ФОТОГРАФИЯ — ЭТО ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К ВЕЩАМ, О КОТОРЫХ ВСЕ ЗНАЮТ, НО НЕ УДЕЛЯЮТ ИМ ВНИМАНИЯ. ЦЕЛЬ МОИХ ФОТОГРАФИЙ – ПРЕДСТАВИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НЕ ВИДИТЕ. ЭММЕТ ГОУИН
Лекции и Воркшопы

4-6 ЯНВАРЯ / НОВОГОДНИЕ МАСТЕРСКИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ОТ 6 ЛЕТ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

На каникулах в ЦСИ «Заря» пройдут фирменные мастерские для детей и взрослых, посвященные современному искусству! Участие бесплатное, запись по ссылке.

РАСПИСАНИЕ:

  • 4 января / 14:00–15:30 / Ледяные сны / Мастер-класс по практикам художницы Татьяны Антошиной

«Холодная Земля. Северные рассказы» — так называлась выставка-инсталляция Татьяны Антошиной, включающая небольшие объекты и скульптуры — целую коллекцию воспоминаний и снов о Сибири, где прошли детство и юность художницы. Экспонаты стояли на вагонном столике, прикрепленном к стене выставочного зала. Фоном для северных снов служили бесконечные снежные поля, проплывающие за окном поезда — они были написаны краской на стене. Вся инсталляция представляла собой одно и то же купе, но в разные моменты времени: так по ходу движения поезда приходят новые и новые сны.

Участники попробуют создать собственные образы из снов или зимних впечатлений, вдохновляясь выставкой Татьяны Антошиной, используя глину, пластилин и другие пластичные материалы.

  • 5 января / 14:00–16:00 / Снежный_нежный коллаж

Среди важных практик, которые мы предлагаем изучить и освоить — коллаж и его история. Это инструмент, который помогает понять себя, научиться строить свою реальность и нереальность. Тема, которая объединит участников, звучит как «снежность и нежность», уют зимних вечеров и радость новогодних семейных праздников.

  • 6 января / 14:00–15:30 / Тейп-арт

Tape art (скотч арт) — создание изображений при помощи скотча. Сфера применения подобной техники не ограничивается витражами: современные художники активно используют клейкая ленту в стрит-арте, создают инсталляции, коллажи, графические произведения и даже скульптуры. Мы познакомимся с работами нескольких авторов, использующих скотч совершенно разным образом, а затем сами попробуем освоить несложные техники создания картин из этого материала.

Изображение: Татьяна Антошина. Фрагмент выставки «Холодная Земля. Северные рассказы». 2017.

18 НОЯБРЯ / 17:00 / ЛЕКЦИЯ АЛИНЫ СТРЕЛЬЦОВОЙ

В эту субботу ждем вас на лекции резидентки «Зари» Алины Стрельцовой, где будем говорить про современное искусство Южной Кореи. Вход свободный.

«Один из важных сюжетов современного корейского искусства связан с образом старого, разрушающегося или снесённого дома. Дело в том, что Сеул и другие мегаполисы постоянно перестраиваются, жилые массивы 1970-80-х уничтожают, на их месте вырастают новые, более высокие дома, и художники вдруг понимают, что перестали узнавать район, в котором живут. Или приезжают в город своего детства — а там уже нет их школы, и дома бабушки с дедушкой тоже нет. И вот этот поиск дома, куда хочется вернутся и куда вернуться нельзя — постоянный рефрен у многих корейских авторов».

  • Справка:

Алина Стрельцова — искусствовед, кандидат наук, шеф-редактор журнала «Искусство». Читала курсы лекций на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в Государственной Третьяковской галерее, стипендиат программ Future Culture Британского совета по культуре, «Культура в движении» Гете-института. Ведущая подкастов журнала «Искусство» и подкаста «FastForwArt. Культурный обмен: в поисках новых форматов». В Приморье Алина проводит исследование, связанное с культурной средой города.

27 АВГУСТА / НА ДРУГИХ ПЛОЩАДКАХ / МАСТЕР-КЛАССЫ «ЗАРИ»

В это воскресенье участвуем в фестивале танцев, музыки и искусства «Шум Море Движ». Место встречи: пляж Юбилейный, дворик кафе китайской кухни «Чи-Фань». Количество мест ограничено. Участие бесплатное. Запись по ссылке.

  • 27 АВГУСТА / 15:30–16:30 / СТИКЕР-АРТ

Стикер-арт или стикер-бомбинг — достаточно молодое направление стрит-арта, когда городское пространство преображается с помощью наклеек. Бум в России пришелся на нулевые: улицы крупных городов активно покрывались разнообразными наклейками, появлялись первые сообщества художников, начали формироваться различные направления и стили, в которых создавались стикеры, а в дальнейшем стали проводиться целые фестивали стикер-арта.

