КОЛЛЕКЦИОНЕР — ЭТО ХУДОЖНИК, ТОЛЬКО КРАСКАМИ ЕМУ СЛУЖАТ УЖЕ ГОТОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ОН ВЫБИРАЕТ.
 ВИКТОР САМСОНОВ
КРАЙ БУНТАРЕЙ. Современное искусство Владивостока 1960-е - 2010-е

14 ноября в Центре современного искусства Заря открывается выставка «КРАЙ БУНТАРЕЙ. Современное искусство Владивостока. 1960 – 2010-е», созданная в партнерстве с галереей современного искусства «Арка», Приморской государственной картинной галереей и Музеем современного искусства «Артэтаж». На выставке будут представлены работы художников столицы Приморья, как молодых, так и тех, кто предопределил возникновение и развитие концептуального и неофициального искусства во Владивостоке.

Задача экспозиции – проследить, как в работах корпуса владивостокских художников ХХ века прослеживался отход от формальных предпочтений в искусстве, а также зарождалась тенденция к критической позиции, занимаемой художником. На выставке зритель сможет увидеть живопись, графику, видео, инсталляцию и фотографию более 20-ти художников Владивостока, в том числе Виктора Федорова, Александра Пыркова, Александра Киряхно, Федора Морозова, Геннадия Омельченко, Юрия Собченко, Михаила Павина, Ильяса Зинатулина и других.

Для ЦСИ «Заря» данная выставка – это возможность, с одной стороны, последовательно действовать в рамках нашей стратегии и показать лучшее в русском искусстве, с другой – опубликовать владивостокское искусство на высоком уровне, в новой кураторской интерпретации.

Сокуратором выставки является Вера Глазкова, основатель первой во Владивостоке международной галереи современного искусства «Арка», которая была важной опорой для владивостокских художников в течение многих лет.

«Несмотря на свою «закрытость», наш портовый город всегда был местом синтеза культур и идей. Поэтому владивостокское искусство по определению занимает особое место на художественной карте страны. Но местные художники все еще нуждаются в узнавании и анализе их творчества. Только будучи востребованным у себя на родине, они могут рассчитывать на востребованность со стороны мирового сообщества – без эмиграции, в неразрывной связи со своим родом и национальной культурой. Идея этой выставки давно жила в головах ее участников. Надеюсь, она напомнит о нашем наследии и отразит те процессы, что идут сегодня в современном искусстве Приморья и Владивостока», – рассказала Вера Глазкова.

Во Владивостоке художественная сцена начала складываться с появлением Приморской картинной галереи и художественного училища в 1940-х годах, Академии искусства в 1960-х, а внеакадмическая связана с появлением галерей «Артэтаж», «Арка», «Portmay». В 2013 году была издана книга Александра Лобычева об искусстве Приморья, в 2015 году Наталья Левданская защитила первую диссертацию о неомодернистских и постмодернистских тенденциях в изобразительном искусстве Приморья конца ХХ – начала ХХIвека. Обе эти публикации стали точкой отсчета в написании истории современного искусства, а также предпосылкой к настоящей выставке.

«Если о столичном нонконформизме в последние годы много говорят и пишут, то изучение провинциального андеграунда находится в начальной стадии. Задача данной выставки – не просто ввести в научный оборот новые имена, но и показать, как развивалось искусство целого края – Приморья: от первых опытов неформального искусства 1960-х до широкой палитры неомодернистских поисков художников конца XX – начала XXI века», – отметила Наталья Левданская.

Для создания экспозиции, покрывающей такой обширный временной диапазон, организаторы обратились к частным собраниям, семьям художников. Большая часть работ предоставлена со-организаторами выставки – галерей «Арка» и ПГКГ.

«Стратегия Приморской государственной картинной галереи по отношению к любым художественным институциям строится на основе уважения и искреннего интереса ко всему новому в культурной жизни Приморья и Владивостока. И мы не могли пройти мимо проекта Центра современного искусства «Заря», поскольку он позволяет взглянуть на работы приморских художников со стороны и дает объективную оценку изобразительного искусства территории в контексте современной художественной сцены»»,– рассказала директор ПГКГ Алена Даценко.