ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС К РИСОВАНИЮ ОБЫЧНО ПРОИСТЕКАЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ ВЕСТИ ПОИСКИ, НАНОСИТЬ НА БУМАГУ ТОЧКИ, НАХОДИТЬ МЕСТО ДЛЯ ВЕЩЕЙ И ДЛЯ СЕБЯ САМОГО. ДЖОН БЁРДЖЕР
ГОРИЗОНТ / ОТЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ РЕЗИДЕНТА МАКСИМА ШЕРА

20 МАЯ / 19:30 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА / ЦЕХ №2, ВХОД 10, ЭТАЖ 1

Ideology is most successful when it's invisible *

Martin Herbert

Видеоработа «Горизонт» сделана в одном из немногих мест Владивостока, откуда виден горизонт. Это оммаж Эрику Булатову и его «Горизонту» (1971-72) – одному из программных произведений русского искусства эпохи брежневского застоя. «Горизонт» Булатова можно интерпретировать как метафору русского/советского способа освоения и восприятия пространства. Суть его в том, что пространство «осваивает» исключительно власть для решения своих прагматических и политических задач и проведения властных ритуалов. «Населению» отведена роль пассивных реципиентов, исполнителей и наблюдателей. Три основных вехи истории Владивостока – основание города, массовое строительство жилья после визита Хрущева и реконструкция в связи с саммитом АТЭС – яркое тому свидетельство. Лента ордена Ленина на картине (она же и красная ковровая дорожка: и то, и другое – элементы властных ритуалов) застит горизонт, но люди, изображенные на картине, ее как бы не видят: для них такой «горизонт» – норма.

Рекламный баннер, который используется в видеоработе, создает новый смысловой уровень: советский социализм со своей символикой и ритуалами вроде ушел в прошлое, уступив место доморощенному варианту капитализма, и до недавнего времени горизонт в постсоветских городах вместо социалистических лозунгов застили рекламные растяжки, но способ «работы» с пространством остался прежним. Кроме того, во многих городах советскую символику продолжают активно использовать для праздничного оформления общественных пространств. Эта практика – важный элемент создания локальной идентичности сверху.

Максим Шер, май 2017 г.

* Идеология эффективнее всего, когда она невидима