  • 27 АВГУСТА / 17:00–19:00 / МОЗАИКА

Как придумали мозаику и как она связана с керамическими гвоздями и пикселями? Рассмотрим работы современных художников, использующих данную технику, а после создадим свой мозаичный стикер (его можно будет оставить на память или наклеить на улице).

27 АВГУСТА / 12:00, 13:00, 14:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

Индийский художник Манту Дас проведет семинар для всех, кто хочет получить опыт и знания о различных материалах, технологиях и инструментах, используемых в создании световых художественных инсталляциях, а также о том, как работает DMX-контроллер для создания световых спецэффектов. У вас будет возможность изучить процесс создания изображений с применением света и теней и понять, как это можно использовать для передачи эмоций и сообщений.

В качестве итогового проекта во Владивостоке Манту готовит проект, посвященный теме труда в целом и рабочего класса в частности. Автора волнуют взаимоотношения местных жителей с работниками сферы услуг, многие из которых целенаправленно приезжают в большие города за заработком.

  • Вы также можете поучаствовать, ответив на несколько коротких вопросов по ссылке. Опрос анонимный, писать можно на русском языке. Это займет немного времени, но внесет ваш вклад в проект.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

26 АВГУСТА / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / ОТ 7 ЛЕТ

В рамках общегородского фестиваля «Арсеньев WEEK», инициированного Музеем Арсеньева, приглашаем посетить мастер-классы на «Заре» для детей и взрослых. Участие бесплатное. Количество мест ограничено, запись по ссылке.

Основная программа фестиваля пройдет с 28 августа по 3 сентября, где мы также участвуем и будем рады вас видеть!

  • 13:00—14:30 / ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ

Мастер-класс посвящен таинственному и порой невидимому миру — миру насекомых. Сегодня многие дальневосточные виды этого класса животных занесены в Красную книгу, и редкий человек сможет увидеть их вживую. Исправим ситуацию, позволив насекомым безопасно оказаться на нашей коже в самом буквальном смысле — в виде временной татуировки!

  • 15:00—16:30 / ТАЁЖНЫЙ ЖУРНАЛ

Участники познакомятся с понятиями «зин» и «книга художника» и подготовят собственное карманное издание. А мы расскажем, почему путевые заметки Владимира Клавдиевича Арсеньева так перекликаются с практиками самиздата и творчеством современных художников.

  • 17:00—18:30 / КАРТЫ И ТЕРРИТОРИИ

Сквозь пространство и время отправимся в воображаемое путешествие по Уссурийскому краю. Узнаем о древних культурах и современных авторах, работающих с темой культурного наследия, попробуем найти вдохновение в археологических находках и собственной памяти, создадим свою карту территории и пересоберем знакомое пространство в новую картину — именно такие масштабные художественные задачи нам предстоит решить. Идея мастер-класса вдохновлена художницей Ярославой Комиссаровой, недавно представившей итоги своей резиденции на территории «Зари».

12 АВГУСТА / 15:00 / ОСКОЛКИ

Приглашаем на яркий мастер-класс, одинаково интересный как детям, так и взрослым. Как придумали мозаику и как она связана с керамическими гвоздями и пикселями? Рассмотрим работы современных художников, использующих данную технику, а после создадим свой мозаичный стикер (его можно будет оставить на память или наклеить на улице).

Участие бесплатное. Количество мест ограничено, запись на занятия по ссылке.

20 МАЯ / 19:15–20:45 / КИНОЗАЛ

На протяжении длительного времени роли художника и куратора в художественном процессе не вызывали вопросов: первый выступал в качестве творца произведений искусства, второй отбирал работы для экспонирования. Однако со второй половины ХХ века эта парадигма стала меняться: в современном искусстве роль художника и куратора становится смежной, а в некоторых случаях даже идентичной. Куратор теперь обладает творческой свободой и порой сам выступает в роли художника. Это формирует новый пласт участников арт-среды — кураторов-художников.

Чем художник-куратор кардинально отличается от куратора-куратора? Художник-куратор автоматически не профессионал? На каком языке разговаривает художник-куратор? Какие крупные проекты делали художники-кураторы? Может ли художник-куратор стать институциональным? Можно ли курировать самого себя?

На лекции участник арт-резиденции «Заря» Александр Дашевский расскажет про собственные художественно-кураторские проекты и институции, историю возникновения фигуры художника-куратора, его компетенции, возможности и ограничения, а также значимость в современном художественном контексте.

