НАЧАЛО ВСЕХ ВЕЛИКИХ ДЕЙСТВИЙ И МЫСЛЕЙ НИЧТОЖНО. ВЕЛИКИЕ ДЕЯНИЯ ЧАСТО РОЖДАЮТСЯ НА УЛИЧНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ ИЛИ У ВХОДА В РЕСТОРАН. АЛЬБЕР КАМЮ
Лекции и Воркшопы

15 МАЯ / 18:40–20:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

В своей лекции эколог, исследователь моды, психолог, автор книг о моде Иван Федоров затронет цели устойчивого развития и цикличности в моде и рассмотрит следующие вопросы:

  • экологического следа, оказывающего влияние на устойчивость экосистем,
  • глобальных экологических проблем,
  • экологии личности и психологии моды.

А также поговорит о пяти международных тенденциях, которые объединяются экоустойчивой модой в один вектор будущего, познакомит слушателей с пионерами движения экоустойчивой моды со всего мира и рассмотрит главные принципы сохранения природного наследия.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

15 МАЯ / 20:15 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Давайте поговорим, откуда берётся та одежда, которую мы носим на себе, и где оказывается после того, как надоела или вышла из моды? Как этот вопрос решают в мировой fashion-индустрии? Пусть это будет не лекция-монолог, а именно диалог, разговор о том, что становится модным, когда и почему, как выбрать одежду и как поступить с теми вещами, которые ты уже не носишь? И самое главное – почему именно одежда не должна оказываться в мусоре?

Встречу проведет художник, дизайнер и модельер Лаура Колес.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

13 ФЕВРАЛЯ / 16:00 / КИНОЗАЛ / 18+*

В эту субботу в ЦСИ «Заря» состоится лекция и выступление перформера, исследователя и экспериментатора из Берлина Валентина Цзина. Событие бесплатное. Для посещения просим зарегистрироваться по ссылке.

В 16:00 стартует лекция Валентина про возможности телесной трансформации посредством перформативного действия.

В 17:30 мы приглашаем всех желающих на аудиовизуальный перформанс «Новая модель формирования человека современного физического типа. Концепция полицентризма, или межрегиональной эволюции». Мультидисциплинарное исследование** культурно-хронологических реконструкций развития автохтонных индустрий каменных и костяных орудий, а также предметов символической деятельности.

Обобщив колоссальный объем археологических, антропологических и генетических материалов из древнейших местонахождений Африки и Евразии, современные учёные доказали, что на земном шаре существовало несколько зон, в которых шел самостоятельный процесс эволюции популяций Homo erectus и развития технологий обработки камня. В каждой из этих зон складывались свои культурные традиции, свои модели перехода от среднего к верхнему палеолиту и происходило независимое становление ранних форм человека разумного: африканской — в Восточной и Южной Африке, ориентальной — в Восточной и Юго-Восточной Азии, неандертальской и алтайской — на территории остальной части Евразии, которые в разной степени внесли вклад в формирование анатомически современного человека. Неоспоримым подтверждением правомерности этой гипотезы стали новейшие данные палеогенетических исследований, показавшие наличие в генофонде современного человечества генетического материала, унаследованного как от неандертальцев, так и от денисовцев. В целом, предложенная модель происхождения человека современного физического типа, обозначая не один, а несколько центров антропогенеза, представляет новую конструкцию эволюционного дерева человечества, значительно расширяющую наши представления о том, как происходило движение на его вершину (по материалам сайта Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН).

СПРАВКА:

Валентин Цзин в своих перформансах опирается на техники и основные принципы драматического театра, тхэквондо, буто и горлового пения. Объемы работ Цзина сильно варьируется в масштабе; он работает в контрастном диапазоне форматов — от аскетичных сольных до сложных групповых. Его проекты были представлены различным аудиториям на международном уровне, а в некоторых из них было задействовано до ста человек. По словам Цзина, междисциплинарный диалог в искусстве — это путь вперед. Помимо самого танца и сотрудничества с техно-музыкантами, он создал работы в самых различных контекстах: параметрическая архитектура (перформанс для открытия здания, разработанного Захой Хадид), кино (многочисленные роли в течение более десяти лет), современное искусство, театр и новые медиа. Благодаря этому уникальному гибридизированному подходу он пытается раздвинуть границы тела и мышления, будь то собственных, его танцоров или его аудитории.

