РЕЖИССЕР – ЭТО НЕ ТВОРЕЦ, А ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА. ЕГО РЕМЕСЛО – ЗАСТАВИТЬ АКТЕРА РАЗРОДИТЬСЯ ПЛОДОМ, О СУЩЕСТВОВАНИИ КОТОРОГО В СВОЕЙ УТРОБЕ ОН ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ. ЖАН РЕНУАР
Лекции и Воркшопы
ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

29 АПРЕЛЯ / 19:00 / КИНОЗАЛ

Участник программы арт-резиденции «Заря» Максим Шер проведет приветственную лекцию «Инфраструктуры»

В кинозале ЦСИ «Заря» состоится приветственная лекция Максима Шера, темой которой станет проект «Инфраструктуры», над которым работает художник в последнее время. Вход свободный.

Проект «Инфраструктуры» это фотовзгляд на постсоветское пространство, обусловленный желанием понять и показать, как здесь все устроено сегодня через четверть века после официально объявленного конца социалистической утопии. Мы трактуем понятие «инфраструктура» (лат. Infra «ниже», «под»; structura «строение», «расположение») расширительно: для нас это не столько материальные системы, сколько подспудные, неочевидные процессы, институты и практики, которые являются во многом определяющими для функционирования власти, собственности и территории на постсоветском пространстве. Работа над проектом должна быть закончена в 2018 году.

Для справки: Максим Шер родился в 1975 г. в Ленинграде, рос в Сибири, учился на переводчика в Сибири и во Франции. В 2006-м занялся фотографией - сначала как фотожурналист, затем как художник. Проекты Шера выставлялись на групповых и персональных выставках в России и за границей, в частности, в московской галерее "Триумф" (проект "Карта и территория", 2014), галерее Calvert22 в Лондоне и галерее Mead при Варвикском арт-центре в Ковентри (проект "Русский палимпсест" в рамках групповой выставки Close and Far: Russian Photography Now), в Новой Третьяковке (групповая выставка "Метагеография" - спецпроект VI Московской биеннале современного искусства, 2015) и в Государственном музее архитектуры им. Щусева ("Русский палимпсест", 2015). Как фотожурналист и художник Шер публиковался в российских и зарубежных изданиях, в т.ч. в "Большом городе", "Огоньке", "Афише", Forbes, Colta.ru, Monocle, The Guardian, Bloomberg Businessweek, GEO, Süddeutsche Zeitung Magazin, Libération, The Washington Post, Wallpaper, Financial Times, Courrier International и т.д., а также в специализированных печатных и онлайн-изданиях по фотографии и искусству, в т.ч. в Foto8, Fraction, "Искусство", "Арт-хронике", "Диалоге искусств", Prism, Flak Photo, Unless You Will, LPV и других. Первая книга художника "Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс" вышла в московском издательстве Treemedia в 2013 г. Вторая - "Русский палимпсест" - выйдет в начале 2018-го при поддержке Фонда Генриха Бёлля. В арт-резиденции «Заря» Шер представит проект-исследование о смысле тайнообразующего владивостокского мифа о Сан-Франциско.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

29-30 АПРЕЛЯ / 12:00-14:00, 14:00-16:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / 6+

Продолжая изучать великих художников начала XX века и создавать в «волшебных комнатах» миниатюрные галереи, на этот раз ребята познакомятся с работами Натальи Сергеевны Гончаровой. Яркие разноцветные павлины, попугаи и другие птицы и звери кисти выдающейся художницы эпохи авангарда — лучшее напоминание о приближающемся лете.

Занятия бесплатные. Количество мест ограничено. Запись по телефону 231-71-00 или по электронной почте kids@zaryavladivostok.ru

ВХОД СВОБОДНЫЙ

22-23 АПРЕЛЯ / 12:00-14:00, 14:00-16:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / 6+

Продолжая изучать великих художников начала XX века и создавать в «волшебных комнатах» миниатюрные галереи, на этот раз ребята познакомятся с работамиМарселя Дюшана.

Как известно, люди способны воспринимать окружающий мир трехмерным лишь благодаря тому, что два глаза смотрят в одном направлении, но разведены на небольшое расстояние. Если один глаз закрыть, мир станет плоским, ну, если, конечно, головой не двигать.

