ПРИ ГЕРЦОГАХ БОРДЖИА В ИТАЛИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ 30 ЛЕТ ЦАРИЛИ ВОЙНА, ТЕРРОР И УБИЙСТВА, ЗАТО ИТАЛИЯ ДАЛА НАМ МИКЕЛАНДЖЕЛО, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ. А ЧТО ДАЛА НАМ ШВЕЙЦАРИЯ ЗА 500 ЛЕТ ДЕМОКРАТИИ, БРАТСКОЙ ЛЮБВИ И МИРА? ЧАСЫ С КУКУШКОЙ?
 ОРСОН УЭЛЛС
Выставки
23 марта - 22 апреля

23 МАРТА – 22 АПРЕЛЯ / МАЛЫЙ ЗАЛ

23 марта в Центре современного искусства «Заря» откроетсявыставка владивостокского фотографа Дениса Коробова «Сумма частей». Экспозиция представляет собой инсталляцию из 60 снимков разного размера, на которых отражен будничный образ Владивостока. Выставка продлится до 22 апреля, вход свободный.

«Первые снимки города я начал делать в 2014 году. Это были случайно попавшие в видоискатель кадры с мистической эстетикой, будь то геометрия зданий, радужная плёнка бензина на луже или мёртвый голубь. Со временем я понял, что меня больше интересуют именно не фотографии людей, а то, что они оставляют после себя. Столкновения смыслов, фактур, геометрий — вот, что я ищу вокруг, нарезая круги по спальным районам», — рассказывает Денис Коробов.

За прошедшие три года Коробов задокументировал жизнь города в коротких, но многочисленных сериях: «Фасады гаражей», «Искусство рекламы», «Стоянки для машин», «Под голубым брезентом», «Еда и тело», «Детские площадки». Его изображения дают новую и необычную перспективу на те моменты, которые мы называем случайными и невидимыми для обычного глаза, и которые остались бы незамеченными.

В интерпретации автора образ города разворачивается из комбинаций изображений, суммы отдельных частей, объединенных легкой иронией наблюдателя, графической изобретательностью, тонким чувством цвета и поэтическим смыслом ритмов, создавая при этом документальную запись о цвете, характере и фактуре этого места. Несмотря на то, что некоторые работы кажутся отчасти срежиссированными, они сохраняют неуловимость момента.

«В случае с Денисом Коробовым можно говорить о поиске гения места, исследовании среды обитания вокруг себя. Метод его исследования — через мельчайшие малоузнаваемые срезы — вполне логичен. С другой стороны, пристальное внимание к неочевидным деталям — не такая уж новость для любого поколения фотографов. Однако здесь начинается новый виток рефлексии молодых авторов: если «все уже сказано до нас», это не значит, что кто-то прожил наши жизни, потому что именно здесь и сейчас мы их переживаем впервые. Это как в признании в любви: каждую секунду тысячи людей делают это по всему миру, но это не значит, что через акт признания нельзя выразить свою искренность. Поэтому-то «части города», которые документирует Коробов, вполне самоценны. И поиск целого, genus loci, через малоизвестные фрагменты – это самостоятельный поиск: не «было до нас», а «никогда этого не было до нас», — отмечает куратор экспозиции Лариса Гринберг.

На выставке «Сумма частей» фотографии выставляются без рам и крепятся непосредственно к стенам, уменьшая тем самым значение отдельной работы, но подчеркивая значение общего контекста и предоставляя возможность зрителю окунуться в собственные ассоциации.

*Денис Коробов — фотограф, родился в 1991 году в пос. Терней Приморского края, в настоящее время живет и работает во Владивостоке. Среди его персональных проектов — «Машины не машины ставить не ставить» в арт-резиденции «Заря», (2017 г.), а также экспозиция в пространстве «Огурцы» (Владивосток, 2015 г.). Участник квартирных выставок Владивостокской школа современного искусства (ВШСИ) и предаукционных выставок в ЦСИ «Заря» в 2016 г и 2017 гг. Участвовал в проекте «Новая бедность» ВШСИ, совместно с центром «Красный» (Москва) и группой «Что делать?» (Санкт-Петербург), 2016 г.

*Лариса Гринберг — галерист, куратор, главный специалист дирекции регионального развития РОСИЗО - ГЦСИ, руководитель магистерской программы «Арт-менеджмент и галерейное дело» на факультете «История кино и современное искусство» в РГГУ. Со-основатель и арт-директор (с 2007) фотографической галереи Гринберг (прежнее название - галерея «Photographer.ru»), со-основатель фотографического агентства «Фотографер.ру» (2004-2014) в Москве. С 2014 по 2017 – куратор трех муниципальных выставочных залов «На Шаболовке», «Пересветов переулок», галерея «Нагорная».

23 февраля - 13 мая

23 ФЕВРАЛЯ 13 МАЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открыта организованная совместно с Московским музеем современного искусства ретроспективная выставка «Тимур Новиков и «Новые художники».

