ДУМАТЬ НАДО ДО И ПОСЛЕ, ТОЛЬКО НЕ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ. АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН
Новости Арт-резиденции

4 МАЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ / 16+

Во Владивосток прилетел второй резидент этого сезона — Валерий Гриковский. Уже в эту субботу у вас есть возможность познакомиться с художником лично. Валерий известен своими экспериментами с материалами и техниками, а также использованием в экспозициях объектов живой природы, минералов, окаменелостей, фрагментов энтомологических коллекций. В своих проектах Гриковский пытается расширить пространство традиционного искусства и сочетать классические художественные методы с цифровой современной культурой, объединить практики науки и искусства, описывая «всё через всё».

Во время своей резиденции Валерий планирует создание фрагмента «тотального музея», в котором научный подход к коллекционированию и систематике сочетается с художественной интерпретацией. Чем является случайный предмет — артефактом или мусором? Какими свойствами он должен обладать, чтобы получить прописку в вечности и стать частью музейной коллекции?

Валерий Гриковский (р. 1975, Ленинград) – современный российский художник (графика, живопись, инсталляция). С 1992 по 1998 изучал медицину в Санкт-Петербургском Государственном Медицинском Университете имени академика И.П. Павлова.

Призер 6-ой международная биеннале графики (Новосибирск, Россия) — номинация «оригинальная графика», призер Осеннего Салона (Париж, Франция) — номинация «Живопись» (SALON D'AUTOMNE (Paris, France). Номинант Премии Курехина (2015), участник IV Томской Всероссийской триеннале «Рисунок России» (2010). Обладатель Приза зрительских симпатий премии ZverevArtPrize (2021).

Работы хранятся в коллекциях Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург), Государственного Художественного музея (Новосибирск), Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (Санкт-Петербург), Нового Музея (Санкт-Петербург), Государственного центра современного искусства (Москва), Музея AZ (Москва), Галереи Bulthaup (Санкт-Петербург) и в частных собраниях.

Вход свободный по предварительной регистрации.

27 АПРЕЛЯ / 18:00 / КИНОЗАЛ / 16+

В субботу состоится приветственная лекция Руслана Комадея — писателя, издателя и перформера, который также занимается исследованиями в области неофициальной культуры. Руслан расскажет о своих предыдущих работах и поделится планами на резиденцию во Владивостоке.

«"Возвращаясь, чего ты ждешь?" — это проект о неполноценных возвращениях, перекошенных воспоминаниях, о насильственно забытом, об участках памяти, которые были готовы заполниться, но остались пустыми. Он связан с семейной историей. В 2000-м отец, наделав винно-водочных долгов, искал надежное и далекое место, чтобы переформатироваться. Нас с мачехой он отправил впереди себя, сам обещал доделать дела и приехать. Его убили по дороге. Мы с мачехой успели прожить полтора месяца, сначала в одной гостинице, подвальной, потом в другой — высокой прибрежной, потом — в квартире на фоне метеостанции.

Тогда во Владивостоке я успел полюбить первый эпизод «Звездных войн», «Матрицу», напересказывать местным ребятам страшилки Успенского и наесться кедровых орехов, и что-то, что-то еще, нужно вспоминать» (с)

Вход свободный по предварительной регистрации.

16 АПРЕЛЯ – 18 ИЮНЯ 2024

Новый резидентский сезон откроет Руслан Комадей (р. 1990, Камчатка) – писатель, издатель, перформер, автор статей о неофициальной культуре. Руслан родился на Камчатке, жил и работал в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. Владивосток, в котором он также некоторое время жил в детстве, связан для него с семейной трагедией. Проект посвящен исследованию города, который должен был стать новым домом, а стал местом утраты. В нем исследуется, как ложные воспоминания сочетаются с болезненными, как ожидание подменяет реальность, а утраченное заставляет вставать на место утраты.