К эффекту вращения, движения Марсель Дюшан вернулся в начале 1920-х годов, когда придумал свои «роторельефы». Это простые круги, вырезанные из картона, на которые нанесены линии-спирали. Художник хотел, чтобы люди наблюдали движение этих волшебных кругов на проигрывателе музыкальных пластинок. Эти простые диски при вращении создают живые фигуры. Вся прелесть в том, что такой изящный способ создает эффект трехмерности плоского абстрактного изображения, который изучат юные художники.

Занятия бесплатные. Количество мест ограничено. Запись по телефону 231-71-00 или по электронной почте kids@zaryavladivostok.ru

17 и 19 АПРЕЛЯ / 19:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

Друзья, на следующей неделе у вас будет уникальная возможность познакомиться с куратором, искусствоведом, заведующим отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кириллом Светляковым, приезжающим во Владивосток в рамках международного форума «Современный предметный дизайн», организованного ЦСИ «Заря» и ДВФУ. 17 и 19 апреля на площадке «Зари» Кирилл Светляков прочтет лекции, посвященные тайной истории неофициального советского искусства 50–60-х гг. и его связям с чёрным рынком, сформировавшимся в это же время. Речь также пойдет о текущем кураторском проекте Светлякова – выставке «Оттепель», характеризующей сознание людей в одноименный исторический период на материале произведений изобразительного искусства и кинематографа, образцов дизайна и материальной культуры.


ВХОД СВОБОДНЫЙ

8-9 АПРЕЛЯ / 12:00-14:00, 14:00-16:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / 6+

В эти выходные юные художники продолжат работу по созданию нового пространства. Занятия будут основаны на кинетических скульптурах Александра Колдера, который оторвал цветные фигуры от плоскости бумаги или холста и расселил их в воздухе, под потолком, на городской площади. После этого они стали живыми и подвижными. Некоторые очень легкие элементы его скульптур отзываются на малейший ветер, человеческое дыхание и начинают вращаться перед зрителем. Подобно американскому художнику ребята создадут свои "играющие" фигуры.

Занятия бесплатные. Количество мест ограничено. Запись по телефону 231-71-00 или по электронной почте kids@zaryavladivostok.ru

8 АПРЕЛЯ / 19:00 / КИНОЗАЛ

Участник арт-резиденции «Заря» Николай Смирнов представит приветственную лекцию, посвященную проекту нулевой арктической биеннале «Йоссо. Вечная мерзлота»

Автор, который курировал основной проект биеннале в г.Якутске в 2016 г., расскажет о художественном и кураторском исследовании в процессе подготовки выставки, взаимодействии с локальным художественным контекстом и научными институциями. Также лекция затронет такие темы, как анимизм, неформальное краеведение, деконструкция научного дискурса и геологический феминизм.

Справка: Николай Смирнов (1982) - художник, географ, куратор, исследователь. Закончил географический факультет МГУ и факультет живописи МГАХИ им. Сурикова. Работает с пространственными практиками и репрезентациями пространства в искусстве, науке и повседневности. Участник нескольких десятков групповых выставок. Куратор проектов «Метагеография» (совместно с Дмитрием Замятиным и Кириллом Светляковым) и «Вечная мерзлота»(Арктическая биеннале, Якутск, 2016). Номинант премии «Инновация» (2016, кураторский проект «Метагеография», совместно с Кириллом Светляковым). Автор ряда исследовательских текстов, опубликованных в: «Художественный Журнал», «Разногласия», «ЦЭМ», «Городские исследования и практики». Член научных экспедиций и бывший сотрудник лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск-Москва). Проект Николая Смирнова в арт-резиденции «Заря» будет посвящен истории торгового дома «Кунст и Альберс», известного в настоящее время как владивостокский ГУМ.

7-16 АПРЕЛЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД) / 18+

Центр современного искусства «Заря» представляет курс лекций резидента Алексея Масляева.

Современное культурное производство в его выразительных средствах, формах, сюжетах, проблематике и эффектах воздействия характеризуется чрезвычайной неоднородностью: фантастическим разнообразием, хаотичностью и случайностью появления высказываний. Оно утрачивает стабильные границы между различными областями (искусство, музыка, театр и так далее), и нередко свойственные одному из искусств фактура, язык и способы смыслополагания заимствуются и используются в другом, отличном от изначального контексте. На стыках дисциплин происходит взаимное обогащение идеями и интерпретациями, материалом, проблемами и подходами к ним, средствами описания и объяснения. Под давлением этой дисциплинарной изменчивости зрительские ожидания и представления о произведении искусства («Что является искусством, а что – нет?») постоянно оказываются под сомнением – выведенный из состояния равновесия и растерянный зритель оглядывается по сторонам в поисках правил и указаний, что и как он должен воспринимать.

