Наша голова имеет круглую форму, чтобы мысль могла менять направление. ФРАНСИС ПИКАБИА
Выставки

10 ОКТЯБРЯ – 13 ЯНВАРЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открылся междисциплинарный выставочный проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов». Это третья интерпретация кураторского проекта Николая Смирнова, Кирилла Светлякова и Дмитрия Замятина «Метагеография. Пространство – Образ – Действие», созданная специально для Дальнего Востока и реализованная совместно с Государственной Третьяковской галереей.

Кураторы: Николай Смирнов, Кирилл Светляков

Научный консультант: Дмитрий Замятин

«Разрабатываемая выставкой тема метагеографии чрезвычайно важна для «Зари»: соотечественникам и иностранцам мы всегда рассказываем, где мы находимся, об особенностях города и региона. Теперь, открывая выставку, мы получаем возможность демонстрировать широкую палитру методов говорения о пространстве и нашего положения в нем. Ответ на вопрос «Где мы?» лежит не только на пересечении географических координат, но и в месте пересечения самых разных отношений, не только пространственных, но и временных, социальных, которые нами же и формируются. В контексте глобальных задач «Зари» — организации здесь актуального, мощного культурного маршрута, проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» является ключом к глубокому и всестороннему пониманию этого «места» и началу объемной дискуссии, которая будет поддерживаться параллельной экспозицией «Один Северо-Восток» и приуроченной к открытию выставки дискуссии «К новым политиям географического воображения», – отметила куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.

«Метагеография. Пространство – Образ – Действие» объединяет опыты географов, художников и исторических персонажей, принадлежащих к разным эпохам с 1920 по 2010-е годы. Основная часть выставки, где представлены образы пространства России, дополнена локальными особенностями, репрезентирующими пространственные представления, мифы и героев Приморья. В новую интерпретацию выставки также добавлен ряд иностранных художников, живущих и работающих в Гонконге, Шанхае, Лондоне, Париже. Один из разделов экспозиции практически полностью строится на местном контексте, ключевой здесь становится фигура Художника-Робинзона.

«Приморский контекст и его художественные практики во многом определяют характер этой версии проекта: в фокусе внимания находятся понятия ориентализма и экзотизма, -- рассказал один из кураторов выставки Николай Смирнов. — Ряд экспонатов исключительно для этой версии предоставлен Приморской картинной галереей и Домом-музеем Пришвина в Подмосковье. В целом проект «Метагеография» во Владивостоке становится и более сайт-специфичным, и более интернациональным одновременно».

С точки зрения метагеографии пространство воспринимается как придуманное и сконструированное, и внимание этой дисциплины направлено на осмыслениегеографических образов. Образы пространства сопоставляются и анализируются на материале географических карт, произведений искусства, научных и междисциплинарных произведений. Метагеография выступает в качестве «отмычки», позволяющей прослеживать генезис, сопоставлять, анализировать, понимать структуру и бытование в современной жизни пространственных образов, представлений и мифов различного уровня и происхождения.

Кураторский проект «Метагеография. Пространство – Образ – Действие» — это новый взгляд на географию, с одной стороны, трактующий все географическое пространство как придуманное, сконструированное, с другой — утверждающий важность образов в понимании пространства и бытовании таких понятий как «регион», «страна», «Европа», «Восток».

Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют, что метагеография — это инструмент не только для анализа и деконструкции локальных мифов и региональных образов. В настоящее время процесс глобализации побуждает к новому переживанию и моделированию пространства, в котором субъект также вынужден конструировать себя заново. В различных сообществах наблюдается процесс регионализации и возникает запрос на территориальную идентичность. Сегодня люди осознают зыбкость установленных границ, относительность понятий «центра» и «периферии».

В этой ситуации искусство выступает как инструмент действия, производства пространств и конструирования авторских метагеографий.

Для выставки во Владивостоке архитектор Дмитрий Щукин разработал специальный дизайн, который, с одной стороны, наследует прошлым решениям, с другой — получает новую трактовку. В экспозиции присутствуют особые выставочные конструкции —машины для показа произведений. Некоторые работы, среди которых — художественные объекты Кирилла Савченкова, впервые показаны в том виде, как задумано художником. Экспозиция выставки создана по принципу открытого ландшафта – пространства с группой смотровых площадок, где произведения искусства не демонстрируются, а скорее соприсутствуют в одном месте со зрителями.

Важным элементом выставки станет перформативный симпозиум «К новым политиям географического воображения», который пройдет с 7 по 9 октября между открытием выставок «Один Северо-Восток» и «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов», объединяя участников и экспертов с обеих сторон, как и специально приглашенных гостей. Три события — два вернисажа и перфоманс — сформируют своеобразную интернациональную мини-биеннале, посвященную практикам и политике географического воображения. Выставка «Один Северо-Восток» открыта в малом зале ЦСИ «Заря» с 7 октября по 16 декабря.

Отдельным событием симпозиума являлся пред-премьерный показ нового фильма Антона Видокле «Биокосмизм в Японии», основанного на сочинениях футуриста, анархиста и основателя био-космизма Александра Святогора.

