У ХУДОЖНИКА, ЕСЛИ ОН НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ УКРАСТЬ. У ХУДОЖНИКА МОЖНО УКРАСТЬ, СКАЖЕМ, ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ. НО ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ РЕДКО БЫВАЮТ У НАСТОЯЩЕГО ХУДОЖНИКА.
 САМУИЛ МАРШАК
Выставки
18 мая - 6 октября

18 МАЯ — 6 ОКТЯБРЯ 2024 / МАЛЫЙ ЗАЛ

Открытие временной групповой выставки приморских художников «Связь. Территория. Память» было приурочено к одноименной «Ночи музеев» этого года.

Художники, театралы и культурные деятели собрались вместе под эгидой Музейной ночи на «Заре», чтобы визуализировать невидимые нити, соединяющие нас друг с другом. Как восстановить ускользающие связи и бережно укреплять уже существующие? Связь тела с окружающим пространством является ключевым условием театральных и перформативных практик; она также воплощена в практиках рукоделия и живописи. Связь воплощается в коммуникации и поиске общего языка, обнаружение которого гарантирует возможность общения в принципе. Узловые точки связи нуждаются в постоянном плетении заново, ее устойчивость возможна лишь при регулярной поддержке. Гарантией связи может выступать диалог на одной территории (будь то физической или виртуальной), а также об этой территории – общей, разделяемой или, наоборот, частной. Место Владивостока на карте и в истории, его связь с другими точками раскрывается во множестве личных и семейных историй этого города. Как именно нас определяет наша территория? Можно ли визуализировать события прошлого через новые связи с настоящим? Сувениры и фотографии «на память», неровные текстуры детских воспоминаний, выученность через мышечную память, феномен «дежавю» – всегда ли память будет такой, какой мы ее знаем? Или будущее готовит для нас новые способы запоминания?

УЧАСТНИКИ:

  • Саша Бухарина
  • Яна Вэстн
  • Лиза Козловская
  • Николай Козловский
  • Кирилл Крючков
  • Влад Лукьянович (Шуба)
  • Нован
  • Валерия Носовец
  • Милана Пестерева
  • Юля Утюгова
  • Виктор Хижняк
  • Михаил Чувакин
  • Глеб Шолохов-Беломестнов
  • Ира Tigerlover

Изображение: Юля Утюгова. Звери и пионы. 2021. Тафтинг (шерстяные нити, строительный баннер). Из коллекции ЦСИ «Артэтаж».

ВХОД СВОБОДНЫЙ

16 июня - 6 октября

16 ИЮНЯ – 6 ОКТЯБРЯ / КИНОЗАЛ

15 ИЮНЯ / 17:00–19:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Для Руслана Комадея – уральского перформера, писателя и поэта с дальневосточными корнями – арт-резиденция «Заря» стала реверсивным пространством вытесненных воспоминаний. Семейная история привела его во Владивосток в 2000 году, в девятилетнем возрасте, и оборвалась там же с трагической потерей отца. Фрустрированное состояние ожидания главы семьи в незнакомом портовом городе в гостинице «Моряк» стало для Комадея отчужденным опытом из его детства, на котором он в итоге сконструировал свою интервенцию во Владивостоке 24 года спустя. Художник арендовал номер в той самой гостинице «Моряк», где ждал своего отца со своей мачехой. «Тогда во Владивостоке я успел полюбить первый эпизод «Звездных войн», «Матрицу», напересказывать местным ребятам страшилки Успенского и наесться кедровых орехов», – вспоминает Руслан.

Через диалог о преемственности поколений посредством так и не ставших общими мест и ритуалов, Комадей опирается на межвременной резонанс визитов во Владивосток. Неровные текстуры и ритм обрывистых воспоминаний становятся для художника пограничной зоной отчуждения. Руслан обращается к реверберациям собственной памяти как источнику невоплощенного и неслучившегося опыта, предлагая сделать его универсальным и разделяемым посетителями его перформанса в гостинице «Моряк».

Как писала Мария Степанова в своей книге «Память памяти», «память персональна, история мечтает об объективности. <...> Территория памяти населена проекциями, фантазиями, искажениями: фантомами нашего сегодня, обращенными вспять». Через записки, ситуации и артефакты автора, помещенные в гостиничную обстановку, Комадей поднимает вопрос о биографии вещей и о том, как много, или, наоборот, ограниченно мало, они могут сказать внешнему наблюдателю. Посредством интервенции в одну из самых старых гостиниц города, Руслан оркестрирует ситуацию лиминального опыта посетителя, наполняя его ощущениями ожидания и перехода, временности, промежуточности и незаполненных пустот. Номер в отеле становится, по Мишелю Фуко, пространством гетеротопии, в котором время начинает течь непривычным образом, а функции его существования размываются. Тотальная инсталляция Комадея внутри гостиничного номера включала в себя и самого автора, являясь буферной зоной между ним и посетителем. Появление автора в комнате, при этом, не являлось гарантированным, а каждый временной слот пребывания оказывался уникальным.

