ФОТОГРАФИЯ — ЭТО ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К ВЕЩАМ, О КОТОРЫХ ВСЕ ЗНАЮТ, НО НЕ УДЕЛЯЮТ ИМ ВНИМАНИЯ. ЦЕЛЬ МОИХ ФОТОГРАФИЙ – ПРЕДСТАВИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НЕ ВИДИТЕ. ЭММЕТ ГОУИН
Выставки

2 МАРТА – 15 СЕНТЯБРЯ / БОЛЬШОЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» показывает работы из коллекции современного искусства, собранной за 5 лет работы арт-резиденции.

С момента открытия в декабре 2014 года арт-резиденция «Заря» приняла художников из 17 стран и реализовала более 80 проектов, посвященных осмыслению местного геополитического, социального и культурного ландшафта. 2 марта в Центре современного искусства «Заря» открылась выставка IN RESIDENCE. Из коллекции Центра современного искусства «Заря», в которую вошли избранные художественные проекты и произведения, созданные художниками во время резиденции.

На протяжении всего периода своей работы Центр современного искусства «Заря» ставил своей целью усилить значение Владивостока как такой точки на карте, в которой происходит и проявляется художественная жизнь. «Заря» стремилась быть независимой платформой для художественной работы и профессионального разговора об искусстве. Арт-резиденция стала ключевым инструментом для осуществления поставленных задач. Благодаря открытому формату резиденции, «Заре» удалось объединить ресурсы многих художников и исследователей в работе над проявлением местного ландшафта в современном художественном дискурсе. Среди тех, кто принял участие в резиденции и чьи работы можно будет увидеть на выставке – Дмитрий Булныгин (Россия), Ирина Затуловская (Россия), Ольга Кройтор (Россия), Сергей Шутов (Россия), Хон Джинхвон (Южная Корея), Фабиан Кнехт (Германия), Елизавета Коновалова (Россия, Франция), Александр Морозов, Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) (Россия, Нидерланды), Элена Редаэлли (Италия), Ма Хайцзяо (Китай), Сара Хиллебрехт (Германия), Саравут Чутивонгпети (Тайланд), Searching Utopia (Финляндия) и многие другие.

Первая выставка работ из посвященной Приморскому краю коллекции «Зари» ставит целью показать избранные проекты арт-резиденции в одном пространстве, выявить новые связи между художественными подходами резидентов в исследовании территории, которые в совокупности помогут составить новый «портрет места». Художники осмысляют Владивосток и Приморский край не только эстетически, в их проектах поднимаются многие значимые социальные, исторические и этические вопросы. В том числе показываемые работы рассуждают на темы особенностей природного ландшафта региона, истории и памяти о ГУЛАГе, истории фабрики «Заря» и работавших на швейном предприятии женщин, современной городской среды и социальных границ.

Предъявление этой коллекции становится не только зрелищной презентацией итогов пятилетней работы, но и способом критически оценить полученные результаты. Воочию увидеть портрет Приморья, созданный российскими и международными художниками, зрители смогут до 15 сентября.

Кураторы выставки: Алиса Багдонайте, Андрей Василенко, Адель Ким.

Состав художников:

Дмитрий Булныгин (Росиия), Лёха Г. (Россия), Михаил Заиканов (Россия), Ирина Затуловская (Россия), Ольга Кройтор (Россия), Елизавета Коновалова (Россия, Франция), Саша Курмаз (Украина), Фабиан Кнехт (Германия), Александр Морозов (Россия), Анастасия Потемкина (Россия), Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) (Россия, Нидерланды), Элена Редаэлли (Италия), Александр Флоренский (Россия), Ольга Флоренская (Россия), Лейф Холмстранд (Швеция), Ма Хайцзяо (Китай), Сара Хиллебрехт (Германия), Хон Джинхвон (Южная Корея), Анастасия Цайдер (Россия), Саравут Чутивонгпети (Таиланд), Сергей Шутов (Россия), Татьяна Эфрусси (Россия / Франция), EVOL (Германия), SASHAPASHA (Россия / Финляндия), Searching Utopia (Финляндия).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

3 СЕНТЯБРЯ – 1 ОКТЯБРЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» откроется выставка «Ты словно шум в этом маленьком пейзаже» владивостокского художника, участника арт-резиденции «Заря» Андрея Дмитренко.