В свете проблематики геокультурной и геополитической идентичности региона, симпозиум включает в себя политико-поэтические работы, направленные на разработку «приморского» воображения. Программа фокусируется на Приморье как месте потенциальных географических воображений, воплощенных как в произведениях художников, писателей и радикальных режиссеров, так и в передвижениях и пространственных практиках «обычных» людей.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

* В проект «Метагеография» включены работы из коллекции Третьяковской галереи, работы художников из Великобритании, Гонконга, Шанхая и Владивостока, работы географов, карты из коллекции Государственного Исторического Музея, работы из коллекции Приморской картинной галереи и Приморского музея имени Арсеньева.

Полный список авторов представленных на выставке произведений: энциклопедист Семен Ремезов (Semyon Remezov), британские художники Корин Сильва (Corinne Silva) и Идит Натан (Idit Nathan), метагеограф Дмитрий Замятин (Dmitry Zamyatin), эмигрант Ольга Юргенсон (Olga Jürgenson), художник из Шанхая Ли Жань (Li Ran), робинзон Александр Казанцев (Alexander Kazantsev), теоретик географии Борис Родоман (Boris Rodoman), капитан Николай Штуккенберг (Nikolay Shtukkenberg), австралийско-гонконгский коллектив «Чжэн Малер», приморские художники: Виктор Федоров (Viktor Fedorov), Евгений Панкратьев (Evgeny Pankratyev), группировка Hero4Hero, Кирилл Шебеко (Kirill Shebeko), Илларион Палшков (Hilarion Palshkov), музыкальная группа «Туманный стон», science-art художник Евгений Стрелков (Yevgeny Strelkov), первый профессиональный художник Приморья Василий Шешунов (Vasily Sheshunov), объединение «Вверх!», первопроходец Владимир Арсеньев (Vladimir Arsenyev), французско-российские художники Елизавета Коновалова (Elizaveta Konovalova) и Татьяна Эфрусси (Tatyana Efrussi), художники из Москвы: Кирилл Савченков (Kirill Savchenkov), Михаил Максимов (Mikhail Maksimov), Максим Смиренномудренский (Maksim Smirennomudrensky), Максим Шер (Max Sher), Екатерина Лазарева (Ekaterina Lazareva), Павел Отдельнов (Pavel Otdelnov), Дмитрий Филиппов (Dmitry Filippov), Дмитрий Венков (Dmitry Venkov), Егор Плотников (Egor Plotnikov), член Союза Художников Ильяс Зинатулин (Ilias Zinatulin), группа «Коллективные Действия», фотограф Михаил Пришвин (Mikhail Prishvin), художники из собрания Третьяковской галереи Наталья Гончарова (Natalia Goncharova), Елена Берг (Elena Berg), Иван Чуйков (Ivan Chuikov), Валерий Герловин (Valery Gerlovin), Вячеслав Колейчук (Vyacheslav Koleichuk), Михаил Тарханов (Mikhail Tarkhanov), Ирина Дубровская (Irina Dubrovskaya), Николай Козлов (Nikolai Kozlov).

21 ДЕКАБРЯ – 14 ЯНВАРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

ОТКРЫТИЕ: 21 ДЕКАБРЯ / 19:00

В мастерской арт-резиденции «Заря» состоится открытие выставки Ма Хайцзяо (КНР) «Невидимый берег». Экспозиция представит фотографии, сделанные художником во время пребывания во Владивостоке.

Проект первого китайского участника арт-резиденции Ма Хайцзяо – рефлексия на тему взаимоотношений между Китаем и Россией, касающиеся как истории, так и современности Владивостока. Две фотографические серии основываются на личных впечатлениях автора, впервые посетившего город, и становятся их поэтической трактовкой.

Как известно, китайская диаспора проживала во Владивостоке с момента его основания. В конце XIX – начале XXвеков она была самой многочисленной и в значительной степени повлияла на развитие экономики и городское хозяйство в целом. После 1930-х годов связь города с Китаем была надолго прервана, пока уже в 90-е годы рынки не наполнились китайскими товарами и услугами, а с недавнего времени Владивосток стал популярен и среди туристов из КНР.

Эта история взаимоотношений, характерная исключительно для Владивостока, стала отправной точкой для работ Ма Хайцзяо. Так, серия «Невидимый берег» работает с повсеместностью китайского текста на улицах города. Во время своих первых прогулок по Владивостоку художник был впечатлен обилием фраз на китайском языке, которые вплетены в обыденную жизнь и стали уже привычной частью визуального облика города. Обнаруживать родной язык в большой стране – необычный для художника опыт, с которым ему еще не приходилось сталкиваться во время других путешествий.

При этом тексты на китайском, которые можно увидеть во Владивостоке, имеют самый разный характер: среди них встречаются как традиционные «Желаем безопасности, куда бы вы ни отправились» (китайское новогоднее пожелание) или «Отпусти это» (одно из основных положений буддизма) на подвеске в салоне такси, так и, к примеру, «Безлимитное мясо» или «Отсюда открывается несравненный вид» на вывеске ресторана. Художник собрал эти разношерстные отрывки текста и перенес на обломки дерева, которые затем запустил в воды пограничных территорий.