  • Справка:

Александр Дашевский (род. 1980, Ленинград) — куратор, художник. Окончил факультет теории и истории искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и экономический факультет Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Его произведения находятся в коллекциях Государственного русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства (Москва).

Избранные персональные выставки: «Die Schere im Kopf / Ножницы в голове» (Московский музей современного искусства, 2023), «99 luftballons» (галерея InArt, Москва, 2023), «Банда симулянтов» (галерея Anna Nova, Санкт-Петербург, 2019). Избранные групповые выставки: «Между строк. Текстуальное в визуальном» (галерея «Триумф», Москва, 2022), «Дневники странствий» (галерея «Культпроект», Москва, 2022), «Структуры» (Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, 2017).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: Александр Дашевский. Симулянт. 2019. Предоставлено художником и галереей «Триумф»

20 МАЯ / 17:30–19:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Укрытие и самоизоляция, вплоть до отшельничества, все чаще становятся не просто ситуационным выбором, к которому обращаются художники Владивостока с целью уединения, но и полноценной осознанной стратегией, а также предметной оптикой, через которую можно анализировать их художественные практики. На лекции Яны Гапоненко речь пойдет об особенностях вакуумной арт-сцены Владивостока и автономности и оригинальности развившегося у моря и в тайге художественного языка.

Отшельничество и самоизоляция как художественный метод приморскому искусству известны давно: на необитаемом острове Большой Пелис в 70 км от Владивостока с 1970-х годов несколько десятков лет уединенно жил и работал художник Виктор Федоров. В своих живописных работах он изображал женскую натуру, приписывая ей антропоморфные черты физиологии чайки — птицы, которая наверняка была одной из немногих его собеседниц на острове. Сегодня также немало местных художников живет изолированно. Например, художественную группу «ДВР» с их таежной резиденцией в поселке Горноводное ведет идея коммунальности через эскапизм в социальный топос. Елена Никитина живет и работает в другом поселке Приморского края — Тигровое, вводя в свою абстрактную живопись и фотографию впечатления от быта в малонаселенной деревне. Фотохудожник Глеб Телешов совершает экспедиции на Чукотку, где героями сюжетов выступают забытые и руинированные объекты отдаленных от цивилизации мест.

Изоляция становится и непосредственным содержательным элементом работ ряда художников: так, заслуженный владивостокский автор Федор Морозов собрал целую серию почтовых марок с репродукциями художников XX века, по которым изучал историю искусства в закрытом до 1992 году Владивостоке, и создал из них искусствоведческий атлас. Коллекционер и филантроп Александр Городний в 1970-80-е буквально перерисовывал обложки редких виниловых пластинок, попадавших в город с моря, в свои так называемые «джинсовые тетради», создав своеобразный архив запрещенной тогда музыки. Художник Ильяс Зинатулин в своей серии 1998 года «План эвакуации» изобразил условные схемы убежищ, планы побега и инструкции по выживанию. За последнее десятилетие сюжет изоляции развивал и Александр Казанцев, занимающийся самостоятельным авторским картографированием островов Рейнеке, Желтухина и Рикорда. Эти и другие сюжеты лектор проанализирует в своем выступлении.

  • Справка:

Яна Гапоненко — куратор, основатель ВШСИ, ментор арт-резиденции «Заря».

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: Александр Казанцев. Фрагмент береговой линии о. Рикорда (неоконченный), 2018.

3, 4, 5, 6, 8 ЯНВАРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / 6+

В новогодние каникулы гостей «Зари» ждут фирменные семейные мастерские для детей и взрослых. В этот раз будем пробовать себя в технике монотипия, рассматривать творчество импрессионистов и авангардистов, изучать скульптуру, рельеф и объем, строить зимний город из рафинада, примерять карнавальные маски и рисовать разноцветным скотчем! Смотрите расписание и записывайтесь на любые понравившиеся занятия.

3 ЯНВАРЯ / 13:00–14:30 / МОНОТИПИЯ / ОТ 6 ЛЕТ

Монотипия – это техника, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Каждый такой отпечаток является уникальным и единственным в своем роде. Характерная особенность работ — мягкость тональных переходов, размытость контуров, ощущение свободного мазка, подобного живописи. Чаще всего эту технику используют иллюстраторы детских книг, также она популярная у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Участники мастер-класса узнают историю монотипии и пройдут весь цикл печатного процесса от разработки эскиза до создания отпечатка.