Закончил Уральский федеральный университет по специальности «филология». Автор 6 книг. Публиковался в изданиях «Искусство кино», «Сеанс», «Кинопоиск», «Нож», «Носорог», «Воздух» и др. Почетное упоминание премии «Дебют» (2007), шорт-лист премии «Литературрентген» (2011), лонг-лист премии им. А. Т. Драгомощенко (2016), лауреат премии им. В. Н. Татищева (2019); Медиатор 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2019), преподаватель «Школы перформанса» (проект My Generation, 2019). Один из редакторов журнала «Здесь» и поэтического издательства «Полифем». Организатор ландшафтного фестиваля поэзии «Вода и вода» и фестиваля андеграундного искусства «Маргинальная ночь» (2020, 2021).

Центр современного искусства «Заря» рад объявить долгожданные результаты открытого набора заявок в арт-резиденцию на 2024 год.

Это был сложный выбор из трех сотен отличных проектов. Искренне благодарим всех участников за интерес к программе, проделанную работу и ожидание итогов!

Лауреаты:

◆ Коллектив "Museum of Modern Art Kamchatka" (Филипп Крикунов, Вячеслав Мизин) (Новосибирск).
Проект: художественные параллели между Приморьем и Камчаткой из области мифологии, легенд, сказок, авангарда и экологии.

◆ Антон Вальковский, Сослан Дзатиев (Владикавказ) — кураторско-художественный дуэт.
Проект изучает исторические параллели между регионами Дальнего Востока и Северного Кавказа через культуру, быт, легенды, символизм и архитектуру.

◆ Валерий Гриковский (Санкт-Петербург) — художник (графика, живопись, инсталляция).
Проект: фрагмент «тотального музея» с «экспонатами» из области океанографии, ихтиологии, палеонтологии, геологии и т.д., в котором научный подход к коллекционированию и систематике сочетается с художественной интерпретацией.

◆ Ася Заславская (Москва) — мультидисциплинарная художница (живопись, инсталляция, перформанс, скульптура, вышивка).
Проект: изучение следов древнего государства Бохай, когда-то располагавшегося на территории современного Дальнего Востока, и его отражение в современной культуре.

Руслан Комадей (Москва) — перформер, культуртрегер, педагог, постановщик, писатель.
Проект «Возвращаясь, чего ты ждешь?» связан с личной историей, произошедшей во Владивостоке более 20 лет назад. Воспоминания, рефлексия и осознание через документальные, перформативные и мнемонические практики.

Влад Лукьянович (Владивосток) — художник.
Проект: разработка и издание коллективного зина.

Елена Скрипкина (Москва) — художница, кинорежиссер.
Проект: продолжение арт-исследовательской лаборатории «Ботаническое время», посвященной природе в городе.

Поздравляем победителей и ждем в гости!

Центр современного искусства «Заря» объявляет прием заявок на участие в круглогодичной арт-резиденции «Заря» во Владивостоке на 2024 год. Прием заявок открыт с 30 декабря 2023 года по 13 февраля 2024 года. Победители будут объявлены 13 марта 2024, начало работы в резиденции — с апреля 2024 года. «Заря» ждет заявки не только от художников и кураторов, но и от писателей, историков, археологов, музыкантов, междисциплинарных исследователей и профессионалов других гуманитарных и социальных дисциплин. При выборе резидентов предпочтение будет отдано проектам и исследованиям, связанным с местным контекстом.

Помимо представителей ЦСИ «Заря», в отборочную комиссию войдут Кристина Горланова (куратор арт-резиденции «Выкса», сооснователь Ассоциации арт-резиденций России) и Алиса Савицкая (главный куратор студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, приглашенный куратор Музея Москвы, наставник трека «Кураторство Garage Academy»).

  • Более подробная информация об условиях и форма подачи заявки размещена здесь.

Напомним, что резидентами «Зари» 2023 года стали художники и исследователи из Приморского края, Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Веллуру (Индия) и Скансано (Италия): Юлия Утюгова, Саша Бухарина, Ильяс Джан-Ша и Яна Джан-Ша, Елизавета Наркевич, Александр Дашевский, Ярослава Комиссарова, Кирилл Гаршин, Манту Дас, Алина Стрельцова и Айша Джанна Мюллер.