Часть фотографий была сделана на озере Ханка, по которому проходит граница между Китаем и РФ, другая локация съемок – акватория залива Петра Великого, бухты острова Русский и Амурский залив. Вода видится художнику как стихия, связывающая две страны, поскольку, будучи постоянно подвижной, она совершает нескончаемое возвращение от одного берега к другому. Название серии отсылает к тому факту, что где-то за горизонтом, на противоположном краю обширного водного пространства скрывается другая, незнакомая нам земля, которую мы не можем увидеть его из-за ее отдаленности.

Другая серия, «В тихом месте», отсылает к роли китайской диаспоры в истории города. Художник на стандартных рекламных вывесках воспроизводит фразу «И самое большое зло, которое может сделать для нас нация – это уйти отсюда разом». Она является оммажем к цитате, приведенной в книге Д. Анча и Н. Мизь «Китайская диаспора во Владивостоке: страницы истории» и иллюстрирующей положение китайцев в начале XXвека: «И самое большое зло, которое могут нам сделать здесь китайцы – это уйти разом из Владивостока». Известно, что китайская рабочая сила была незаменима в городе, и представители разных национальностей жили в тесном взаимодействии. Однако художник подчеркивает не столько значение китайской диаспоры, сколько универсальность утверждения – любая нация, покидая привычное место, наносит ему ощутимую травму. И одним из примеров может стать Дальний Восток в 30-е годы, когда в связи со сменой политики СССР по отношению к проживающим на его территории иностранцам большая часть китайского населения была депортирована из региона.

Фотовыставка Ма Хайцзяо завершит сезон резиденции в 2018 году, которая за прошедший год приняла 20 индивидуальных художников и коллективов из 10 стран мира.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Для посещения необходимо обратиться на ресепшен.

* Ма Хайцзяо (Haijiao MA, р. 1990) – фотограф и видеохудожник, который живет и работает в Пекине. Учился в Китайской академии искусств, где получил степени бакалавра и магистра искусств. Его художественная практика прочно связана с интересом к ежедневной рутине, которая становится стартовой точкой для разработки повествовательной логики его работ.

Среди недавних выставок Ма Хайдзяо – July in Berlin (Migrant Bird Space, Берлин, 2018), Happy Valley (Tabula Rasa Gallery, Пекин, 2018), Today's Yesterday, 1-я Анренская биеннале (Анрен, Ченду, 2017), Message to the Future (Canvas Contemporary Gallery, Амстердам, 2017), The New Normal (Ullens Center for Contemporary Art, Пекин, 2017), Semantic Satiation (Tabula Rasa Gallery, Пекин, 2017), Why Not Ask Again, 11-я Шанхайская биеннале (Power Station of Art, Shanghai, 2016), Fly Without Wings (V ART Center, Шанхай, 2015). Он также является финалистом 10-й премии Three Shadows Photography Award и был номинирован на премию для молодых китайских художников A021xPORSCHE Young Chinese Artist of the Year в 2017 г. Его работа «Mr.Quan» вошла в коллекцию музея Power Station of Art в Шанхае.

Подробнее о художнике: www.mahaijiao.cn

17-25 НОЯБРЯ 2018 / 19:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

В мастерской арт-резиденции «Заря» открылась выставка художника Лёхи Г. «Маленькие хитрости в маленьком городе», которая представит итоги его пребывания в арт-резиденции. Выставка продлится до 25 ноября включительно. Для посещения необходимо обратиться на ресепшн ЦСИ «Заря».

Лёха Г. – владивостокский музыкант и художник, работающий с найденными объектами, ассамбляжем, компьютерной графикой «лоу-фай» и зарисовками с натуры, запечатлевающими абсурдность повседневности. Впрочем, слово «художник» не вполне применимо к нему – сам он именует себя «поделочником», или «подделочником», отвергая таким образом саму систему современного искусства, в которую не собирается встраиваться.

Собственно, «поделки», или «подделки» – одна из самых больших его серий, которая представляет собой ассамбляжи из выброшенных игрушек. Сопровождаемые подписями, они складываются в небольшие композиции, повествующие абсурдные истории. Лёха Г. также активно работает над «Студией всего Цезарь и Тренога», регулярно публикуя обновления на странице своего сообщества ВКонтакте. Среди работ студии можно найти упрощенный и намеренно «плохой» графический дизайн, высмеивающий распространенные в рекламе штампы и клише, повсеместную приверженность к англицизмам и вообще излишний пафос, окружающий товары, услуги и «креативный труд».

Наработки предыдущих серий получают новое развитие в проекте для резиденции, однако с большим размахом, становясь полномасштабными инсталляциями, иногда интерактивными, а некоторые из прежних задумок обретают наконец материальное воплощение. «Маленькие хитрости в маленьком городе» – это набор изобретений, призванных облегчить жизнь горожанам. Например, известно, что во Владивостоке есть проблема с парковочными местами во дворах жилых домов, и Лёха Г. предлагает альтернативный способ вертикальной парковки. Среди других «хитростей» – открывающее любые двери кольцо «всеподъездья», таблички для переговоров между автомобилистами, мобильные ограждения для пешеходных переходов и многие другие парадоксальные объекты.

Впрочем, решения, предлагаемые художником, не применимы на практике. Он и не ставит утилитарность своей целью. Скорее, «хитрости» Лёхи Г. – это живая и хулиганская реакция на общую беспросветную необустроенность, сопровождающую нас на каждом шагу, каждый день. И, чтобы от этой обыденности не мутило, можно ее высмеять и выхолостить.