В экспозиции будут представлены новые работы, включая серию графики «Сквозь пустоту», офорты из серии «Буря», а также серию коллажей и работы на ткани. В них Дмитренко по-новому подходит к теме пейзажа, центральной для его творчества.

Здесь остаются уже знакомые зрителю минималистские абстракции, основными выразительными элементами которых служат прорези, «воздушный» или прозрачный фон, а повествование выстраивается вокруг пустот и нерегулярных ритмов. Нововведением становится более смелый разговор с художественным контекстом (наиболее явные отсылки здесь – к Тимуру Новикову и его горизонтам, рисункам-ритмам Джона Кейджа), а главное – автор впервые даёт намек на существование не только пейзажа, но и субъекта, с ним связанного.

При том что автор по-прежнему балансирует между минималистским пейзажем и абстракцией, осторожно выбирает изобразительные средства, к новой выставке, ему удаётся сформировать совершенно новый эпизод своих поисков.

«Мы давно работаем с Андреем Дмитренко и внимательно следим за его стремительным развитием. Его проект-исследование, инсталляция «Сигналы», посвященная оттоку из города молодежи, была создана на базе арт-резиденции «Заря» и теперь вошла в коллекцию Московского музея современного искусства, чем мы очень гордимся, – говорит главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте, – Два года спустя, в новом проекте для «Зари» Андрей удивляет цветовой палитрой, богатством фактур. С чем бы ни было связано неожиданное “цветение” художника, его надо успеть увидеть до “смены сезонов”, ожидая, что этот смелый экспрессивный период продлится недолго и ему на смену придет что-то другое, возможно, снова период монохромной, медитативной, сдержанной в эмоциях работы».

Справка:

Андрей Дмитренко (1990 г.р., г. Владивосток) живет во Владивостоке, работает с печатной графикой и смежными медиа. Участник выставок «Среда» совместно с Устиной Яковлевой (ЦСИ «Заря», 2017) и «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960е-2010е» (Московский музей современного искусства, 2017). Его работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, галереи современного искусства «Арка», Центра современного искусства «Заря», Художественного музея ДВФУ, а также в частных коллекциях.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: Пейзаж # 7. Ткань, смешанная техника, 150х70 см. 2019

22 ИЮНЯ – 1 СЕНТЯБРЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

В рамках международного фестиваля V-ROX EXPO 22 июня в Центре современного искусства «Заря» открылась групповая выставка «Морская». Свое название она получила в честь легендарного первого альбома группы Мумий Тролль. В экспозицию вошли работы 28 авторов — они были совместно отобраны куратором выставки художником Дмитрием Аске (Москва), оргкомитетом фестиваля и представителями ЦСИ «Заря» по итогам открытого набора, проведенного весной этого года.

Выставка «Морская» — это живопись, графика, видеоинсталляции, фотография, пространственные объекты — и все они, как и многие песни Мумий Тролль, пронизаны духом Дальнего Востока. Большинство авторов родом из Владивостока, и потому в их работах может фигурировать баночка «Милкис», пионы сделаны из ракушек, а с мозаичного портрета самоуверенно смотрит чайка. Пейзажные фотографии запечатлели не самые очевидные и туристические места Владивостока, демонстрируя частный, внутренний взгляд на город, а звук для интерактивной инсталляции «Послушай море» был записан в знаковом месте — на пляже Шамора. «Портрет капитана» — это собирательный образ, в котором виртуозно соединены все обязательные приметы настоящего «морского волка», каким его себе обычно представляют люди. Пока научно не доказано, есть ли во Владивостоке зимний серфинг, но на картинах Дальневосточных художников ему нашлось достойное место, как и морю, фактически — градообразующему объекту Владивостока.

Илья Лагутенко, куратор V-ROX EXPO: «V-ROX EXPO — это лаборатория творческих идей, возможность не только познакомить горожан с новой музыкой, но и вовлечть в «культурный диалог». Задумывая выставку «Морская», мы рассчитывали, прежде всего, на интерес к ней дальневосточных авторов Я искренне хочу, чтобы Владивосток был постоянно действующим творческим «котлом», где из самых разнообразных креативных идей возникают новые проекты, которые объединяют людей, расширяют возможности и дают заглянуть за горизонты».