3 ЯНВАРЯ / 15:00–16:30 / ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ПЕЙЗАЖ / ОТ 6 ЛЕТ

Художники всегда хотели отразить в своих работах особое видение мира. Например, импрессионисты пытались запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления о нем мелкими мазками и пастельными полупрозрачными тонами. Хотя это течение зародилось еще 100 лет назад, подобный взгляд на искусство не является устаревшим. Участники узнают об особенностях работы с воздушным пластилином и с его помощью создадут собственные работы, смешивая цвета и оттенки.

4 ЯНВАРЯ / 13:00–14:30 / ГИПСОВЫЕ ЗАРИСОВКИ / ОТ 6 ЛЕТ

Участники создадут собственные формы для заливки объектов и непосредственно сами фигурки, а между делом мы расскажем про историю и виды скульптур и обсудим теории и факты использования цвета древними мастерами. Всегда ли известные статуи были элегантно белоснежными? И какие самые известные мировые скульптуры тебе известны?

4 ЯНВАРЯ / 15:00–16:30 / НОВОГОДНИЙ ТЕМПЛ / ОТ 6 ЛЕТ

На этом занятии обратимся к работам Валерия Кошлякова, в которых художник не только мастерски передает форму и объем объектов, будь то болотный пейзаж или строгие архитектурные линии. Он умело фиксирует внимание зрителя на фактурах, используя самые неожиданные материалы, например, разноцветный строительный скотч. Добавим немного цвета в белоснежный окружающий мир!

5 ЯНВАРЯ / 16:00–17:30 / БЕЛЫЙ ГОРОД / ОТ 6 ЛЕТ

Вдохновляемся зимой и белым цветом (и узнаем, кто из великих художников вдохновлялся им ранее)! Каждый из участников сможет поработать над частью общего монументального проекта и создать то место, где ему было бы интересно жить и в котором абсолютно все улицы и строения будут выполнены из белых материалов: бумаги, ткани, ваты и… рафинада! Попутно поговорим про рельеф, объемное восприятие пространства и создание архитектурной композиции.

6 ЯНВАРЯ / 13:00–14:30 / МАСКА / ОТ 6 ЛЕТ

Маска – это волшебная трансформация, момент превращения в кого-то другого, к примеру, в любимое животное-тотем или супергероя. Маска может служить защитой, так как под ней нас никто не узнает. Или быть воплощением волшебной сущности: огнем, водой, природой, нашими эмоциями, например, маской любви или маской печали. И так ли уж видны наши чувства под масками? Занятие нацелено на работу с собственным внутренним миром. Будем учиться разрабатывать произведение от зарождения идеи до техники ее воплощения, продумывая все нюансы и смысловую нагрузку каждой детали, шаг за шагом, от плоскости к объему. Но в череде праздников все же не будем забывать, что маска – это еще и отличный аксессуар к карнавальному костюму.

8 ЯНВАРЯ / 13:00–14:30 / ВЛАДИМИР ТАТЛИН. НЕСЛЫХАННЫЕ ВЕЩИ / ОТ 6 ЛЕТ

Цикл праздничных мастер-классов завершим на торжественной ноте! Знакомьтесь:икона русского авангарда, «певец винта» и «тайновидец лопастей» (а еще живописец, график, дизайнер, театральный художник и мастер игры на бандуре) – неподражаемый Владимир Татлин. При таком обилии талантов он мог бы стать идеальным человеком эпохи Возрождения, но вместо этого стал знаковой фигурой революционной эпохи. На занятии поговорим о том, почему искусство в его трактовке должно быть не новым и не старым, а нужным и узнаем, как ренессансные мотивы все же проникли в его творчество. А из всего разнообразия художественных экспериментов выберем для вдохновения его знаменитые (и так часто цитируемые) контррельефы.


▶▶▶ От 6 лет (занятия родителей с детьми приветствуются), взрослые.

Количество мест ограничено. Участие бесплатное. От вас требуется хорошее настроение, готовность фантазировать, вырезать, рисовать, лепить и красить.

▶▶▶ Пожалуйста, предупредите нас, если вы не сможете прийти. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их по телефону 231-71-00 с 12 до 20 ежедневно (ЦСИ «Заря» не работает 29-31 декабря и 1-2 января).


Изображение: Клод Моне. Норвегия, деревня Сандвикен в снегу. 1895.

3–18 ДЕКАБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Приглашаем вас на серию мастер-классов, посвященных современному искусству. Участие бесплатное. Количество мест ограничено, запись по ссылке.

