам сразу запретили, материал не получился. Чтобы снять, мы нашли спонсоров, купили сто кур-несушек и привезли в подарок. Это помогло получить разрешение».

Маша Ламзина: «Хотя я дизайнер одежды и художник, для меня фотография очень важна: я воспринимаю её как конечный продукт того, что я делаю. Если она есть, висит онлайн или напечатана – это и есть то, что я делаю. Остальное как-то иллюзорно. Через фотографию я живу: вижу мир и показываю себя».

Алексей Коротков: «При этом Маша больше фотограф, чем я. Мне интересно снимать на черно-белую съемку, а она больше снимает в цвете, у неё много идей и классных кадров».

Леонид Звегинцев: «Меня больше интересует не сам сюжет, а язык фотографии. Моя цель – это понять язык фотографии, язык составных частей. И сделать это максимально сложным».

Леонид Звегинцев: «Считаю, что абстракция и форма должны быть основой снимка. Социальная фотография может расти из формализма, но формализм должен быть в основе обязательно. Должен быть ясный язык плоскости».

Мария Бабкова: «Сначала находишь у бабушки в шкафу фотоаппарат, начинаешь читать, как на него снимать, покупаешь пленку. А потом выясняется, что людям нравится то, что ты делал сам для себя».

Мария Бабкова: «На съемки стимулируют новые города и страны, красивые люди, фактурная внешность. Часто самые крутые съемки получаются спонтанно».

Подкаст – отличный инструмент для получения интересной информации об искусстве. Вы можете совмещать прослушивание выпуска вместе с каким-либо делом, поездкой или занятием спортом, тем самым затрачивая минимум времени, но получая максимум пользы и удовольствия. Предлагаем воспользоваться нашей подборкой подкастов.

Журнал «Искусство»
Каждый подкаст – неформальный навигатор по какой-нибудь из тем отдельного номера журнала, в котором простым и доступным языком рассказывается о том, чем она интересна, на что следует обратить внимание. Подробнее..

Культура всего
Еженедельно авторы делают интервью с художниками и музыкантами, журналистами и пиарщиками, медиаменеджерами. Подробнее..

● А что там?

Подкаст от вебзина о современном искусстве Spectate, публикующем эссе и рецензии на выставки, а также переводы важных текстов об искусстве. «А что там?» – это обзор интересных искусствоведческих текстов, арт-прессы с комментариями и анализами ведущих. Подробнее..

Искусство для пацанчиков

Культуролог Анастасия Четверикова максимально простым и доступным языком рассказывает о каких-либо феноменах искусства. Темы подкастов самые разнообразные – от работ Дали до «Кармина Бурана» Карла Орфа. Подробнее..

● Арт-вопрос

Журналистка и создательница онлайн-галерее OilyOil.com Катя Положенцева каждую неделю приглашает к себе гостей из мира современного искусства – галеристов, художников, дилеров, коллекционеров и многих других. Подробнее..

● Радио Arzamas

Подкасты от академии Arzamas, посвященный самым разнообразным темам. В частности, можно обратить внимание на «Зачем я это увидел?» искусствоведа Илья Доронченков и редактора Кирилл Головастиков, рассказывающих об искусстве и лучших выставках в России и мире. Подробнее..

Arttactic (на английском)

Серии интервью с ведущими мировыми кураторами, представителями галерейного и аукционного бизнеса, владельцами онлайн-платформ по продажам произведений искусства и мировыми СМИ. Подробнее..

● Creative peptalk (на английском)

Будет полезным для художников и представителей творческих профессий. Вы узнаете, как продвигать себя и познакомитесь с некоторыми практическими советами. Подробнее..

● Bow Down: women in art

Подкаст о выдающихся женщинах-художницах, в каждом эпизоде которого вы услышите рассказ художника, писателя, историка или куратора, который рассказывает о любимой женщине в искусстве. Подробнее..

● The Art Newspaper (на английском)

Подкаст одного из ведущих интернациональных СМИ об искусстве, в котором рассказывается о самых интересных событиях в сфере искусства сегодня, а также о выдающихся произведениях прошлого. Подробнее..

Мы подготовили для вас лекцию московского фотографа Игоря Мухина, которую он прочитал в ЦСИ «Заря» в рамках открытия выставок «Дальний фокус» и «Архитектура воды». На встрече поговорили про роль фотографа в переплетении позднесоветских социально-исторических и художественных процессов; про личный опыт съемок Игоря Владимировича и, в частности, про один из его самых первых проектов; про мотивацию фотографа и то, с какими трудностями он может столкнуться в процессе своей работы. Имея большой опыт, Игорь Мухин затронул и вопрос превращения проекта в фотокнигу и рассказал про хитрости, позволяющие выбрать итоговую фотографию из множества возможных вариантов.


Всем любителям фотографии, андеграунда и рок-музыки посвящается!