Дмитрий Аске, куратор выставки «Морская»: «Для экспозиции мы с организаторами отобрали произведения, которые соответствуют заданной теме и отражают широкий спектр техник и направлений, в которых работают дальневосточные художники. Мне было интересно посмотреть все присланные заявки и составить некоторое представление о том, что создают люди в этом регионе. Надеюсь, что выставка и весь V-ROX EXPO, так или иначе, смогут вдохновить людей и зарядить их творческой энергией. Я сам жду именно этого от предстоящей поездки во Владивосток».

Специально к фестивалю на территории фабрики «Заря» художник Аске сделал уличную работу «Поворотный момент», которая олицетворяет идею внутренней борьбы и выбора пути в минуты принятия важных жизненных решений.

Художники выставки «Морская»

Владивосток: Альвина Вернер, Василий Галактионов, Леха Гоминид, Андрей Дмитренко, Ирина Дробот,, Владимир Ершов, Леся Ильенок в соавторстве с Юлей Суфьяновой и Дарьей Литвиненко, Илья Кантаков, Кирилл Крючков, Маша Ламзина, Максим Листопадский, Дмитрий Лучинин, Апполинария Равноапостольная, Данил Сахаров, Татьяна Сильверстова, Дмитрий Човган, Андрей Чугунов, Павел Шаповалов, Виктория Шарманкина и Александра Эпштейн.

Кроме того, в выставке приняли участие Ярослава Вернер, Яна Джан-Ша и Адель Сахневич из Хабаровска, Анна Лялина из Москвы, Евгений Коротков из Уссурийска и Наталья Христенко из города Фокино.

Изображение: Александра Эпштейн. Зимний серфинг. 2019

ВХОД СВОБОДНЫЙ

1–16 ИЮНЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЕРНИСАЖ: 1 ИЮНЯ / 17:00

В Центре современного искусства «Заря» откроется совместная выставка «Дерево Стена Машина» приморского художника Павла Шукупова (арт-сообщество «33+1») и московского арт-критика и куратора Ани Петровой. Они представят фотографический мини-каталог с «формулой» типовых видов города, вскрывающей механизмы формирования среды и взгляда на нее обывателя.

Морфология Владивостока, кажется, состоит из трёх слагаемых: куста-дерева, кирпичной, бетонной или пластиковой стены и автомобиля азиатского происхождения. Разительный контраст природного, архитектурного и техногенного выделяет «город победившего автомобилиста» в российском урбанистическом ландшафте. Торговый порт, центр перегона и «перепрошивки» машин, выглядят для пешехода луна-парком с американскими горками: сопки поднимают многочисленные автомобили и деревья выше человеческого роста или опускают их далеко под ноги человеку. Такие виражи на поросших травой или замусоренных горах создают заезжему туристу необходимый саспенс, делая из обычной прогулки опасное приключение.

Фотографический мини-каталог предъявляет формулу типовых видов города по схеме «дерево–стена–машина», вскрывая механизмы формирования городской среды и нашего на неё взгляда. Другая городская «стена» – три мозаичных стелы на улице Калинина художников Алексея Онуфриенко и Анатолия Кацука. Сооруженные по заказу Виктора Ломакина, первого секретаря Приморского крайкома КПСС в 1980 году, эти монументальные панно посвящались рабочим профессиям Приморья: морякам, строителям, рыбакам. Сегодня эти находящиеся в стадии полураспада памятники позднесоветского модернизма с осыпающейся смальтой, обнаженным кирпично-бетонным основанием демонстрируют умирание и осыпание уже следующего «культурного» слоя – граффити. Руина, превращенная уличными художниками в стену для собственного высказывания, становится немым укором городу – чёрные слёзы рабочего, написанные баллончиком по специально привезённой во Владивосток из Ростова- на-Дону смальте, льются прямо на бетонные опоры стелы.

Городскую флору в выставочном проекте символизирует и живопись: абстрактные жёлто-зелёно-розовые композиции Павла Шукупова, члена арт-сообщества «33+1», складываются в крону большого дерева. Объекты из расходного материала шиномонтажа, «украшающие» весь город и сегодня ставшие его изгнанниками (использовать эти резиновые изделия в качестве дворовых клумб отныне запрещено), выглядят «гвоздями» экспозиции. «Ваза» с икебаной-сухостоем и «Лестница в небо» (оммаж «Бесконечной колонне» Константина Бранкузи) – во многом found objects, «найденные объекты»: схемы построения подобных конструкций из использованных покрышек были обнаружены на улицах самого города.