  • 3 ДЕКАБРЯ (СБ) / 16:00–17:30 / МАСТЕР-КЛАСС «ЯЁИ КУСАМА: ПОЛЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ» / 7+

Познакомимся с творчеством одной из самых успешных художниц XX века – знаменитой Яёи Кусамой (Япония). В её живописи, скульптуре, инсталляциях, коллажных работах и перформансах прослеживается одержимость повторами и узорами, например, знакомым всем с детства принтом «горошек», который теперь прочно ассоциируется с именем художницы. Яёи Кусама работала с неожиданными материалами: чего стоят предметы гардероба и аксессуары, украшенные макаронами и выкрашенные в золото! Предлагаем и вам последовать примеру Кусамы: приносите с собой старую одежду (лучше из плотных гладких материалов вроде плащовки или кожзама), обувь, сумочки, аксессуары и другие предметы. Вместе мы превратим их в безумные произведения искусства. Будьте готовы, что едва ли вы сможете носить их снова, но наверняка они сгодятся для декора эксцентричного интерьера начинающего художника или дизайнера.

ВНИМАНИЕ: используются острые материалы.

  • 4 ДЕКАБРЯ (ВС) / 13:00–15:30 / ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНОГРАВЮРЫ + МАСТЕР-КЛАСС ПО ЛИНОГРАВЮРЕ / 12+

Линогравюра – это простой, но занимательный способ высокой печати, появившийся на рубеже XIX–XX веков. На лекции мы расскажем про историю его возникновения и развития в Европе и Южной Америке. Какие графические школы сложились за минувшее столетие? Кто из известных живописцев увлекался линогравюрой? Как создавались разноцветные работы в этой технике?

Участники узнают про полный цикл печатного процесса (от создания удачного эскиза и переноса изображения на материал до печати тиража и хранения готового оттиска), а затем попробуют создать линогравюру самостоятельно.

Занятие подойдёт как для начинающих линогравёров, так и для уже имеющих опыт работы в данной технике.

ВНИМАНИЕ: используются острые инструменты.

  • 11 ДЕКАБРЯ (ВС) / 13:00–15:30 / ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЛИНОГРАВЮРЫ + МАСТЕР-КЛАСС ПО ЛИНОГРАВЮРЕ / 12+

На второй лекции про линогравюру рассмотрим историю её возникновения в России. Почему именно здесь она приобрела широкую популярность? Какие задачи выполняла? Кто из отечественных художников работал в данной технике? И какое авангардное сообщество Дальнего Востока оставило после себя память в развитии линогравюрного дела?

Занятие подойдёт как для начинающих линогравёров, так и для уже имеющих опыт работы в данной технике.

ВНИМАНИЕ: используются острые инструменты.

  • 11 ДЕКАБРЯ (ВС) / 16:00–17:30 / МАСТЕР-КЛАСС «ЙОКО ОНО: ИСПРАВЛЯЙТЕ С ЛЮБОВЬЮ» / 12+

На мастер-классе, посвященном проекту Йоко Оно «Инструкции», поговорим о том, можно ли склеить разбитое, и даже попробуем сделать это. Занятие сфокусировано в большей степени на самом процессе склеивания, восстановления, пересборки объектов и будет интересно не только детям и подросткам, которые знакомятся с историей современного искусства и осваивают различные художественные техники, но и взрослым, для которых не менее важна арт-терапия и бережные практики, связанные с восстановлением ресурса. Коллективный «ремонт» разбитой посуды – один из символических ритуалов, к которому художница предлагала присоединиться посетителей своих выставок. Йоко Оно, к сожалению, часто вспоминают прежде всего как «женщину, развалившую Биттлз», что совершенно несправедливо, и мы поможем вам в этом убедиться.

ВНИМАНИЕ: используются острые материалы.

  • 18 ДЕКАБРЯ (ВС) / 13:00–14:30 / МАСТЕР-КЛАСС ПО КОЛЛАЖУ «ЧУДЕСА НЕ ПО РАСПИСАНИЮ» / 7+

Многие из нас привыкли верить в чудеса только в праздники, наделяя их сакральным смыслом, или при определенном стечении обстоятельств вроде падающих звезд. Но что, если в каждый день вкладывать особый смысл? С помощью техники коллажа можно поразмышлять над своими желаниями и наделить их волшебством, ведь коллаж – это инструмент, который помогает понять себя, научиться строить свою реальность и нереальность.

А ещё рассмотрим: историю возникновения коллажа, его роль в живописи и смежные с ним техники, коллаж как арт-терапию и использование инструмента в театральной сценографии.


◆ От 7 лет (занятия родителей с детьми приветствуются), взрослые

◆ От 12 лет, взрослые. Осторожно: используются острые инструменты или острые материалы.


Если у вас остались вопросы, вы можете задать их по телефону 231-71-00 с 12 до 20 ежедневно.