Буто-перформанс: Валентин Цзин (DE/RU)
Идея и воплощение: Валентин Цзин (DE/RU)
Дизайн звука: Дэниел Вильямс (DE/UK)
Дизайн света и вижуал-эффекты: Илья Бурдин (RU)

* Обращаем ваше внимание, что перформанс рассчитан на зрителей старше 18 лет.

** Исследование вдохновлено идеями академика Анатолия Пантелеевича Деревянко, советского и российского историка, археолога, специалиста по палеолиту Сибири и Дальнего Востока.

*** В перформансе используются аудиальные фрагменты и иллюстративный материал лекции Станислава Дробышевского «Итоги антропологии 2020».

12 МАРТА / 19:00-20:30 / ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ РИКЕ ФРАНК «Я ВАМ ГОВОРЮ – ВСЁ ДЕЛО В КАРМАНАХ» / КИНОЗАЛ

12 МАРТА / 20:30-21:30 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА «НА КАКИХ ИДЕЯХ ОСНОВАНЫ ВЫСТАВКИ?» / КИНОЗАЛ

8 марта во ЦСИ «Заря» начнется недельный образовательный интенсив берлинского куратора Рике Франк (Rike Frank) с участием 14 арт-деятелей Дальнего Востока и Сибири.

«Выставка» – это средство, культурный феномен, ситуация встречи и топоним. Она становится причиной воспоминаний, разговоров и эмоций, она привязана к пространству, воплощает в себе обещание общего события и никогда не является завершенной. Художественный спор, необходимость в самоорганизации или идеологических разграничениях сформировали выставки как эксперименты в политическом образовании и подходах, основанных на соучастии. Во время совместной работы участники проанализируют, на какие традиции и методы они опираются в своих художественных и кураторских практиках, и какие стратегии, а также словарный запас, нуждаются в пересмотре. Какую роль играют доступность и взаимность, и как мы представляем себе непрерывное кураторское исследование?

Перед презентацией преподаватель прочтет публичную лекцию о своей выставочной практике. Встреча пройдет на английском языке с последовательным переводом на русский.

Рике Франк проанализирует два аспекта текстильной выставки, используя художественные и кураторские примеры: как использование текстиля меняет историческое знание, и как текстиль, в свою очередь, выявляет специфическую социальную характеристику выставок. Вторая часть лекции будет посвящена рассказу о таком аксессуаре как сумка, и будет поднят вопрос о том, что может означать видеть выставку в качестве сумки.

Рике Франк – куратор из Берлина, писатель, лектор по истории выставок и кураторской практике (в данный момент преподает в художественной академии в Тронхейме, Норвегия). Публиковаласьв Afterall, artforum, Texte zur Kunst, Camera Austria и Springerin. Рике Франк редактировала и соредактировала множество публикаций: Of(f) Our Times. Curatorial Anachronics (Berlin: Sternberg Press, 2019), Ane Hjort Guttu: Writings, Conversations, Scripts (Berlin: Sternberg Press, 2018), Textiles: Open Letter (Berlin: Sternberg Press, 2015), Textile Theorien der Moderne. Alois Riegl in der Kunstkritik (Berlin: b_books, 2015), Timing — On the Temporal Dimension of Exhibiting (Berlin: Sternberg Press, 2014), Sketches of Universal History: Compiled from Several Authors by Sarah Pierce (London: Book Works, 2013), Constanze Ruhm: Coming Attractions (Vienna: Schlebrügge.Editor, 2012).