Арт-резиденция «Заря» на базе Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке — проект поддержки профессионалов в области современного искусства. Одна из задач резиденции — установление диалога как с узким профессиональным сообществом, так и с широкой аудиторией. С момента создания в декабре 2014 года арт-резиденция «Заря» была точкой взаимодействия между представителями различных стран и культур и способствовала развитию художественной сцены Дальнего Востока. Участниками «Зари» стало более 100 художников из России и зарубежья, в том числе Иван Горшков, группа «ЕлиКука», Ирина Корина, Оля Кройтор, Фабиан Кнехт, Анастасия Потемкина, Тимофей Радя, Сергей Сапожников, Валерий Чтак и другие.

Участвовать могут как индивидуальные авторы, так и коллективы из 2-3 человек. Резидентам предложат грант, студию-мастерскую, оплату материалов для создания произведений, частичную компенсацию транспортных расходов. Помимо этого, их ждут знакомство с местной арт-средой и поддержка со стороны менеджера и ментора арт-резиденции. От будущих резидентов «Заря» ожидает пребывание во Владивостоке сроком от 6 до 12 недель, участие в мероприятиях, организованных «Зарей», и проведение публичных событий (лекций, перформансов, презентации, мастер-классов и т. д.).

МУЗЕЙНОЕ ЗНАНИЕ, МАГНИТНОЕ ПОЛЕ И СПУТНИКИ ОДНОЙ ОРБИТЫ

В 2023 году арт-резиденция «Заря» во Владивостоке после долгого перерыва вновь приняла резидентов из центральной части России, а также с Дальнего Востока нашей страны. Все художники работают в разных медиа: брат и сестра Ильяс и Яна Джан-Ша – музыкант и поэтесса; Елизавета Наркевич – живописец, коллажистка и поэтесса; Александр Дашевский – живописец и куратор; Ярослава Комиссарова – стрит-артистка; Кирилл Гаршин – живописец. Гостями стали и два иностранных художника: Манту Дас из Индии – живописец, работающий также в технике световой инсталляции, и Айша Джанна Мюллер из Италии – фотограф и видеохудожница. Одна из резиденций была писательской: в ней шеф-редактор журнала «Искусство» Алина Стрельцова сосредоточилась на работе с местным контекстом через серию публикаций.

Подробнее...

4 НОЯБРЯ / 17:00 / ПРИВЕТСТВЕННАЯ ЛЕКЦИЯ АЛИНЫ СТРЕЛЬЦОВОЙ / КИНОЗАЛ

В арт-резиденции «Заря» гостит искусствовед Алина Стрельцова. Алина приехала во Владивосток не в качестве художника — ее работа заключается в исследовании культурной среды города. Изучая значимые для Владивостока художественные проекты, инициативы, а также лично общаясь с людьми, их создающими, резидентка анализирует процессы, связанные с формированием этой сферы жизни города.

В субботу вечером, на своей приветственной лекции, Алина расскажет про искусство как форму добрососедства и общего дела на примере северных стран.

Бывает такое искусство, которое не предназначено ни для кого, кроме жителей маленькой рыбацкой деревушки в нескольких часах езды от любого крупного города. Или для сотрудников полицейского участка за полярным кругом. Или для посетителей школьной библиотеки в дальнем районе Хельсинки. И это сокрытое от всех посторонних глаз искусство может оказаться, например, яблоневой рощей.

Когда думаешь, что самое главное в работах художников из северных стран, первыми в голову приходят свет, цвет, природная и экологическая тематика, но на деле оказывается, что самая важная тема — это то, как люди живут вместе. Иногда за полярным кругом. Иногда вместе с яблонями. Как общаются, договариваются, ссорятся, мирятся. И эти очень личные отношения становятся художественным проектом.

  • Справка:

Алина Стрельцова — искусствовед, кандидат наук, шеф-редактор журнала «Искусство». Читала курсы лекций на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в Государственной Третьяковской галерее, стипендиат программ Future Culture Британского совета по культуре, «Культура в движении» Гете-института. Ведущая подкастов журнала «Искусство» и подкаста «FastForwArt. Культурный обмен: в поисках новых форматов».

