ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС К РИСОВАНИЮ ОБЫЧНО ПРОИСТЕКАЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ ВЕСТИ ПОИСКИ, НАНОСИТЬ НА БУМАГУ ТОЧКИ, НАХОДИТЬ МЕСТО ДЛЯ ВЕЩЕЙ И ДЛЯ СЕБЯ САМОГО. ДЖОН БЁРДЖЕР
Выставки
20 мая (20:00) - 4 июня (22:00)

21 МАЯ - 4 ИЮНЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

20 МАЯ / 20:00 / ВЕРНИСАЖ / ПЕРФОРМАНС «РЕЧЬ» / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

Современный миф, по Ролану Барту, есть форма речи, которая служит, в том числе, для деполитизации, то есть для того, чтобы представить сконструированную кем-то когда-то реальность, в том числе политическую, как нечто само собой разумеющееся. Миф берет факт истории и превращает его в факт природы. Он опорожняет социальную реальность, выпаривает ее. Мифотворчество – важнейшая функция политического субъекта. Задуматься о происхождении мифа – значит поставить под сомнение сложившийся политический порядок. Самому заняться мифотворчеством – значит стать политическим субъектом.

Миф о Владивостоке как советском Сан-Франциско возник после посещения обоих городов Никитой Хрущевым и бытует до сих пор. Хрущев залетел во Владивосток на обратном пути после визитов в Америку и Китай. Письменных источников, подтверждающих, что именно он призвал сделать Владивосток советским Сан-Франциско, который видел за несколько дней до этого своими глазами, не сохранилось. В официальном тексте речи, произнесенной Хрущевым во Владивостоке, ничего такого нет, хотя Америке посвящена бóльшая ее часть. Но для мифа это и не важно: он «работает» на нечетких ассоциациях.

Америка – вечный и неотъемлемый Другой русского политического воображения начиная с XIX века. В истории с возвращением Хрущева из Америки и рассказом владивостокцам о поездке его можно представить отцом семейства, который, съездив в загранку, вернулся с сувенирами и рассказывает детям о впечатлениях. «Дети» подхватывают поверхностное сравнение их города с далеким романтическим Сан-Франциско, и не важно, что по сути это был неосознанный, парадоксальный призыв к подражанию, несмотря на декларируемую непримиримую борьбу с капитализмом и декларируемое превосходство над ним. Советская пропаганда в конце 1950-х только начала превращать Америку в главное внешнеполитическое пугало, свежи еще были воспоминания о союзничестве во Второй мировой войне, а благодаря классической русской литературе эта страна вообще была синонимом чуть ли не земли обетованной. Видимо, хрущевское сравнение удачно легло на подспудную русскую мечту об Америке, а логические и идеологические нестыковки мифу не мешают.

Интересна история локального мифотворчества в самом Сан-Франциско. В 1961 году здесь впервые открытый гей выставил кандидатуру на выборах в городское собрание, в том же году на местном телевидении впервые показали фильм о гей-движении, а уже в 1964-м журнал TIME назвал Сан-Франциско гей-столицей Америки. Именно этот город стал глобальным центром гей-движения и ассоциируется теперь в мире именно с ним. В проекте «Америка» я дополняю владивостокский миф о Сан-Франциско некоторыми деталями, добавляю ему контекста, ведь миф боится именно полноты образа, помещения в контекст, ибо оперирует только фрагментами. Мы «плаваем» в мифах, пóходя выпекаемых политиками, бездумно подхватываем слова, произносимые ими, какими бы пустыми и бессмысленными они ни были, говорим и пишем штампованным языком бюрократии, не осознавая этого, а значит подчинены ей. «Политический язык, – писал Джордж Оруэлл в 1946 году, – предназначен для того, чтобы ложь звучала правдиво, убийство выглядело достойно, а пустословие – солидно». Ему же принадлежат слова: «Если мысль коверкает язык, то и язык может коверкать мысль».

Анализируя в своем сборнике Mythologies (1957) мифы, которые производит буржуазное общество, Ролан Барт кратко остановился и на мифах, которые он назвал «левыми», хотя имел в виду в том числе и мифы советские. Отличие советских «левых» мифов от буржуазных, по мысли Барта, заключается в том, что если буржуазные мифы всеохватны, распространяются на все сферы социальной жизни, то левые – случайны, вымучены, буквальны (в Сан-Франциско пересеченный ландшафт, значит Владивосток похож на Сан-Франциско), они будто созданы по приказу. Если буржуазный миф – это стратегия, то левый – лишь тактика. Причина этого – в природе левой идеологии. Поскольку она определяет себя только по отношению к угнетенным, а язык угнетенных прямолинеен и не способен ко лжи и к производству мифов, то и советское мифотворчество было скудное и ситуативное. Ему не хватало сил, чтобы стать буржуазным, изобрести буржуазный метаязык, который якобы только и способен производить мифы.