Так городская ткань главного города Приморья складывается в сложный пазл, слоеный пирог исторических смыслов и их забывания, инициатив и равнодушия, бытовых нужд и приспособлений, природы и цивилизации. Дерево–стена–машина, смальта–граффити–бетон, самостийные инсталляции из покрышек – только некоторые из найденных морфотипов одного города.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

10-12 МАЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / 12+

ВЕРНИСАЖ: 10 МАЯ / 19:00

Очередное взаимодействие участников Владивостокской школы современного искусства результирует в тотальную инсталляцию, демонстрирующую коллективное художественное высказывание на тему современности как таковой, при котором совместно делится (и проживается) настоящее время. Восприятие этого настоящего как категории не только временной, но и топологической, формирует наше отношение к месту, в котором мы находимся. Для визуализации феномена был выбран образ съёмного жилья как транзитного модуса, в котором сосуществуют не только студенты и резиденты открытого порта Владивосток, но и люди работоспособного возраста большинства крупных городов мира. Поводом для исследования темы служит как частный опыт людей из окружения участников ВШСИ, многие из которых живут в съёмных квартирах большую часть сознательной жизни, так и история самой школы современного искусства – объединения, которое уже четыре года существует во Владивостоке без фиксированного официального помещения и в своей выставочной практике часто обращается к формату квартирника.

Посетителю инсталляции предложат порассуждать о том, что такое «дом» или «свое место» в наше время сокращенного настоящего, и как следы чужого пребывания и диктатура старой мебели становятся самостоятельными акторами. Предметы быта в наших квартирах, которыми мы никогда не обладаем до конца, и домашние ритуалы ставят нас в невидимые сетевые отношения, а помещенные в выставочное пространство, они, через ощущение моментального (и сентиментального) узнавания, связывают зрителя с его повседневным опытом, давая возможность произведению художников в очередной раз стереть границу между обыденностью и сакральностью. Самостоятельная жизнь вещей, постоянная отсрочка ремонта в сдаваемой квартире, накопительство и фиксация в прошлом, отношения власти и подчинения в коллективном сожительстве, окружение себя материальными символами стабильности, невольный вуайеризм и свидетельствование соседской интимной жизни – лишь некоторые смысловые якоря инсталляции.

Жили-проживали: Кристина Александрова, Женя Барабаш, Яна Гапоненко, Марина Давидович, Денис Ерастов, Анастасия Есауленко, Елизавета Кириллова, Кирилл Крючков, Татьяна Нельмина, Сергей Цынгунов, Олеся Чернявская, Катя Шрамко.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

2 МАРТА – 26 МАЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» представляет публике интерактивный проект «Весна блаженная» владивостокской панк-романтической арт-группы ДВР («Дальневосточные разлучницы»).

Группа была образована во Владивостоке в 2016 году и за время своего существования определила себя в синтетическом жанре, совмещая музыку, поэзию, шум, перформанс и акцию. Местами выступлений группы ДВР были музеи, клубы, квартирники, Приморский океанариум, гаражи и городские улицы. Каждое выступление проходит в сотворчестве с поэтами, художниками, музыкантами и незнакомыми людьми, которые временно становятся частью «разлучниц». В таком текучем составе группа создает потоковое гибридное экстатическое действо.

Для ДВР ключевой инструмент повествования – это эстетика взаимодействия. Основной стилевой особенностью их работы является процессуальность и потоковость, явление «здесь и сейчас» без опоры на рассказ, точный сценарий и конечную форму. Поэтому выставка началась с чистого листа в пустом пространстве, которое постепенно наполняется событиями, новыми связями, артефактами и мифами. Так, коммуникация внутри микросообщества примет форму публичной дискуссии, вовлекая всех желающих зрителей в ход создания проекта и делая его неотъемлемой частью происходящего.

Ещё одной особенностью «Весны блаженной» является циклическая структура. Выставка дышит как живой организм и меняется от цикла к циклу. Каждый цикл сопровождается подготовкой, событием и «выставкой в выставке», в которой экспонатами являются следы события. После чего начинается новый цикл и придерживается такого же сценария. Обязательным условием является участие зрителей, специальное или случайное.