В выставке участвуют и работы гостей мастерской Лёхи Г. – «под(д)елки», которые создавались на протяжении прошедшего месяца. Показывая всем желающим принципы создания своих ассамбляжей, художник демонстрирует на практике, что современное искусство доступно каждому. Возможно, однажды учение Лёхи Г. пойдет «в народ», а вот куда оно заведет его самого – вопрос интересный и пока открытый.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

*Лёха Г. (Алексей Круткин, р. 1983) – владивостокский художник и музыкант. Руководитель Студии всего «Цезарь и Тренога», организатор проекта «Фэшн юродивый». Он же поэт-песенник Лёня Челюскинский, рок-гитарист и основатель группы «БИО ВИА ай ЖЫ», пионер философского движения биоидиотизма, а также главный художник афиш клуба «Контрабанда» (Владивосток). Представлял персональную выставку в галерее «Арка» (Владивосток, 2017). Участник групповых выставок, в числе которых «Трагедия в углу» (Музей Москвы, 2018), «Рядом с небожителями» (галерея ARTIS, 2017), «Край бунтарей» (ММСИ, 2017, Музей Эрарта, 2016, ЦСИ «Заря», 2015).

О проектах художника можно узнать больше на его сайте: https://biovia.jimdo.com

27 ОКТЯБРЯ 4 НОЯБРЯ / ВЕРНИСАЖ: 27 ОКТЯБРЯ С 12:00 ДО 17:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД) / 18+

В мастерской арт-резиденции «Заря» открылась выставка «Твоим утром в мою ночь», которая представила результаты работы участницы программы арт-резиденции Анастасии Рябовой (Москва). Для посещения обращайтесь на ресепшен.

Анастасия Рябова представила графическую серию, выполненную во время пребывания во Владивостоке. На протяжении прошедших двух месяцев она методично создавала рисунки масляной пастелью, и этот ежедневный ритуал связан в том числе и с интересом художницы к эротическим мистериям. Она тесно связывает свой метод работы с наследием сюрреализма, экспериментируя с его новым политическим прочтением.

Также акт создания рисунка интересует художницу как процесс. «Рисование мыслится мною с детства как форма сопротивления порядку вещей, – говорит художница, – и в случае наплыва профессиональных обязательств оно – отличный соратник в этом невинном бунте. Будь жизнь каждого соткана из практик подобных танцу или рисунку, люди бы не изобрели слово "прокрастинация"».

Название выставки вдохновлено перепиской художницы с коллегами, пребывающими в другом часовом поясе, которые отстают от Владивостока примерно на семь часов, и понять, где их утро, а где наша ночь, весьма затруднительно.

Выставка открылась в полдень одновременно с диджей-сетами от художников и диск-жокеев – Phaumer (Владивосток), NOfuture (Кася Волинска, Берлин), Golde (Кирилл Крючков, Владивосток), Workpop (Владивосток). Как говорит Анастасия, «мероприятие незапланированное, скорее стихийное со всеми вытекающими из подобного формата особенностями. Как при любом порыве, приборы выкручиваются по максимуму и мир переворачивается с ног на голову. Где здесь танцы, а где здесь графика, никто уже не понимает».

Оба мероприятия проходят при поддержке Движения Ночь, одним из сооснователей которого является Рябова. Выставка продлится до 4 ноября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

*Анастасия Рябова (р. 1985) – художник, преподаватель и исследователь. Живет и работает в Москве. Также курирует выставки, издательские и образовательные проекты, пишет критические эссе о современном искусстве и архитектуре. Лауреат Премии Кандинского (2011, номинация «Медиа-арт. Проект года»). Основатель Академии свиста сквозь слезы. С 2013 года работает над проектом Звездного Проспекта (2013 – ). Инициатор и редактор издания о городе и политической математике «Задачник» (2013). Автор и хранитель архива Artists’ Private Collections (2010 – ). Куратор выставки «Президиум ложных калькуляций» (2012). Сооснователь онлайн-магазина megazine.biz (2009) и Движения Ночь (2015 – ). Участник выставочной акции >10 (2013). Соавтор пособия «Введение в профессию – XXI век» (2017).

7 ОКТЯБРЯ – 9 ОКТЯБРЯ / ЦСИ «ЗАРЯ» / 18+

В начале октября Центр современного искусства «Заря» проведет серию событий, посвященных вопросам географического воображения. Ключевыми мероприятиями программы станут открытия двух выставок: «Один Северо-Восток» (с 7 октября в малом зале) и «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» (с 10 октября в большом зале). Чтобы связать обе выставки в единое дискурсивное поле, между открытиями состоится перформативный симпозиум с привлечением участников обеих выставок и специально приглашенных гостей.

Симпозиум будет сконцетрирован на вопросах анализа и деконструкции географических образов и репрезентаций – с одной стороны, и эмансипативным и социальным потенциалом нового пространственного воображения – с другой. Насколько важны пространственные образы и представления в управлении пространством? Возможны ли независимые, множественные, прогрессивные политики географического воображения на поле искусства? Насколько важны и влиятельны инструменты и методики, которые художники, географы, кураторы и критики могут использовать в их собственной политике географического воображения? Примеры и разбор конкретных художественных, культурных и кураторских тактик в политике географического воображения.