Инсталляция «Америка» состоит из нескольких элементов, связанных друг с другом неявным образом: это подлинные открытки Сан-Франциско конца 1950-х гг., купленные у одного владивостокского коллекционера: их можно представить как сувениры, привезенные отцом детям; на них бюрократическим инструментом – штампом – нанесены лозунги о Сан-Франциско и Владивостоке (они имитируют советские и могли быть произнесены Хрущевым); репринт газеты «Правда» от 8 октября 1959 г. с речью Хрущева, произнесенной двумя днями ранее на стадионе «Авангард» (поверх нанесена цитата из его мемуаров, изданных после отставки); брошюры с полным текстом речи, которую я дополнил процитированным выше эпиграфом из Оруэлла, а также двух видео – с фрагментом выступления Хрущева и с неформальным гимном гей-движения, наложенным на изображение американского флага.

Миф может исчезнуть только под натиском нового мифа, и проект «Америка» лишь указывает на такую возможность.

Максим Шер, май 2017 г.

19 апреля (12:00) - 17 сентября (22:00)

19 АПРЕЛЯ – 17 СЕНТЯБРЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открывается выставка «Материализация», которая представит пятьдесят предметов двадцати трех молодых отечественных дизайнеров и студий. Экспозиция призвана познакомить широкую публику с российским предметным дизайном, а также включить Дальневосточный регион в контекст российского профессионального сообщества и стать платформой для исследования дизайнерами локальных ресурсов и традиционных техник региона.

Предметы, представленные на выставке, выполнены в наиболее распространенных в российской практике материалах: дереве, металле, камне и керамике. Куратор выставки Татьяна Кудрявцева предлагает взглянуть на выбор материалов не только как на следствие ограничений, обусловленных состоянием российской индустрии. Рассказывая истории материального воплощения творческих идей, выставка поднимает темы экологии жизненной среды, разумного потребления, этики использования ресурсов и возрождения традиционных техник и локальных ремесел.

Выставка посвящена российским авторам, работающим в рамках модели «дизайнер-предприниматель», и исследует сочетание подхода к дизайну как проектированию серийных объектов с практикой камерного и зачастую ремесленного производства. Знание свойств материалов и раскрытие их потенциала становится важным аспектом превращения проекта в качественный продукт, который обладает узнаваемостью. А современная интерпретация традиционных техник, таких как, например, работа с берестой или молочение керамики, возвращает функциональную востребованность промыслам. На выставке показаны небольшие предметы мебели, светильники, аксессуары и предметы сервировки. Дизайн экспозиции разработали петербургские архитекторы Rhizome.

Дерево, металл, камень и керамика – четыре основных материала, с которыми работают российские предметные дизайнеры. Обращение к ним можно назвать предсказуемым: в отличие от технологичных материалов они доступны и работать с ними в России умеют. За последние 5-7 лет в России появился ряд заметных авторов, которые активно участвуют в профессиональных событиях международного уровня; что даже более важно, их работы представляют собой не только идеи, но и продукт. Так как современная индустрия, ориентированная на выпуск дизайнерской продукции, в России практически отсутствует, успешная «материализация» предметных замыслов требует от дизайнера развитых навыков организатора и предпринимателя. Предметы изготавливаются силами мастерских, способных производить небольшие серии качественных изделий. Некоторые дизайнеры открывают собственные производства.

В то же время обращение к традиционным материалам является одной из выраженных мировых тенденций современного дизайна. Для человечества в поисках «утраченных ценностей» размеренного уклада жизни, гармоничной среды, экологического равновесия натуральные материалы становятся противовесом для всепроникающих современных технологий, имеющих эфемерную природу. Рост экологического сознания становится стимулом к выбору предметов из материалов, которые являются возобновляемыми ресурсами и перерабатываются без вредных отходов. Предметы, которые несут на себе отпечаток ремесленного труда, вызывают большее чувство сопричастности. Такие предметы реже выбрасывают, что является шагом на пути к осмысленному потреблению. Особый интерес в рамках обращения к «материальности» и мастерству представляет исследование традиционных ремесел. Современный дизайн дает им новую жизнь, одновременно обогащая свой язык и нашу повседневную материальную культуру, заново открывая локальное своеобразие на фоне все возрастающей глобализации, стирающей различия.