*Игорь Мухин – один из наиболее знаменитых современных российских фотографов, автор ряда фотокниг, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. Автор и участник десятков персональных и групповых выставок по всему миру. Сотрудничал с такими изданиями, как Афиша, Rolling Stone, Geo, ELLE, VOGUE, GALA, Icons, Harper's Bazaar, Le Monde, Liberation, Esquire и др.

Мы начинаем серию публикаций о полезных онлайн-ресурсах, которые помогут вам в изучении истории искусства, станут проводниками в огромном количестве стилей и направлений. Если вы всегда хотели начать разбираться в искусстве, но не знали, с чего начать – тогда эта подборка для вас!

  • «Русский авангард»

Курс, рассказывающий о том, как начиналось новое русское искусство XX века, кем были первые авангардисты, какими идеями они вдохновлялись и что создавали. Подробнее...

  • «Русское искусства XX века»

Краткий обзор всего, что происходило с русским искусством на протяжении XX века — от Дягилева, до акций Олега Кулика. Подробнее...

  • «Современное искусство и идеи» (на английском языке, есть русские субтитры)

Курс для всех, кто хочет узнать больше о современном искусстве в контексте различных тем — места и пространства, идентичности, общества, повседневности. Подробнее...

  • «Видеть через фотографию» (на английском языке, есть русские субтитры)

Вы узнаете, как фотография использовалась на протяжении всей своей долгой истории, а также исследуете ее роль в визуальной культуре в целом. Подробнее...

  • «История искусства» (на английском языке)

Объемный курс, затрагивающий все аспекты изучения искусства — от хронологии, до понятийного аппарата. Подробнее...

  • «Введение в историю искусства»

Общий курс, благодаря которому вы будете ориентироваться среди всего разнообразия стилей западно-европейского искусства. Вы узнаете о наиболее важных феноменах в истории культуры — от Древнего мира и до XX века. Подробнее...

  • «Современное искусство»

Краткий и емкий курс, цель которого — дать слушателю базовые знания в области истории и теории современного искусства, благодаря которым он сможет перечислить основные стили и направления актуальных художественных практик, назвать имена выдающихся мастеров живописи, скульптуры и других медиа. Подробнее...

  • «История дизайна»

В процессе обучения вы узнаете о том, что такое дизайн, как он зарождался и какие этапы проходил, познакомитесь с деятельностью школы Баухауз и других учебных заведений. Вам расскажут, какая связь между креслом модели «Василий» и Кандинским, а также как общее развитие искусства связано с эволюцией стилей в истории дизайна. Подробнее...

Тем, кто по каким-то причинам не может посетить нынешнюю выставку «Дальний фокус. Фотографы Владивостока» лично, мы предлагаем возможность ознакомиться с художниками и их работами в нашем специальном каталоге (18+).

Здесь вы найдете работы 19 местных авторов: Марии Бабковой, Сергея Дробнохода, Леонида Звегинцева, Сергея Кирьянова, Евгении Кокуриной, Дениса Коробова, Алексея Короткова, Юрия Луганского, Елены и Александра Мельниковых, Павла Немтина, Сергея Орлова, Михаила Павина, Ивана Сперанского, Глеба Телешова, Александра Хитрова, Георгия Хрущева, Владимира Шутафедова и Юрия Яроцкого.

Это очень разные авторы, жанры, сюжеты и герои снимков, разные взгляды и подходы. Но все они очень органично дополняют друг друга в одном пространстве, переплетаясь и со всех сторон показывая фактуру и душу Владивостока.

Изображение: Леонид Звегинцев. Стадион МГУ, июнь 2019.

Вы можете скачать здесь наш первый альманах «Заря: современное искусство в Приморье», который включает в себя информацию об избранных выставках «Зари» и некоторых проектах резиденции за 2014-2017 гг., а также авторские статьи об искусстве края и интервью Александра Мечетина, Алисы Багдонайте, Адель Ким, Натальи Левданской, Веры Глазковой и Николая Смирнова.

К сожалению, мы не смогли вместить в издание работы всех художников, когда-либо сотрудничавших с нами, но искренне благодарны без исключения всем, с кем познакомились за прошедшие пять с половиной лет. Вы вдохновляли нас, делились безумными идеями и наполняли уникальным опытом!

Как говорит в приветственном слове главный куратор «Зари» Алиса Багдонайте, «альманах — это рассказ о Владивостоке и Приморье через искусство, а также об искусстве через работы художников <...>. Физическая удаленность от сложившихся арт-метрополий не делает эти работы менее интересными, а дискуссию о них — менее значимой, но подчеркивает авантюрность тех, которые решились на сложное и невозможное и стали таким образом первыми».

Вы можете скачать здесь каталог «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока.1960–2010-е», созданный Центром современного искусства «Заря» по итогам одноименной выставки. Данный проект, беспрецедентный по временному и жанровому охвату, позволяет представить творчество владивостокских художников более широкой аудитории, выходящей за рамки региональной географии. В книгу вошли работы 23 художников, малоизвестных за пределами Приморья, а также искусствоведческие и культурологические тексты.