В свете проблематики геокультурной и геополитической идентичности региона, симпозиум будет включать политико-поэтические работы, направленные на разработку «приморского» воображения. Тектонические сдвиги и разломы в существующих структурах географического воображения «Приморья» или «Северовостока» (название региона зависит от точки, из которой мы на него смотрим, и своей вариативностью утверждает потенциал множественных, в том числе гибридных, географических воображений) содержат возможности для собственной трансгрессии, трансформации и привязаны к геополитической и геокультурной динамике. Программа фокусируется на Приморье (Северовостоке) как на месте потенциальных географических воображений, воплощенных как в произведениях художников, писателей и радикальных режиссеров, так и в передвижениях и пространственных практиках «обычных» людей.

Конвинеры: Николай Смирнов и Unmapping Eurasia

РАСПИСАНИЕ

6.10.2018 (Сб)

  • 19:00 Открытие выставки «Один Северо-Восток» (кураторы Ми Ю и Бинна Чой) при участии Люси Тума (перформанс) и Ку Минджи (ритуал)

7.10.2018 (Вс) — Перформативный Симпозиум, день первый

  • 11:00 Открытие симпозиума
  • 11:15 Анастасия Рябова: Звёздный Проспект – 3. Тур по новой улице в лекционном зале и на территории Советского района Владивостока
  • 13:00 Перерыв
  • 15:00 Николай Смирнов. «Спекулятивная география и ориентализмы в стиле 山水»
  • 16:00 Кофе-брейк
  • 16:30 Люси Тума. Соматический семинар
  • 17:00 Ми Ю, Бинна Чой (Unmapping Eurasia)
  • 18:00 Интервенция Антона Карманова и Чо Джонхвана

8.10.2018 (Пн) — Перформативный Симпозиум, день второй

  • 15:30 Дмитрий Замятин (географ, поэт, художник, научный консультант «Метагеографии»)
  • 16:00 Владимир Соколов (историк, автор выставки «Прощание с Тартарией», Владивосток)
  • 17:00 Кофе-брейк
  • 17:30 Владимир Булатов (географ, зав. Отделом картографии ГИМ)

9.10.2018 (Вт)

  • 15:30 Кирилл Светляков (куратор, заведующий Отделом новейших течений Третьяковской галереи, Москва)
  • 16:30 Космин Костинас (Para Site, Гонконг). «Дневник чумного года»
  • 17:30 Антон Видокле (художник, основатель e-flux, Нью-Йорк/Берлин). «Биокосмизм в Японии». Предварительный показ и обсуждение с Коитиро Осака (куратор, Токио)
  • 19:00 Открытие выставки «Метагеография» (кураторы Николай Смирнов, Кирилл Светляков, научный консультант Дмитрий Замятин)
  • 21:00 Концерт Pill Couple

7 ОКТЯБРЯ – 16 ДЕКАБРЯ / МАЛЫЙ ЗАЛ

Кураторы: Ми Ю и Бинна Чой

В Центре современного искусства «Заря» открылась международная выставка, посвященная транскультурному положению Владивостока в Северо-Восточной Азии, с участием художников Елены Аносовой (Россия), Чо Джонхвана (Южная Корея), Чхве Джоннака (Южная Корея), Ку Минджи (Южная Корея), Hero4Hero (Россия), Антона Карманова (Россия), Елены Ковылиной (Россия), Ройса Ына (Гонконг), Сергея Новикова (Россия), Пак Соён (Южная Корея), SASHAPASHA (Финляндия), То Вана (КНР), Лейфа Холмстранда (Швеция).

Новая выставка в Центре современного искусства «Заря» приглашает зрителей в путешествие по Владивостоку и евразийскому массиву в поисках новых путей исследования пространства, где пересекаются исторические, геологические, политические, экономические и спиритические измерения. Исследование посвящено испещренному политическими границами северо-восточному региону, в котором Россия граничит с Китаем, Монголией, Северной и Южной Кореей и Японией.

«Находясь в одном из самых интересных, требующих пристального внимания регионов России, мы придаем особое значение локальным исследованиям. Выставка «Один Северо-Восток» изучает положение Владивостока и Приморья за пределами привычного нам российского контекста, но внутри крупного региона глобального мира, который быстро меняется и в котором происходят интересные всем изменения, – комментирует главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте. –Пригласив международных кураторов Ми Ю и Бинну Чой, мы предоставили им возможность рисовать нашу локальность широкими мазками на карте гигантского и сложного северо-восточного региона».

«Мы обращались к вере коренных народов Северо-Востока в то, что единение земли и неба происходит через человека. «Один Северо-Восток» – это призыв к коммуникации и взаимодействию не на языке геополитики, но на языке «геопоэтики», диапазон между которыми является предметом нашего исследования, – говорит куратор выставки Ми Ю. – Нас интересует то, что ускользает от устоявшегося взгляда на регион, а именно фокус на объединяющих его трансгрессивных идеях, взаимопроникающих трендах, трансграничных идеях и на силах нечеловеческого происхождения, таких как космизм и шаманизм».