ВХОД СВОБОДНЫЙ

5 АВГУСТА / 17:00 / ПРИВЕТСТВЕННАЯ ЛЕКЦИЯ КИРИЛЛА ГАРШИНА

Приглашаем на артист-ток резидента «Зари» Кирилла Гаршина. Это один из немногих современных российских художников, работающих исключительно с живописью. В его авторских поисках просматриваются, с одной стороны, отсылки к советскому гиперреализму, а с другой — попытки переосмысления актуальных интернациональных тенденций, где главными темами становятся память и исследование повседневности.

С середины 2022 года Кирилл ведет живописный проект «Бестиарий», особенностью которого является использование мёда, глины и органических красок, сделанных из растений, а также крапивной ткани в качестве холста. С концептуальной точки зрения цикл работ визуализирует общее ментальное состояние общества через образы животных, находящихся в том числе в Красной книге РФ. Стилистически же в работах использованы отсылки к православной иконе с ее угловатостью и декоративностью с одной стороны и с реалистичными элементами — с другой. По словам художника, данный цикл знаменует его «отход от традиционной техники живописи к экологичности в рабочем процессе».

В резиденции Кирилл планирует развивать свой проект, изучая редких животных Дальнего Востока, а также местные растения, которые могут быть использованы в качестве пигмента для краски.

  • Справка:

Кирилл Гаршин (род. 1990, Воронеж) окончил Воронежское художественное училище по специальности «художник-педагог». Избранные персональные выставки: Персональный стенд на Cosmoscow (Москва, 2022), «Мечты о небесных светилах на чёрной земле» (галерея «Х.Л.А.М.», Воронеж, 2020), «Ночные животные» (галерея «Сцена», Москва, 2018). Избранные групповые выставки: «Комната для всех» (галерея «Сцена», Москва, 2023), Первая триеннале российского современного искусства (музей «Гараж», Москва, 2017), «В славном городе Воронеже» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2016), IV Московская международная биеннале молодого искусства (Музей Москвы, Москва, 2014).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

29 ИЮЛЯ / 17:00 / ПРИВЕТСТВЕННАЯ ЛЕКЦИЯ МАНТУ ДАСА

Приглашаем посетить артист-ток нового резидента «Зари» — индийского художника Манту Даса (Mantu Das).

Художественная практика Манту вращается вокруг живописи и двумерных световых инсталляций. Работы носят повествовательный характер и отражают авторский взгляд на социально-экономические и культурные реалии неолиберального мира. При этом Дас часто обращается к местным индийским историям, мифам и обычаям, реконструируя время и пространство посредством своего воображения. Автор привык сталкивать зрителя с попыткой отобразить объективную реальность через некие сюрреалистические ситуации.

Как художник, живущий в небольшом индийском городе Веллуру, автор вплетает местные нарративы в традицию миниатюрной живописи. В рамках арт-резиденции «Заря» Дас планирует изучить мифологию Владивостока через сатиру и басню. «В большинстве случаев, когда мы занимаем позицию зрителя, мы наблюдаем различные действия в обществе, которые имеют более глубокий скрытый социологический, политический или религиозный контекст; эти два уровня значимости — реальный и контекстуальный — постоянно сталкиваются друг с другом в нашем опыте. В своих картинах, взяв за основу популярное и обыденное, я стараюсь восстановить факты через личные фантазии и повествования, — уточняет художник. — Я считаю, что каждый город подобен палимпсесту, где следы старого сосуществуют с современностью. Владивосток имеет собственную историю эволюции, передачи власти, религиозного превосходства и трансформации, и Владивосток, в частности, граничащий с Японским морем и окруженный азиатскими общинами, вызывает любопытство. Мой регион Индии состоит из множества сельскохозяйственных общин и религий, а также развивающейся мелкой промышленности, но то, как они развивались во Владивостоке, сильно отличается от того, что происходило в Индии. Мои работы будут направлены на то, чтобы объединить несколько аспектов двух исторических регионов вместе».

