ФОТОСНИМОК — ЭТО СЕКРЕТ О СЕКРЕТЕ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ОН ГОВОРИТ ВАМ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЫ ПОНИМАЕТЕ. ДИАНА АРБУС
Выставки
8 июня (11:00) - 23 сентября (22:00)

8 ИЮНЯ 23 СЕНТЯБРЯ / МАЛЫЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открывается выставка «В пространстве отношений», объединяющая произведения медиа-арта, видео и фотографии, центральным сюжетом которых являются различные аспекты архитектуры как социального явления.

Куратор выставки Андрей Василенко.

Выставка «В пространстве отношений» предлагает сфокусировать внимание на архитектурной среде как полноправном участнике в пространстве социальных взаимодействий и носителе исторической памяти. Произведения художников, представленных в экспозиции, разными методами репрезентируют архитектурные объекты, однако их сообщения едины в одном: архитектурные объекты и практика проектирования здесь представляют не просто как результат творческой деятельности человека, обслуживающей его потребности. Авторы исследуют архитектуру, с одной стороны, как реальность, которая влияет на человека, ортопедирует его повседневность, раскрываясь как полноценный субъект; с другой как масштабный архив, во многом влияющий на конструирование образа прошлого.

Центральный канал рассуждения медиум фотографии и видео предлагает ракурс рассмотрения искусственной среды обитания через спекулятивный взгляд документирующего устройства камеры. Перед зрителем разворачивается мир архитектурных объектов и городских пространств, отличный от взгляда и ощущения пользователя городской среды. Таким образом формируется взгляд исследователя, стороннего наблюдателя, удаленного от объекта изучения, лишенного статуса пользователя и существующего вне непосредственного воздействия архитектуры.

Архитектуру предлагается мыслить в социальном, политическом и историческом измерениях. Так, например, в видео литовского кинематографиста Деймантаса Наркевичиуса «Сцена» кадры с интерьерами и экстерьерами Центра современного искусства в Вильнюсе (бывший Дворец художественных выставок) сопровождаются обрывочными монологами его сотрудников. Они рассказывают о своем опыте работы в здании, которое замысливалось как часть художественной системы одной эпохи, но теперь существует в иной политической и идеологической реальности.

В экспозиции будут представлены несколько работ, посвященных переосмыслению модернистского проекта, через анализ символического влияния архитектуры на политический и идеологический климат прошлого столетия. Австрийский художник Андраш Фогараши снимает трансформирующиеся интерьеры рабочих клубов Будапешта, которые проектировались для организации досуга рабочих, но оказались не востребованы после падения коммунистического режима в Венгрии.

В инсталляции Филипы Цесар «Порто. 1975» жилой комплекс, спроектированный выдающимся португальским архитектором Алваро Сиза, представлен как своего рода монумент самоорганизации и революционного движения.

Одним из центральных произведений экспозиции станут эскизы и видео французско-израильского художника Абсалона, создателя уникальных инстал- ляций жилых объектов, которые, по мнению худож- ника, могли бы стать для человека неким помощником в процессе самопознания, в том числе и на физиче- ском уровне.

В видео Андреаса Бюнте «Эрозия» мы видим здание кампуса Университета им. Симона Фрейзера, расположенного в пригороде Ванкувера. Объект представляется не как архитектурный комплекс в соответствии с традицией фото- и видеосъемки зданий и сооружений. Автор, скорее как геолог или даже анатом, представляет здания как живые организмы, находящиеся в тесном взаимодействии с природным ландшафтом.

Выставка будет представлена в двух актах. В середине выставочного периода часть представленных в первом экспозиционном варианте произведений будет заменена, изменив тональность общей смысловой композиции выставки. Также в рамках выставки будут организованы две масштабные кинопрограммы, составленные из документальных, художественных и экспериментальных фильмов, демонстрирующих широкий репертуар художественных интерпретаций архитектурной практики.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

На фото: Андреас Бюнте. «Эрозия». HD видео / 17 мин. 25 сек. / 2015. Из коллекции автора

Andreas Bunte. Erosion. 16mm film transferred to HD Video, colour, sound / 17:25 min / 2015. Courtesy of Artist

8 июня (12:00) - 23 сентября (22:00)

Собор Святого Иосифа в Могилеве. Поперечный разрез.