Вместо работы с традиционным форматом выставки художницы планируют создавать экспериментальную оперетту, предлагая посетителям отказаться от роли созерцающего зрителя и присоединиться к действию. Так, «Весна блаженная» призвана пробудить всех прикоснувшихся игрой, искусством и музыкой и приглашает каждого стать дальневосточной разлучницей.

10 ОКТЯБРЯ – 13 ЯНВАРЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открылся междисциплинарный выставочный проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов». Это третья интерпретация кураторского проекта Николая Смирнова, Кирилла Светлякова и Дмитрия Замятина «Метагеография. Пространство – Образ – Действие», созданная специально для Дальнего Востока и реализованная совместно с Государственной Третьяковской галереей.

Кураторы: Николай Смирнов, Кирилл Светляков

Научный консультант: Дмитрий Замятин

«Разрабатываемая выставкой тема метагеографии чрезвычайно важна для «Зари»: соотечественникам и иностранцам мы всегда рассказываем, где мы находимся, об особенностях города и региона. Теперь, открывая выставку, мы получаем возможность демонстрировать широкую палитру методов говорения о пространстве и нашего положения в нем. Ответ на вопрос «Где мы?» лежит не только на пересечении географических координат, но и в месте пересечения самых разных отношений, не только пространственных, но и временных, социальных, которые нами же и формируются. В контексте глобальных задач «Зари» — организации здесь актуального, мощного культурного маршрута, проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» является ключом к глубокому и всестороннему пониманию этого «места» и началу объемной дискуссии, которая будет поддерживаться параллельной экспозицией «Один Северо-Восток» и приуроченной к открытию выставки дискуссии «К новым политиям географического воображения», – отметила куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.

«Метагеография. Пространство – Образ – Действие» объединяет опыты географов, художников и исторических персонажей, принадлежащих к разным эпохам с 1920 по 2010-е годы. Основная часть выставки, где представлены образы пространства России, дополнена локальными особенностями, репрезентирующими пространственные представления, мифы и героев Приморья. В новую интерпретацию выставки также добавлен ряд иностранных художников, живущих и работающих в Гонконге, Шанхае, Лондоне, Париже. Один из разделов экспозиции практически полностью строится на местном контексте, ключевой здесь становится фигура Художника-Робинзона.

«Приморский контекст и его художественные практики во многом определяют характер этой версии проекта: в фокусе внимания находятся понятия ориентализма и экзотизма, -- рассказал один из кураторов выставки Николай Смирнов. — Ряд экспонатов исключительно для этой версии предоставлен Приморской картинной галереей и Домом-музеем Пришвина в Подмосковье. В целом проект «Метагеография» во Владивостоке становится и более сайт-специфичным, и более интернациональным одновременно».

С точки зрения метагеографии пространство воспринимается как придуманное и сконструированное, и внимание этой дисциплины направлено на осмыслениегеографических образов. Образы пространства сопоставляются и анализируются на материале географических карт, произведений искусства, научных и междисциплинарных произведений. Метагеография выступает в качестве «отмычки», позволяющей прослеживать генезис, сопоставлять, анализировать, понимать структуру и бытование в современной жизни пространственных образов, представлений и мифов различного уровня и происхождения.

Кураторский проект «Метагеография. Пространство – Образ – Действие» — это новый взгляд на географию, с одной стороны, трактующий все географическое пространство как придуманное, сконструированное, с другой — утверждающий важность образов в понимании пространства и бытовании таких понятий как «регион», «страна», «Европа», «Восток».

Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют, что метагеография — это инструмент не только для анализа и деконструкции локальных мифов и региональных образов. В настоящее время процесс глобализации побуждает к новому переживанию и моделированию пространства, в котором субъект также вынужден конструировать себя заново. В различных сообществах наблюдается процесс регионализации и возникает запрос на территориальную идентичность. Сегодня люди осознают зыбкость установленных границ, относительность понятий «центра» и «периферии».

В этой ситуации искусство выступает как инструмент действия, производства пространств и конструирования авторских метагеографий.

Для выставки во Владивостоке архитектор Дмитрий Щукин разработал специальный дизайн, который, с одной стороны, наследует прошлым решениям, с другой — получает новую трактовку. В экспозиции присутствуют особые выставочные конструкции —машины для показа произведений. Некоторые работы, среди которых — художественные объекты Кирилла Савченкова, впервые показаны в том виде, как задумано художником. Экспозиция выставки создана по принципу открытого ландшафта – пространства с группой смотровых площадок, где произведения искусства не демонстрируются, а скорее соприсутствуют в одном месте со зрителями.