  • Справка:

Дас Манту (р. 1985) имеет степень магистра факультета изящных искусств в Университете Вишва-Бхарати по специальности «Живопись». Участник групповых и персональных выставок (Индия, Южная Корея, Тайвань), участник международных резиденций (Индия, Россия, Ирландия, Чехия, Тайвань).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

1 ИЮЛЯ / 19:00–20:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Художница из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова в своих инсталляциях, публичных интервенциях и росписях стен обращается к историям территории Приморского края как разветвленной структуре, образующей частные и коллективные нарративы. В рамках арт-резиденции «Заря» ее интересовало этнографическое наследие земли, на которой раскинулся Владивосток и города вокруг него.

Проведя активную исследовательскую работу, Ярослава проанализировала исторический ландшафт Приморья через роспись двух стен — внутри ЦСИ и на уличной территории Фабрики. В рамках открытия также пройдет презентация зинов, созданных участниками её июньских мастер-классов: практикуя искусство соучастия, художница вступает в полилог не только с молодыми художниками и поэтами Владивостока, но и с самим пространством читального зала «Зари».

  • Terra incognita / Читальный зал

В основу изображения легла карта, найденная художницей в собрании Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Береговая линия вдоль территории Приморского края, прорисованная угадываемой абстрактной волной, меняет тон в зависимости от уровня воды у побережья изображенного Японского моря, а цветовая градация становится своеобразной шкалой уровня загрязнения прибрежных вод, референс для которой также был обнаружен в музее. Сетку, которую Ярослава изображает как основу рисунка, можно отнести как к модернистской сетке, описанной искусствоведом Розалиндой Краусс, так и к навигационным картам, позволяющим морякам Приморья передвигаться по водной территории региона. Комиссарова словно отменяет время и называет изображенную территорию «терра инкогнита» (от лат. terra incognita — «неизвестная земля»), давая понять, что не все земли на планете могут быть до конца исследованы. В работе вообще много символичного: к примеру, красная лента здесь служит метафорой частной жизни, всегда пролегающей параллельно большим историческим нарративам. При этом никаких готовых ответов о навигации в «смутное время» художница не дает, предоставив право каждому зрителю самостоятельно найти для себя свой ответ на сложные вопросы.

  • Царства проходящие / Уличная территория Фабрики «Заря»

Посещение Музея истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН позволило Ярославе сделать акцент на непревалирующей (в Приморье чаще всего встречаются удэгейцы) коренной народности региона — айнах, живших, преимущественно, на острове Сахалин. На уличной территории художница изображает двух представительниц этого народа, а также «Абрикосовый храм» (один из первых буддистских храмов на карте современного Приморья). Вопрос прав малых народностей на территории обширного государства сегодня волнует художницу особенно сильно.

Комиссарову вдохновляет и сила природы, сформировавшая характер местных жителей. Она называет ее «первичной стихией, не принимающей личин». По словам Ярославы, именно нахождение в такой заряженной энергией точке на стыке цивилизаций и позволяет современным жителям развивать в себе потенциал к преодолению ксенофобии. Территория, перемещение людей по которой всегда было активным и непрерывным, задает особую напряженность воздуху и земле.

Владивосток — территория для страны относительно молодая, и артефакты времени здесь хранят истории прежних территорий Маньчжурии и Бохайского царства. Быт задается условиями географии пространства, и свидетельствами времени становятся уже не киоты, как в Центральной России и на севере, а иные рукотворные предметы, часто входившие в быт удэгейских поселений — такие как, например, одежда и обувь из рыбьей кожи. Петроглифы в Хабаровском крае также могут служить проявленными следами истории места.

Вплетая в свой проект археологию фольклора и нарративов единомышленников, с которыми Ярослава познакомилась во время резиденции, художница выступает своеобразным проводником коллективного знания о том, какие же слои истории хранит Приморье и что выкристаллизовывается на поверхности ископаемых смыслов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Яна Гапоненко, ментор арт-резиденции «Заря»