Напоминаем, что Гете-Институт в Новосибирске совместно с Центром современного искусства «Заря» и Владивостокской школой современного искусства организовали два образовательных краткосрочных курса по курированию для сибирских и дальневосточных художников, кураторов, философов, архитекторов, дизайнеров, арт-менеджеров и представителей смежных специальностей, под руководством двух кураторов с международным опытом – Рике Франки Тибо де Ройтера (его курс состоялся в октябре 2019 года).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: EmmaWolf-Haugh, 2019

22 ФЕВРАЛЯ — 16 МАЯ / КИНОЗАЛ

В эту субботу в ЦСИ «Заря» стартует образовательная программа к выставке «Дальний Фокус», в рамках которой мы подготовили для вас ряд кинопоказов и встреч с фотографами Владивостока. Кураторами программы выступят преподаватель кафедры философии ШИГН ДВФУ, востоковед Валентин Матвеенко и выпускник Восточного института ДВФУ, китаевед Дмитрий Старицын.

На лекциях и дискуссиях мы поговорим про философию фотографии, узнаем, чем обусловлен выбор героев и сюжетов съемок, что могут рассказать фотографические исследования архитектуры и многое другое. Заключительным мероприятием цикла станет круглый стол с молодыми участниками выставки «Дальний фокус», приуроченный к международной акции «Ночь музеев».

Вход на все мероприятия свободный.


РАСПИСАНИЕ:


  • 22 ФЕВРАЛЯ / 18:00 / В ФОКУСЕ: ФИЛОСОФИЯ ФОТОГРАФИИ / ЛЕКЦИЯ ВАЛЕНТИНА МАТВЕЕНКО

В своих размышлениях о сущности фотографии Вилем Флюссер, один из важнейших теоретиков медиа, предположил, что в истории нашей цивилизации было два ключевых события: с одной стороны это изобретение письменности, а с другой — изобретение «технического образа». Подобная мысль неизбежно влечет за собой дискурс о значении фотографии: о ее месте в системе коммуникации и общественных отношений, о возможности мыслить фотографическими категориями, о феномене техники и о последствиях перехода от традиционного к техническому образу. На вступительной лекции к циклу дискуссий в рамках выставки «Дальний фокус» мы попробуем не отстоять тот или иной тезис о сущности «фотографического», а спровоцировать саму философскую дискуссию о фотографии.

  • 14 МАРТА / 17:00 / В ФОКУСЕ: СОЛЬ ЗЕМЛИ / КИНОПОКАЗ + ДИСКУССИЯ С ГЛЕБОМ ТЕЛЕШОВЫМ

Встреча начнется с просмотра фильма Вима Вендерса «Соль земли» (2014), посвященного Себастьяну Сальгадо — живой легенде мировой фотографии, чьими глазами мир смотрел на многие глобальные кризисы и течение жизни в самых удаленных регионах планеты. После показа Дмитрий Старицын вместе с Глебом Телешовым — фотографом, кинооператором, участником выставки «Дальний фокус» — поговорят о фильме и его герое, а также обсудят различные аспекты художественной практики Глеба, его взгляд на природу и значение фотографии.

  • 21 МАРТА / В ФОКУСЕ: ПРАВДА СНИМКА / КИНОПОКАЗ + ЛЕКЦИЯ ВАЛЕНТИНА МАТВЕЕНКО

Документальная фотография — это традиция со своей достаточно давней историей и рефлексией, а «война была — и сейчас остается — самыми магнетическими (и “живописными”) новостями, наряду с бесценным ее заменителем — международным спортом», — писала Сьюзан Сонтаг. В рамках встречи пройдет показ фильма «Военный фотограф» (2001), после которого совместно со зрителями мы попытаемся раскрыть вопрос о правдивости и правдоподобности, выраженной в формуле «сделать все неочевидное очевидным» как специфической форме насилия, которое скрыто манифестирует себя во взгляде зрителя, поскольку в том числе и он, будучи соавтором снимка, может наполнить изображение смыслом.