Важной частью выставки стал перформативный симпозиум «К новым политиям географического воображения», который проходил с 7 по 9 октября 2018 между открытиями выставок «Один Северо-Восток» (07.10.2018-16.12.2018) и «Метагеография» (10.10.2018-13.01.2019), объединяя участников и экспертов с обеих сторон и специально приглашенных гостей. Три события – два вернисажа и симпозиум – сформировали своеобразную интернациональную мини-биеннале, посвященную практикам и политике географического воображения.

Выставка является частью долговременного художественного исследования и путешествия «Раскартирование Евразии» (Unmapping Eurasia)*, инициированного Институтом искусств Casco (Утрехт) иоснованного на диалоге партнеров из разных стран.

* «Раскартирование Евразии» (Unmapping Eurasia) художественно-исследовательский проект, зародившийся в Институте искусств Casco (Утрехт). Работает на общее достояние и развивается по мере присоединения новых партнеров, среди которых Голландский институт искусств совместно с некоммерческой галереей State of Concept (Афины), Посольство Нидерландов в Сеуле совместно с Dutch Cultures, и Сеульский музей искусств (Дом памяти Нам Джун Пайка). «Раскартирование Евразии» ставит перед собой цель преодолеть существующую «картографическую» практику проводить различия не только по политическому принципу, между нациями и территориями, но и по культурному, например, между Востоком и Западом.

8 ИЮНЯ 23 СЕНТЯБРЯ / МАЛЫЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открывается выставка «В пространстве отношений», объединяющая произведения медиа-арта, видео и фотографии, центральным сюжетом которых являются различные аспекты архитектуры как социального явления.

Куратор выставки Андрей Василенко.

Выставка «В пространстве отношений» предлагает сфокусировать внимание на архитектурной среде как полноправном участнике в пространстве социальных взаимодействий и носителе исторической памяти. Произведения художников, представленных в экспозиции, разными методами репрезентируют архитектурные объекты, однако их сообщения едины в одном: архитектурные объекты и практика проектирования здесь представляют не просто как результат творческой деятельности человека, обслуживающей его потребности. Авторы исследуют архитектуру, с одной стороны, как реальность, которая влияет на человека, ортопедирует его повседневность, раскрываясь как полноценный субъект; с другой как масштабный архив, во многом влияющий на конструирование образа прошлого.

Центральный канал рассуждения медиум фотографии и видео предлагает ракурс рассмотрения искусственной среды обитания через спекулятивный взгляд документирующего устройства камеры. Перед зрителем разворачивается мир архитектурных объектов и городских пространств, отличный от взгляда и ощущения пользователя городской среды. Таким образом формируется взгляд исследователя, стороннего наблюдателя, удаленного от объекта изучения, лишенного статуса пользователя и существующего вне непосредственного воздействия архитектуры.

Архитектуру предлагается мыслить в социальном, политическом и историческом измерениях. Так, например, в видео литовского кинематографиста Деймантаса Наркевичиуса «Сцена» кадры с интерьерами и экстерьерами Центра современного искусства в Вильнюсе (бывший Дворец художественных выставок) сопровождаются обрывочными монологами его сотрудников. Они рассказывают о своем опыте работы в здании, которое замысливалось как часть художественной системы одной эпохи, но теперь существует в иной политической и идеологической реальности.

В экспозиции будут представлены несколько работ, посвященных переосмыслению модернистского проекта, через анализ символического влияния архитектуры на политический и идеологический климат прошлого столетия. Австрийский художник Андраш Фогараши снимает трансформирующиеся интерьеры рабочих клубов Будапешта, которые проектировались для организации досуга рабочих, но оказались не востребованы после падения коммунистического режима в Венгрии.

В инсталляции Филипы Цесар «Порто. 1975» жилой комплекс, спроектированный выдающимся португальским архитектором Алваро Сиза, представлен как своего рода монумент самоорганизации и революционного движения.

Одним из центральных произведений экспозиции станут эскизы и видео французско-израильского художника Абсалона, создателя уникальных инстал- ляций жилых объектов, которые, по мнению худож- ника, могли бы стать для человека неким помощником в процессе самопознания, в том числе и на физиче- ском уровне.

В видео Андреаса Бюнте «Эрозия» мы видим здание кампуса Университета им. Симона Фрейзера, расположенного в пригороде Ванкувера. Объект представляется не как архитектурный комплекс в соответствии с традицией фото- и видеосъемки зданий и сооружений. Автор, скорее как геолог или даже анатом, представляет здания как живые организмы, находящиеся в тесном взаимодействии с природным ландшафтом.

Выставка будет представлена в двух актах. В середине выставочного периода часть представленных в первом экспозиционном варианте произведений будет заменена, изменив тональность общей смысловой композиции выставки. Также в рамках выставки будут организованы две масштабные кинопрограммы, составленные из документальных, художественных и экспериментальных фильмов, демонстрирующих широкий репертуар художественных интерпретаций архитектурной практики.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

На фото: Андреас Бюнте. «Эрозия». HD видео / 17 мин. 25 сек. / 2015. Из коллекции автора

Andreas Bunte. Erosion. 16mm film transferred to HD Video, colour, sound / 17:25 min / 2015. Courtesy of Artist

Собор Святого Иосифа в Могилеве. Поперечный разрез.

8 ИЮНЯ 23 СЕНТЯБРЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм», организованная совместно с Московским музеем современного искусства, расскажет об истории русской архитектуры преимущественно XX века и начала XXI.