8 ИЮНЯ 23 СЕНТЯБРЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм», организованная совместно с Московским музеем современного искусства, расскажет об истории русской архитектуры преимущественно XX века и начала XXI.

«Тема русской архитектуры поднимается в «Заре» впервые, но мы подошли к этому вопросу с особой тщательностью. Находясь в Приморье, в большом отдалении от исторических, культурных и экономических центров, мы, оглядев городской ландшафт, видим себя не в Азии, где находимся географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре как о социальном документе и как о важнейшем искусстве, артефактам которого мы доверили нашу повседневность», — говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте.

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм» представляет своеобразную мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного профессией к продлению будущего. Такое решение продиктовано честным отношением к невозможности демонстрации самой архитектуры «во плоти», которая занимает свои места в разных поселениях в случае реализованности или же остается эфемерной идеей в голове автора. Потому зрителю предложено знакомиться не с объектами как таковыми, а с образом мышления архитектора. Для этого знакомства выбраны наиболее известные отечественные творцы и множество форм: живопись, графика, концептуальные макеты и мокапы, текстовые манифесты и инсталляции, рабочие чертежи и т.д.

Сценарий выставки по-своему дидактичен — она последовательно пересказывает историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса, противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа и дипломата, палладианца Николая Львова, жившего в эпоху Просвещения. Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи и дома, ею отапливаемого.

Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается выставка. Тут —Константин Мельников и Александр Бродский, Евгений Васильев и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского дворца пионеров и архитектурное бюро «Проект Меганом», Александр Родченко, Илья Чашник, Ель Лисицкий. Важная особенность экспонатов выставки заключается в том, что каждый служит инструментом осмысления иного произведения, расположенного ли где-то на просторах России, оставшегося ли лишь в воображении создателя, но в какой-то момент выраженного в действительности из настоящих материалов, в конкретных контекстах, до самой последней арматуры. Отдельный тип экспонатов – аналитика работ архитекторов прошлого нашими современниками. Например, инсталляция «Коммунальный авангард» и фото-проект «Северное Чертаново». По-настоящему педагогическим кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный в одном из залов ЦСИ «Заря». Он демонстрирует устройство конструкции, повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку, демонстрирует суть архитектуры.

Среди участников выставки: Евгений Аблин, Юрий Аввакумов, Алексей Бавыкин, Михаил Белов, Елена Белова, Александр Бродский, Евгений Васильев, Андрей Васнецов, Александр Гринберг, Александр Джикия, Лев Дюбек, Владислав Ефимов, Юрий Ионов, Сергей Колчин, Николай Красильников, Юрий Кузин, Михаил Лабазов, Сергей Леонтьев, Эль Лисицкий, Николай Львов, Константин Мельников, Алексей Народицкий, Феликс Новиков, Петр Оранский, Владимир Орельский, Леонид Павлов, Юрий Пальмин, Павел Пепперштейн, Игорь Покровский, Михаил Посохин, Моисей Рейшер, Александр Родченко, Андрей Савин, Алиса Савицкая, Георгий Стефанов, Илья Чашник, Яков Чернихов, Бела Шефлер, Виктор Эльконин, бюро «Проект Меганом», группа «Обледенение архитекторов», бюро «Новое», Nps tchoban voss Берлин + SPEECH Чобан/Кузнецов и др.

Справка:

Куратор выставки Мария Фадеева — журналист, архитектурный критик, исследователь, куратор, преподает курс профессиональной коммуникации в Московской архитектурной школе МАРШ. В 2004 году окончила магистратуру МАРХИ. Во время учебы на протяжении четырех лет работала архитектором. С 2003 года начала писать для различных СМИ об архитектуре, дизайне и развитии города. Один из авторов путеводителя «Новая Москва 4», соавтор идеи образовательного проекта «Свобода доступа», участник команды проекта АРХИWOOD, а также Центра авангарда на Шаболовке, разработчик нескольких экскурсионных программ, посвященных архитектуре XX-XXI вв.

ВХОД СВОБОДНЫЙ