Курс «Искусство как событие» посвящен рассмотрению современных культурных (преимущественно, художественных и театральных) практик с точки зрения их событийной и становящейся природы. Точкой, объединяющей искусствоведческие и театроведческие подходы, является интерпретация высказывания как действия (action; aktion) или события в противоположность вещи (артефакту), при взаимодействии с которым восприятие зрителем проявляется как перформативный процесс и творческий акт (Фишер-Лихте). Подход к произведению не как к изображению (знаковая система), а как к системе отношений позволяет приписывать ему новые смыслы, переопределяя и акцентируя заложенные в нем эмоции, ценностные установки и представления об окружающем мире. При таком подходе различные культурные пространства (музеи и театры, выставочные залы, концертные площадки) предстают как коммуникативные ситуации и места встречи посетителей, которые объединяются – осознанно или совершенно случайно – искусством как событием.

На лекциях речь пойдет об актуальности этого подхода, разрушении конвенций и растерянности зрителя как продуктивного состояния для расширения границ его восприятия и опыта.

Расписание:

7 АПРЕЛЯ / 19:00 / Исполнение утопии (Авангард, 1900-1930-е, Россия/СССР). Владимир Маяковский и фигура поэта в эпоху авангарда. Монументальный театр Таирова и биомеханика Мейерхольда

8 АПРЕЛЯ / 15:00 / Исполнение «измов». (Авангард,1900-1930-е, Италия, Франция, Германия). «Слова на свободе» Филиппо Томмазо Маринетти и «футуристический синтетический театр». Баухаус.

9 АПРЕЛЯ / 15:00 / Исполнение повседневности (1930-90-е, США, Европа). Эксперименты Мерса Каннингема и Джона Кейджа в Black Mountain College (США). Пластический, танцевальный театр.

12 АПРЕЛЯ / 19:00 / Искусство действия (1950-1980-е, США, Европа). Проживаемое искусство. Хеппенинги и участие зрителя. "Флуксус" и критика уникальности произведения искусства.

13 АПРЕЛЯ / 19:00 / Без драмы (1970-2010-е, США, Европа, Россия). Постдраматический театр. Новая повествовательная структура театра и «эстетика перформативности».

14 АПРЕЛЯ / 19:00 / Искусство взаимодействия (1980-2000-е, США, Европа). «Эстетика взаимодействия» Николя Буррио и ее значение для теории искусства. Сфера человеческих взаимодействий как основание для художественного высказывания.

15 АПРЕЛЯ / 15:00 / Театр с гражданской позицией (1950-2000-е, Европа, США, Россия). Политический театр и ответственность зрителя. Документальный театр.

16 АПРЕЛЯ / 15:00 / Социально ангажированное искусство (2000-2010-е, Европа, США, Россия). Концепции социально ангажированного искусства и их проблематики (сообщество, участие, меньшинства и так далее).

* Алексей Масляев – куратор, культуролог. Заведующий сектором по научно- методической работе отдела образовательной и просветительской деятельности Московского музея современного искусства (ММОМА), куратор некоммерческой части ярмарки Cosmoscow. Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» (выставка «Завтра воды не будет») и «Региональный проект» (выставка «История требует продолжения»); номинант премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект» (выставка «Завтра воды не будет»).

Количество мест ограничено.

Участие в лекциях бесплатное по предварительной записи по телефону (423) 231-71-00

30 МАРТА – 2 АПРЕЛЯ

ЦСИ «Заря» готовит приятный сюрприз к завершению выставки «Вечный двигатель»: в конце марта Владивосток посетит Петр Термен, правнук изобретателя Льва Термена, создателя терменвокса. Здесь он представит программу из лекций об истории этого музыкального инструмента и развитии электронной музыки, уроков игры на терменвоксе, а также концерта. Вход на все мероприятия свободный.