  • 4 АПРЕЛЯ / В ФОКУСЕ: ЧЕЛОВЕК ТРУДЯЩИЙСЯ / ДИСКУССИЯ С ФОТОГРАФАМИ ВЛАДИВОСТОКА

Человек на рабочем месте, занятый в производстве объектов или зрелищ, интересовал художников и исследователей с момента рождения фотографического медиума. Исключением не являются и владивостокские авторы — Георгий Хрущев, Владимир Шутафедов, Александр Хитров. На вступительной лекции подойдем к понятию «человека производящего» с антропологической и культурологической точек зрения, рассмотрим работы классиков фотографии, после — обсудим важность работы с этим феноменом и мотивы обращения к нему, руководящие участниками выставки. Модератор дискуссии Дмитрий Старицын.

  • 25 АПРЕЛЯ / (НЕ) В ФОКУСЕ: АРХИТЕКТУРА ВЛАДИВОСТОКА / ДИСКУССИЯ С ФОТОГРАФАМИ ВЛАДИВОСТОКА

Фотографические исследования архитектуры способны сообщить многое об истории, идеологии и культуре страны или региона. Тем не менее, этот способ фотографического мышления — самый непопулярный среди владивостокских фотографов. На встрече мы поговорим о знаковых авторах в советской и российской архитектурной фотографии, и вместе с Еленой Мельниковой и Сергеем Кирьяновым — участникам выставки, обращающимся к съемке архитектуры, поддержим или оспорим предположение, высказанное выше. Модератор дискуссии Валентин Матвеенко.

  • 9 МАЯ / В ФОКУСЕ: ПЕРЕМЕНЫ. КИТАЙ / ЛЕКЦИЯ ДМИТРИЯ СТАРИЦЫНА

Благодаря тому, что на протяжении всего ХХ века западные фотографы стремились попасть в Китай, сегодня мы имеем визуально богатый, информативный портрет страны и тех трансформаций, которые произошли с ней за прошедшие десятилетия. Однако, снимая в регионе с иной историей и идеологией, фотографы неизбежно встречались с опасностью попадания в клише ориентализма, сформированные предшественниками. Тем не менее, без внешнего альтернативного взгляда, немыслимо существование более гуманного и иногда более честного образа этой страны. На лекции речь пойдёт о наиболее значимых эпизодах в истории фотографирования Китая, об авторах и их снимках, по сей день влияющих на то, как мы видим китайское государство и нацию.

  • 16 МАЯ / В ФОКУСЕ: ИДЕНТИЧНОСТЬ МЕСТА / КРУГЛЫЙ СТОЛ С ФОТОГРАФАМИ ВЛАДИВОСТОКА В РАМКАХ АКЦИИ «НОЧЬ МУЗЕЕВ»

Разнообразие фотографических «жанров» открывает множество путей для разговора о месте и людях, проживающих в нём. Несмотря на то, что «портрет в интерьере» был возведен в статус канонического подхода, зачастую совершенно обычные, остающиеся на периферии зрения предметы и локации обретают способность сообщить больше об их пользователях, становясь «героями» снимков. Возможен ли диалог с местом без участия человека в кадре? Владивостокские фотографы по разному решают этот вопрос: полярными выглядят подходы, к примеру, Дениса Коробова и Алексея Короткова в сравнении со снимками Евгении Кокуриной и Ивана Сперанского. И примеряющими обе позиции — работы Павла Немтина и Леонида Звегинцева. На лекции мы рассмотрим стратегии, используемые мировыми фотографами для разговора о локальном. После — обменяемся мнениями с участниками выставки и посмотрим их серии, не вошедшие в экспозицию. Модератор круглого стола Дмитрий Старицын.


Изображение: Глеб Телешов. Владивосток, 2005.