«Тема русской архитектуры поднимается в «Заре» впервые, но мы подошли к этому вопросу с особой тщательностью. Находясь в Приморье, в большом отдалении от исторических, культурных и экономических центров, мы, оглядев городской ландшафт, видим себя не в Азии, где находимся географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре как о социальном документе и как о важнейшем искусстве, артефактам которого мы доверили нашу повседневность», — говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте.

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм» представляет своеобразную мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного профессией к продлению будущего. Такое решение продиктовано честным отношением к невозможности демонстрации самой архитектуры «во плоти», которая занимает свои места в разных поселениях в случае реализованности или же остается эфемерной идеей в голове автора. Потому зрителю предложено знакомиться не с объектами как таковыми, а с образом мышления архитектора. Для этого знакомства выбраны наиболее известные отечественные творцы и множество форм: живопись, графика, концептуальные макеты и мокапы, текстовые манифесты и инсталляции, рабочие чертежи и т.д.

Сценарий выставки по-своему дидактичен — она последовательно пересказывает историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса, противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа и дипломата, палладианца Николая Львова, жившего в эпоху Просвещения. Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи и дома, ею отапливаемого.

Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается выставка. Тут —Константин Мельников и Александр Бродский, Евгений Васильев и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского дворца пионеров и архитектурное бюро «Проект Меганом», Александр Родченко, Илья Чашник, Ель Лисицкий. Важная особенность экспонатов выставки заключается в том, что каждый служит инструментом осмысления иного произведения, расположенного ли где-то на просторах России, оставшегося ли лишь в воображении создателя, но в какой-то момент выраженного в действительности из настоящих материалов, в конкретных контекстах, до самой последней арматуры. Отдельный тип экспонатов – аналитика работ архитекторов прошлого нашими современниками. Например, инсталляция «Коммунальный авангард» и фото-проект «Северное Чертаново». По-настоящему педагогическим кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный в одном из залов ЦСИ «Заря». Он демонстрирует устройство конструкции, повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку, демонстрирует суть архитектуры.

Среди участников выставки: Евгений Аблин, Юрий Аввакумов, Алексей Бавыкин, Михаил Белов, Елена Белова, Александр Бродский, Евгений Васильев, Андрей Васнецов, Александр Гринберг, Александр Джикия, Лев Дюбек, Владислав Ефимов, Юрий Ионов, Сергей Колчин, Николай Красильников, Юрий Кузин, Михаил Лабазов, Сергей Леонтьев, Эль Лисицкий, Николай Львов, Константин Мельников, Алексей Народицкий, Феликс Новиков, Петр Оранский, Владимир Орельский, Леонид Павлов, Юрий Пальмин, Павел Пепперштейн, Игорь Покровский, Михаил Посохин, Моисей Рейшер, Александр Родченко, Андрей Савин, Алиса Савицкая, Георгий Стефанов, Илья Чашник, Яков Чернихов, Бела Шефлер, Виктор Эльконин, бюро «Проект Меганом», группа «Обледенение архитекторов», бюро «Новое», Nps tchoban voss Берлин + SPEECH Чобан/Кузнецов и др.

Справка:

Куратор выставки Мария Фадеева — журналист, архитектурный критик, исследователь, куратор, преподает курс профессиональной коммуникации в Московской архитектурной школе МАРШ. В 2004 году окончила магистратуру МАРХИ. Во время учебы на протяжении четырех лет работала архитектором. С 2003 года начала писать для различных СМИ об архитектуре, дизайне и развитии города. Один из авторов путеводителя «Новая Москва 4», соавтор идеи образовательного проекта «Свобода доступа», участник команды проекта АРХИWOOD, а также Центра авангарда на Шаболовке, разработчик нескольких экскурсионных программ, посвященных архитектуре XX-XXI вв.

ВХОД СВОБОДНЫЙ


19-20 МАЯ / 12:00–02:00 / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Ночь — это темное время суток и отличное время для кино, а ночь в музее замечательно подходит для показа видеоарта. Руководствуясь этими размышлениями, мы впервые за более чем три года работы арт-резиденции «Заря» показываем групповую выставку резидентских видеоработ, созданных приглашенными нами во Владивосток художниками. В выставку вошли не только произведения медиа-арта, но и документация перформансов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

На экспозиции, которая будет доступна зрителям чуть больше суток, можно впервые в полном объеме увидеть работы Елены Ковылиной, Оли Кройтор, Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Максима Шера, Анастасии Потемкиной, Константина Аджера, Суджин Ли (Южная Корея), Дмитрия Булныгина, Александра Курмаза (Украина).

Масштабная мультимедийная инсталляция расположится в большом выставочном зале Центра современного искусства «Заря» и будет работать с 12:00 19 мая по 02:00 20 мая. Работы, вошедшие в инсталляцию, представляют многообразие художественных методов, используемых художниками, включивших свой исследовательский опыт в Приморье в основу художественных проектов, реализованных за время резиденции.