ПРОГРАММА:

С 30 марта по 2 апреля / 13:00 и 16:00 / Уроки игры на терменвоксе (запись по телефону 231-71-00) *

30 марта / 19:30 / Лекция «Лев Термен»

31 марта / 19:30 / Лекция «Электромузыка: от музыкального телеграфа до лазерной арфы»

1 апреля / 19:30 / Лекция «История терменвокса: от Ленина до Led Zeppelin»

2 апреля / 19:30 / Концерт Петра Термена

В программе концерта:

  • Г. Манчини. Moon River
  • Дж. Гершвин. Summertime
  • В. Вавилов. Ave Maria
  • А. Гречанинов. Степью иду я унылою
  • Й. Ахрон. Еврейская мелодия
  • С. Рахманинов. Вокализ
  • С. Рахманинов. Восточный танец
  • С. Рахманинов. Здесь хорошо
  • С. Рахманинов. Сон
  • С. Рахманинов. Не пой, красавица, при мне...

Партия фортепиано — лауреат международных конкурсов Евгений Соловьёв

* Количество мест на музыкальные мастер-классы ограничено


Петр Термен

Исполнитель на терменвоксе, исследователь истории терменвокса, руководитель единственной в Европе и на постсоветском пространстве Школы терменвокса, создатель первого русскоязычного портала о терменвоксе Theremin Times.

Провел более 1000 выступлений (концертов, лекций и мастер-классов) в разных городах России (Москва, Уфа, Санкт-Петербург, Воронеж, Великий Новгород и др.), лауреат премии Президента по поддержке талантливой молодежи, дипломант Всероссийских Дельфийских игр. Организатор фестиваля терменвокс-культуры «Терменология».

Среди проектов – партия терменвокса и участие в официальном ролике к 10-летию социальной сети «ВКонтакте» (при участии Mujuice), партия терменвокса для спектакля Театра Стаса Намина, альбома Варвары Визбор и проекта Британского совета Mix The City, участник фестивалей «Ночь музеев», «Красная площадь», Save, «Пикник Афиши», Geek Picnic и др.

25-26 МАРТА / 12:00-14:00, 14:00-16:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / 6+

На предстоящих занятиях дети поговорят об удивительных домах и целых городах будущего, о которых когда-то мечтали художник Владимир Татлин и поэт Велимир Хлебников: дом-чаша, дом-тополь, подводные дворцы… Именно по мотивам работ Татлина ребята построят свой собственный воздушный город, который легко уместится в уже знакомой нам «комнате» из пенокартона.

Занятия бесплатные. Количество мест ограничено. Запись по телефону 231-71-00 или по электронной почте kids@zaryavladivostok.ru

Приглашаем вас на приветственную лекцию кипрского композитора, первого резидента «Зари» в области музыки Мариоса Иоанну Элиа. Он хорошо известен своими масштабными экстравагантными работами. Элиа представит концепцию полимедиальности, которая стремится к качеству художественного контекста, включающего в себя разнообразные медийные и художественные формы. В своей лекции он расскажет о возможностях применения этой концепции к музыке XXI века. Элиа также познакомит слушателей со своим недавним симфоническим произведением, которое связано с Владивостоком и, в частности, с хорошо известным в России вальсом «Амурские волны». По окончании лекции состоится открытая дискуссия. Вход свободный.

Как пишет американский академический журнал «Перспективы новой музыки» (Perspectives of New Music), «Мариос Иоанну Элиа – один из самых важных и влиятельных композиторов молодого поколения». Его международная известность пришла в 2011 году после премьеры мультимедийного произведения «Автосимфонии» (Autosymphonic) для 290 музыкантов, которое было упомянуто на интернет-портале Huffington Post как «один из самых удивительных симфонических концертов в мире».

Элиа учился в Университете Моцартеум в Зальцбурге и Венском университете музыки и исполнительских искусств, получил степень доктора философии (Ph.D.) в Университете Саутгемптона. Его авторству принадлежат более 75 произведений, среди которых – опера Die Jagd (Штутгартская государственная опера) и «Ульмская оратория» для 400 музыкантов. Получил такие награды, как премии Литославского и Сероцкого (Варшава), премия Эдисона Денисова (Москва), приз BMW на Musica Viva (Мюнхен) и FAMABs Gold Apple за лучшее инновационное культурное событие в Германии. Преподает в разнообразных учреждениях, включая Университет Моцартеум в Зальцбурге, Феликс Мендельсон Бартолди в Лейпциге, Университете Санмён в Сеуле, а также является арт-директором различных культурных инициатив, в том числе «Культурной столицы Европы»


ВХОД СВОБОДНЫЙ