12 ЯНВАРЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ

В это воскресенье Лим Хён Чжон (Hyun J Lim), наш новый резидент из Южной Кореи, проведет приветственную лекцию и расскажет о своём проекте на тему «другой стороны любви» о странных и неудобных аспектах этого чувства.

Лим Хён Чжон работает в различных областях искусства: перформанс, видеоарт, живопись, графика и инсталляция. Основываясь на личном опыте и воспоминаниях, она использует свои рисунки и видео в процессе погружения в перформанс. Иногда серьезная, иногда комичная, она ищет смысл в собственном теле и поведении, связанных метафорой, обществом и историей. В последнее время художница интересуется, как понимать и решать человеческие проблемы, например, конфликты или абсурдные ситуации, «излечивая» их через свои работы.

Лим Хён Чжон окончила Женский университет Ихва в Сеуле со степенью магистра искусств. Участвовала в многочисленных выставках, перформансах и резиденциях в Корее и за рубежом. Во Владивостоке Хён Чжон пробудет до конца февраля.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: «Снова любовь». Видеодокументация перформанса, 30 мин. 2019.

15 ДЕКАБРЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ / 18+

В ЦСИ «Заря» начинается цикл встреч с авторами фотографий, представленных на выставке «Дальний фокус. Фотографы Владивостока».

Серию встреч открывает фотограф с 30 летним стажем — Михаил Павин. В это воскресенье фотохудожник проведет лекцию, на которой расскажет о разных способах презентации фотографии.

«Вот берешь ты свой фотоаппарат или телефон, направляешь его куда глаза глядят, нажимаешь на кнопку и через секунду сообщаешь миру: я сделал фотографию! Так ли это?».

Автор убежден, что мы получаем некий файл, суть которого сильно зависит от приложения, в котором его открываешь.

«Если в текстовом редакторе, то это невнятный текст наподобие того, что представлен на картинке. Если в аудиоредакторе, то это будет звук. Но не будем отклоняться от общепринятого, назовем этот файл цифровым изображением, которое можно напечатать на бумаге, ткани, дереве и т.д., и получить отпечаток цифрового изображения. Фотографией этот отпечаток станет тогда, когда у него появится зритель» — рассказывает Михаил.

ВХОД СВОБОДНЫЙ. 18+

8 ДЕКАБРЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ

В это воскресенье состоится лекция нового резидента «Зари» Йен Хуа Ли. Художница расскажет о своих предыдущих проектах «Книга» * и «Дом» *, и о той идее, которую ещё предстоит реализовать во Владивостоке.

В своей работе она исследует то, как отношения между человеческим телом, разумом и духом в домашнем пространстве формируют память о человеческом существовании. Её работы были показаны на Тайване, в Китае, Японии, Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Аргентине, Канаде, Мексике и США.

* В серии «Книга» она представляет книгу как метафору памяти: страницы, которые листает читатель, остаются позади, как остаточные воспоминания. В процессе чтения книга побуждает разум к производству новых воспоминаний или обнаружению потерянных.
* Проект «Дом» продолжает идеи «Книги». Здесь художница изучает отношения людей с точками, линиями и плоскостями в пространстве дома и то, как они изменяются с течением времени.

Йен Хуа Ли родилась на Тайване. В 2002 году она окончила Национальный художественный университет Тайваня, в 2004 году получила степень магистра искусств в Университете Далласа, в 2007 — степень в Университете Северного Иллинойса.

Язык встречи — английский с последовательным переводом на русский.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

В рамках открытия фотовыставок на «Заре» мы приглашаем всех начинающих и профессиональных фотографов на встречу с преподавателем Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, автором фотокниг и одним из наиболее знаменитых современных российских фотографов Игорем Мухиным.

  • 15 НОЯБРЯ / 19:00 / ЛЕКЦИЯ «КАК СНИМАТЬ В ГОРОДЕ» / КИНОЗАЛ

В пятницу вечером художник проведет открытую лекцию «Как снимать в городе», в ходе которой рассмотрит различные стратегии и практики, используемые при съемках в городском пространстве. Как выбрать объект съемки, вступить с людьми на улице в контакт, сконцентрироваться на заднем плане (городе или пейзаже), избежать клише и как из отснятого материала получить проекты? Об этом и поговорим на встрече. Вход свободный.