Инсталляция Натальи Глюкли Першиной-Якиманской «Музей утопических одежд» показывается владивостокскому зрителю повторно — посетители могли её видеть на выставке «ЕЁ» в 2015 году. Инсталляция включает в себя документы об истории фабрики «Заря», такие как старые фотоальбомы или созданные бывшими сотрудницами «Зари» платья, так и попытки задокументировать нематериальные, эфемерные ценности: истории, рассказанные для этих женщин новыми сотрудницами «Зари», теперь уже не фабрики, а одноименного Центра современного искусства. Это история о дружбе и обмене символическими подарками как знаке преемственности поколений и поиске идентичности места через прикосновение к памяти людей.

Попытка зафиксировать и сохранить эфемерное, неизменяемое и неосязаемое предпринимается в работе «Время, которое существует» — видеодокументации акции одного из первых резидентов «Зари» художницы Оли Кройтор, известной своими стоическими перформансами. Идею сайт-специфичности Кройтор транслирует буквально, переживая пребывание в месте и времени и фиксирование свой опыт физически, усиливая свой опыт копанием траншеи на сопке Холодильник.

Проект «Це Заря» пионера русского перформанса Елены Ковылиной обращён к цикличности отечественной истории, в которой правители, «цезари» совершают по кругу одни и те же ошибки. Ложный замкнутый круг Ковылина символически «чертит» вокруг острова Русский, форпоста русской колонизации на Дальнем Востоке. Несмотря на красочную видеоисторию, сопровождаемую симфонией Шнитке, перед зрителем — экстремальный силовой перформанс, в течение которого Ковылина, высаживаясь на берег, несёт на себе тяжелый колышек с посланием «цезарям», который вбивает в землю на самой высокой точке острова.

Стоит выделить работу Максима Шера «Горизонт», сделанную в одном из немногих мест Владивостока, откуда виден горизонт. Это оммаж Эрику Булатову и его «Горизонту» (1971–1972) — одному из программных произведений русского искусства эпохи брежневского застоя, которое Шер анимирует на владивостокской набережной, к важным вехам социальной истории, формирующим локальную идентичность.

Все перечисленные и многие другие работы, которые предстоит увидеть на выставке, предлагают зрителю путешествие, в котором Приморье становится объектом исследования, а видео — формой художественной фиксации. Предметный же ряд предложенных произведений очень широк, от локальных исследований до кристальных художественных нарративов, которые могли быть проявлены где угодно или где угодно в России, но возникли именно здесь, во Владивостоке.

12-30 МАЯ / КИНОЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» доступна для ознакомления видеоинсталляция Cargo de nuit («Ночной сухогруз») французской художницы Анн-Шарлотт Финель. Проект, организованный Французским институтом совместно с сетью «Альянс Франсез» в России, создается поэтапно в пяти городах: Мурманск, Казань, Владивосток, Саратов и Калининград.

Концепция проекта, разработанного Французским институтом, была построена вокруг идеи странствия, когда художник выступает в роли путешественника и посещает несколько российских городов, в каждом из которых представляет результаты своего исследования. Бесконечное движение – одна из центральных тем в творчестве Анн-Шарлотт Финель. Каждая следующая локация связана с приключениями и новыми открытиями, в которых художница черпает вдохновение.

Понятие коллаборации является для нее одним из основных принципов, применявшихся, например, при создании музыкального аккомпанемента, написанного специально для каждой из ее работ. Изображения отличаются характерной зернистостью и измененными цветами на грани черно-белой гаммы. Художница предпочитает работать с темой непрерывных промежуточных состояний: «Я снимаю свои видео ночью, на рассвете, в закатных сумерках и в полночь. Несомненно, это самое мистическое время суток, когда все замирает в напряжении», – цитирует художницу куратор Дарья де Бовэ.

Художественный язык Анн-Шарлотт Финель во многом строится на исследовании трансгрессий, переходов, будь то сумеречное время суток или пограничное пространство между городом и природой. Создавая видео во Владивостоке, она опиралась не только на локальный контекст: ключевой образ серии Cargo de nuit – вода, которую художница интерпретирует как интеркультурный символ. Тем не менее, место, в котором художница снимала третью часть этого цикла, во многом соответствует философии и эстетике других работ Анн-Шарлотт. Владивосток – это транзитная зона и точка пересечения многих явлений и смыслов: окруженный морем и усеянный сопками, но в то же время урбанистический пейзаж города, положение форпоста европейской культуры в азиатской части мира, географическая обособленность Владивостока от столицы, но в то же время его близость к восточным соседям. Видео, над которым Анн-Шарлотт работает во Владивостоке, можно будет увидеть на экспозиции «Видеоакценты» в рамках Ночи Музеев 19 мая вместе с другими работами, созданными резидентами «Зари» во Владивостоке.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

*Анн-Шарлотт Финель (р.1986) - молодая французская художница, её работы в жанре видеоарта были представлены на выставках во многих городах мира. В марте этого года открылась персональная выставка Анн-Шарлотт - «ОСТАВЬ МЕНЯ В ПОКОЕ СО СВОИМИ ПЕЙЗАЖАМИ! РАССКАЖИ МНЕ О ПОДЗЕМЕЛЬЯХ!» в галерее Jousse Entreprise, Париж. В Центре современного искусства «Заря» она реализует одну из частей своего масштабного выставочного проекта, создаваемого в нескольких городах России. Несколько ее работ из серии видеоарта Cargo de nuit, объединенной темой воды и движения, войдут в одноименную экспозицию, которая откроется в субботу, 12 мая.