26 августа - 22 сентября

26 АВГУСТА – 22 СЕНТЯБРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

25 АВГУСТА / 17:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

В рамках арт-резиденции «Заря» московская художница Елена Скрипкина прорабатывала тему мерцающего присутствия природы в городской среде. Она прилетела с долгосрочным исследованием для своей будущего подводного атласа, соединяющего мир морской флоры с ботаническим пространством, а также для продолжения авторской образовательной лаборатории «Ботаническое время», которая во Владивостоке обогатилась не только новыми артефактами, присущими местной флоре и фауне, но и особым режимом природной хронополитики, определяющим субъективное течение времени во Владивостоке.

Будучи прибрежным городом, столица Приморья раскрывается художнице как подчиненная решающим природным циклам, задающим замедление или ускорение ее жителям согласно атмосферным факторам. Три стихии — лес, облака и вода — предстают центральными осями её тотальной инсталляции. Они становятся для Скрипкиной пространствами памяти, всматривания в морской пейзаж и его непрерывной изменчивости, уязвимости во времени, в которых хранятся и разворачиваются особые отношения между людьми на границе города и природы.

Ледяной дождь, в прямом смысле заморозивший жизнь Приморского края в 2020 году, а также смещенный в осень летний сезон, позволяющий продлить цикл многим растениям, или же наоборот, однолетние растения и учащенный ритм жизни автомобильного города — ботаническое время у Скрипкиной течет неразрывно со временем жизни в урбанистическом пространстве. Увиденная во Владивостоке в Музее города выставка с рифмующимся названием «Тихоокеанское время» подтолкнула художницу соединить в своем исследовании два смежных вектора, важных для истории города: практику естественного созерцания и одиночество профессии моряка. Фигура капитана дальнего плавания Анны Щетининой, чьи портуланы подводных морских течений прорисованы Скрипкиной на ткани, является иллюстративной героиней ситуативной хронополитики, когда восприятие времени в морской экспедиции наедине со стихией сильно искажается относительно привычного на суше.

Местный ландшафт с его разными уровнями и высотами стал для художницы пространственной шкалой, на противоположные координаты которого она нанизывает поэтические образы места: временные пирамиды из камней, которые люди строят на побережье и играют в причудливые игры; кувшинки как неотъемлемые обитатели местных озёр, отпечатанные в водянистых акварелях; архивная видеоколлекция маяков, которую художница собирает уже много лет, исследуя тему одиночества, проявленного в прибрежной архитектуре. Такой универсальный образ, как состаренная плитка со дна бассейна, Скрипкина ставит на службу местной истории грязелечебниц: санатории Приморья были особыми зонами советской рекреации, сочетавшими в себе лечебное воздействие тайги, воды и морского воздуха.

По аналогии с искажением временных координат у моряка, Скрипкину заинтересовала методичная практика использования политики времени для однотипных и последовательных ритуалов на суше: так, художница вышла на сотрудницу Ботанического сада во Владивостоке, которая уже много лет выращивает один и тот же сорт ирисов. Именно ей посвящен сад в экспозиции — как энергии пристального всматривания за сакральной повседневностью. Это повторяющееся действие интересует автора с точки зрения того, как рутина задаёт повседневное поведение городских жителей в их контакте с природой. А звуковой ландшафт инсталляции соединяет в себе музыку природы, звук кита, дальневосточное радио и шум подводных вод.

Скрипкина сама внедряет однотипность действия в качестве собственной методологии. В этом году она применила её на своей работе с цветом. Синий стал не просто временным периодом её творчества, как у художников модернизма. Цвет стал методологическим фильтром, определяющим ход её практики: погружение в исследование подводного сада, работа с акварелью с добавлением морской воды (часто обманчиво изображаемой традиционной маринистикой синим цветом), а также эксперименты с пигментом индиго и чернилами каракатицы.

Результаты арт-резиденции во Владивостоке будут применены Скрипкиной в грядущей выставке в Москве в работе с историей о приближении Снежной Королевы, на основе работ писателя и поэта Евгения Головина. Ботаническая шкала цветности океанической воды художницы служит своеобразным хранилищем застывшего времени, школой пейзажа Джона Рёскина, дополняющего объем в изображении, а манифест воды, внедренный в тотальную инсталляцию под микроскоп, закольцовывает авторскую идею о природе как архивном материале, создающим дистанцию между человеком и объектом наблюдения, открывая множество трактовок будущему взаимодействию человека и природы.

ВХОД СВОБОДНЫЙ