«Выставка подробно и объемно рассказывает зрителю историю одного из самых ярких и важных периодов в русском современном искусстве, — говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте. – Тимуру Новикову и «Новым» удалось сформировать вокруг себя творческую позицию, максимально контрастную социальному, политическому и художественному контексту своего времени. Для нас большая честь впервые на Дальнем Востоке показать легендарные произведения искусства». На выставке в ЦСИ «Заря» будут представлены уникальные работы Тимура Новикова, Олега Котельникова, Инала Савченкова, Вадима Овчинникова, Сергея Чернова, Сергея Бугаева и других представителей ленинградского авангарда 80-90-х гг. – тканные коллажи из серии «Горизонты», живопись, архивные материалы (фотографии, тексты, видеоматериалы «Пиратского телевидения»), поэзия и проза художников, арт-объекты, костюмы. Экспозиция будет разделена на несколько тематических пространств: работы Тимура Новикова, зал некрореализма, зал группы «Поп-механика», залы творческих объединений «Новых художников», «Новых диких» и «Новых композиторов». Выставка в ЦСИ «Заря» всесторонне представляет деятельность группы с помощью Московского музея современного искусства, Музея Art4ru, Петербургского видеоархива, собраний семьи Тимура Новикова и Сергея Шутова. Куратор выставки – Екатерина Андреева.

«Новые художники» — творческая группа, созданная художником и куратором Тимуром Новиковым и его ближайшими друзьями Иваном Сотниковым, Олегом Котельниковым, Кириллом Хазановичем и Георгием Гурьяновым. «Новые художники» объединяются в результате знаменитой акции Новикова и Сотникова «Ноль-объект», за которой в 1983 году следуют еще два хеппенинга «Первый концерт утюгона» и «Медицинский концерт». К концу 1980-х в группе состояло больше 70 участников, одновременно входивших во множество разных пересекающихся объединений — вроде Клуба друзей Маяковского, Инженеров искусств, некрореалистов и так далее.

Творчество «Новых художников» – это преображение жизни: не только живопись, графика, панно, коллажи, но и литературные произведения, анимационные и игровые фильмы, создание новых музыкальных инструментов («утюгон» и «длинная струна»), театральные перформансы (в 1984 году Новиков запускает «Новый театр», первым представлением которого становится «Балет трех неразлучников» Даниила Хармса; во втором спектакле одного из неразлучников исполнял Гарик Асса, артистическим связям которого была посвящена выставка «Ассы в массы»).

«Новые композиторы» Игорь Веричев и Валерий Алахов пишут авангардную коллажную музыку для спектаклей «Нового театра». Новиков и «Новые художники» участвуют в концертах группы «Кино» и оркестра «Поп-механика». В Ленинградском рок-клубе в 1985 году открывается первая большая публичная выставка «Новых художников» «С Новым Годом!». Гений дикой живописи Котельников вместе с Евгением Юфитом, Евгением Кондратьевым-Дебилом и Андреем Курмоярцевым-Мёртвым создает кинематограф и литературу некрореализма. Художник, музыкант и писатель Вадим Овчинников с Владиславом Гуцевичем становятся организаторами литературно-художественного клуба «Дружба», а Сергей Бугаев-Африка – «Клуба друзей Маяковского» и «Новороссийской школы»: к ней относились его школьные товарищи по Новороссийску Инал Савченков, новый гений дикой живописи, и Андрей Крисанов, художник и гитарист группы «Кино».

Модные показы «Новых» фиксирует камера Е-Е – Евгения Козлова, он же создает конверты пластинок «Кино» и «Поп-механики», портреты Новикова, Гурьянова и «Новых композиторов». В годы перестройки возникает группировка «Новых диких» (Козин-Маслов- Зайка), зажигается звезда Владислава Мамышева-Монро вместе с Пиратским телевидением Юриса Лесника. Мария Синякова-Уречина передает Новикову и Бугаеву титул «Председателей Земшара», придуманный Велимиром Хлебниковым. В исторической ретроспективе творчество «Новых художников» становится частью международного движения «новой волны» или «свободной изобразительности», к которому принадлежал Жан-Мишель Баскиа, а галерею «Асса» сравнивают с «Серебряной фабрикой» Энди Уорхола.

*Тимур Новиков (1958-2002) стал художником и куратором на подъеме волны нонконформизма в Ленинграде. В 1977 году он стал участником группы «Летопись», основанной неоэкспрессионистом Борисом Кошелоховым; а когда Кошелохов отправился на ПМЖ в Италию, Новиков устроил первый сквот – мастерские «летописцев» имени Кирилла и Мефодия в бывшей церкви Шестаковской Божией матери. Деятельность сквота быстро прекратила милиция, однако Новикова это не обескуражило, он начал устраивать выставки на пляжах и в парках. В 1980 году в расселявшейся коммунальной квартире на улице Воинова Новиков открыл собственную галерею «АССА» выставкой «I биеннале портретов Тимура Новикова».