Дизайнеры, представленные на выставке: Олеся Ананьева (Красноярск), Екатерина Вагурина (Санкт-Петербург – Москва), Лёша Галкин (Санкт-Петербург), Дело (Санкт-Петербург), Аня Дружинина (FёdorToy) (Санкт-Петербург), Владимир Иванов (Кемерово – Санкт-Петербург), Александр Каныгин (Санкт-Петербург), Таня Клименко (Ростов-на-Дону – Москва – Пльзень), Катерина Копытина (Москва), Анастасия Кощеева (Красноярск – Берлин), Максим Максимов (Санкт-Петербург), Денис Милованов (Москва), Ярослав Мисонжников (Санкт-Петербург), Лера Моисеева (Москва – Нью-Йорк), Николай Никитин (Москва), Дарья Павлова (Санкт-Петербург), Екатерина Семёнова (Санкт-Петербург – Амстердам), Надежда Семчишина (Москва), Максим Щербаков (Санкт-Петербург), Concrete Jungle (Владивосток), PlayPly (Москва), Rhizome (Санкт-Петербург), 52Factory (Санкт-Петербург).

Выставка «Материализация», знакомящая публику с современными работами, откроется параллельно с экспозицией «Советский дизайн 1950–1980» Московского музея дизайна, рассказывающей о различных аспектах жизни советского гражданина, отраженных в объектах материальной культуры. В рамках параллельной программы ЦСИ «Заря» и Дальневосточный федеральный университет проведут международную научно-практическую конференцию, посвященную современному предметному дизайну и развитию этой дисциплины в России. Конференция пройдет на кампусе ДВФУ с 18 по 25 апреля.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

19 апреля (12:00) - 17 сентября (22:00)

19 АПРЕЛЯ – 17 СЕНТЯБРЯ / БОЛЬШОЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открывается выставка Московского музея дизайна «Советский дизайн 1950-1980».

«Советский дизайн 1950-1980» результат четырехлетней работы сотрудников Московского музея дизайна с архивами советских дизайнеров, тщательного отбора экспонатов, наиболее ярко показывающих историю и достижения российского дизайна; это исследование нашей материальной культуры. В экспозиции представлено более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, плакаты, уникальные архивные материалы.

Разделы выставки представят различные аспекты жизни и материальной культуры советского гражданина: мир детства и игр, спорт и массовые мероприятия, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука и индустриальное производство. На выставке будут показаны объекты, образцы графического и промышленного дизайна, оригинальные чертежи и макеты из собрания Московского музея дизайна и частных коллекций, уникальные экспонаты, предоставленные дизайнерами и их семьями.

Советские дизайнеры стремились создавать долговечные и качественные вещи «вне времени». Ассортиментная политика государства и принципы модульного проектирования позволяли создавать унифицированные модели, которые могли быть адаптированы к различным социально-бытовым и культурным условиям. Такой разумный, «экологичный» подход стал «визитной карточкой» советской системы дизайна.

К выставке подготовлены видеоинтервью с ведущими дизайнерами советского времени: Юрием Соловьевым, Валерием Акоповым, Владимиром Рунге, Игорем Зайцевым, Светланой Мирзоян, Владимиром Анисимовым, Александром Ермолаевым. В рамках экспозиции будет показан уникальный документальный фильм «Дизайн в СССР», который был сделан специально для продвижения советского дизайна за рубежом.

В 2012 году выставка «Советский дизайн 1950-1980» открылась в ЦВЗ «Манеж», в 2015 с огромным успехом прошла в центральном выставочном зале Кунстхал Роттердам (Роттердам, Нидерланды), а в 2018 будет представлена в Музее искусства и дизайна Атомиум (Брюссель, Бельгия).

В рамках параллельной программы к выставкам «Советский дизайн 1950-1980» и «Материализация» ЦСИ «Заря» и Дальневосточный федеральный университет проведут международную научно-практическую конференцию, посвященную теме современного предметного дизайна и развития этой дисциплины в России. Конференция пройдет на кампусе ДВФУ с 18 по 22 апреля.

ВХОД СВОБОДНЫЙ