  • 16 НОЯБРЯ / 11:00 / МАСТЕР-КЛАСС ОТ ИГОРЯ МУХИНА

В субботу состоится закрытый мастер-класс в формате прогулки, на котором Игорь отработает часть приемов с отобранными участниками уже на практике.

ВНИМАНИЕ: мастер-класс бесплатный, количество мест ограничено. Требуется предварительная регистрация по ссылке

О результатах отбора мы сообщим индивидуально.

  • Для участников мастер-класса / Разбор полученных фотографий состоится 17 ноября в 12:00

Не упустите свой шанс поучиться у признанного мастера!

Первая выставка Мухина состоялась в 1987 году, с тех пор мастер черно-белой фотографии регулярно принимает участие в групповых и персональных выставках в России и мире. Его работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Мультимедиа Арт Музея, Нью-Йоркского музея современного искусства и многих других собраниях.

ВХОД НА ЛЕКЦИЮ СВОБОДНЫЙ

Изображение: Игорь Мухин. Комсомольская площадь. 1995

26 ОКТЯБРЯ / 17:00-18:30 / ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ТИБО ДЕ РОЙТЕРА (ГЕРМАНИЯ) / КИНОЗАЛ

26 ОКТЯБРЯ / 19:00-20:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА «СОЗДАНИЕ ВЫСТАВОК: ОТ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДО ДИЗАЙНА» / КИНОЗАЛ

На следующей неделе пройдет недельный образовательный интенсив берлинского куратора Тибо де Ройтера с участием 15 арт-деятелей Дальнего Востока и Сибири. Они будут совместно постигать навыки создания выставок и в итоге представят индивидуальные макеты выставочных пространств – каждый со своей концепцией и идеей.

Перед презентацией преподаватель прочтет публичную лекцию о своей выставочной практике. Встреча пройдет на английском языке с последовательным переводом на русский.

Курс Тибо де Ройтера основан на приобретении практических инструментов, используемых создателями выставок на ежедневной основе: конструирование моделей, планов экспозиции, использование определенного словарного запаса, работа с разными выставочными пространствами с различным бюджетом для выставок (от частных галерей до нетрадиционных мест). Изучение этих инструментов явится поводом для обсуждения процесса создания выставки со студентами как на теоретическом, так и на практическом уровне (от концепции до графического дизайна, от сценографии до пресс-релиза). Участники научатся создавать простые модели, в которых они реализуют свои проекты для потенциальных выставок на собственную тему, что приведет к разработке совершенно разных выставок (от современного до прикладного искусства, биографичных выставок и др.).

Тибо де Ройтер – архитектор по образованию, работает в области архитектуры, изобразительного искусства и критического письма с конца 90-х годов. В 2001 году переехал из Франции в Берлин, где с тех пор работает независимым куратором, критиком и архитектором выставок. Работал с Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде, а также с музеем Angewandte Kunst во Франкфурте-на-Майне, для которого в 2012 году создал новую выставочную концепцию. Реализовал многочисленные выставки современного искусства в Германии и по всему миру. С 2014 года исследует художественную сцену в Центральной Азии, Восточной Европе и на Кавказе для выставки Die Grenze, которая начала свое путешествие в 2017 году.

Напоминаем, что Гете-Институт в Новосибирске совместно с Центром современного искусства «Заря» и Владивостокской школой современного искусства организовали два образовательных краткосрочных курса по курированию для сибирских и дальневосточных художников, кураторов, философов, архитекторов, дизайнеров, арт-менеджеров и представителей смежных специальностей, под руководством двух кураторов с международным опытом – Тибо де Ройтера и Рут Ноак.

ВХОД СВОБОДНЫЙ