Важным элементом выставки станет перформативный симпозиум «К новым политиям географического воображения», который пройдет с 7 по 9 октября между открытием выставок «Один Северо-Восток» и «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов», объединяя участников и экспертов с обеих сторон, как и специально приглашенных гостей. Три события — два вернисажа и перфоманс — сформируют своеобразную интернациональную мини-биеннале, посвященную практикам и политике географического воображения. Выставка «Один Северо-Восток» открыта в малом зале ЦСИ «Заря» с 7 октября по 16 декабря.

Отдельным событием симпозиума являлся пред-премьерный показ нового фильма Антона Видокле «Биокосмизм в Японии», основанного на сочинениях футуриста, анархиста и основателя био-космизма Александра Святогора.

В свете проблематики геокультурной и геополитической идентичности региона, симпозиум включает в себя политико-поэтические работы, направленные на разработку «приморского» воображения. Программа фокусируется на Приморье как месте потенциальных географических воображений, воплощенных как в произведениях художников, писателей и радикальных режиссеров, так и в передвижениях и пространственных практиках «обычных» людей.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

* В проект «Метагеография» включены работы из коллекции Третьяковской галереи, работы художников из Великобритании, Гонконга, Шанхая и Владивостока, работы географов, карты из коллекции Государственного Исторического Музея, работы из коллекции Приморской картинной галереи и Приморского музея имени Арсеньева.

Полный список авторов представленных на выставке произведений: энциклопедист Семен Ремезов (Semyon Remezov), британские художники Корин Сильва (Corinne Silva) и Идит Натан (Idit Nathan), метагеограф Дмитрий Замятин (Dmitry Zamyatin), эмигрант Ольга Юргенсон (Olga Jürgenson), художник из Шанхая Ли Жань (Li Ran), робинзон Александр Казанцев (Alexander Kazantsev), теоретик географии Борис Родоман (Boris Rodoman), капитан Николай Штуккенберг (Nikolay Shtukkenberg), австралийско-гонконгский коллектив «Чжэн Малер», приморские художники: Виктор Федоров (Viktor Fedorov), Евгений Панкратьев (Evgeny Pankratyev), группировка Hero4Hero, Кирилл Шебеко (Kirill Shebeko), Илларион Палшков (Hilarion Palshkov), музыкальная группа «Туманный стон», science-art художник Евгений Стрелков (Yevgeny Strelkov), первый профессиональный художник Приморья Василий Шешунов (Vasily Sheshunov), объединение «Вверх!», первопроходец Владимир Арсеньев (Vladimir Arsenyev), французско-российские художники Елизавета Коновалова (Elizaveta Konovalova) и Татьяна Эфрусси (Tatyana Efrussi), художники из Москвы: Кирилл Савченков (Kirill Savchenkov), Михаил Максимов (Mikhail Maksimov), Максим Смиренномудренский (Maksim Smirennomudrensky), Максим Шер (Max Sher), Екатерина Лазарева (Ekaterina Lazareva), Павел Отдельнов (Pavel Otdelnov), Дмитрий Филиппов (Dmitry Filippov), Дмитрий Венков (Dmitry Venkov), Егор Плотников (Egor Plotnikov), член Союза Художников Ильяс Зинатулин (Ilias Zinatulin), группа «Коллективные Действия», фотограф Михаил Пришвин (Mikhail Prishvin), художники из собрания Третьяковской галереи Наталья Гончарова (Natalia Goncharova), Елена Берг (Elena Berg), Иван Чуйков (Ivan Chuikov), Валерий Герловин (Valery Gerlovin), Вячеслав Колейчук (Vyacheslav Koleichuk), Михаил Тарханов (Mikhail Tarkhanov), Ирина Дубровская (Irina Dubrovskaya), Николай Козлов (Nikolai Kozlov).

22 ДЕКАБРЯ – 24 ФЕВРАЛЯ / МАЛЫЙ ЗАЛ

ВЕРНИСАЖ 21 ДЕКАБРЯ / СБОР ГОСТЕЙ В 18:00 / ОТКРЫТИЕ В 19:30

Страта: заповедник памяти / Stratum: sanctuary — проект-исследование группировки Hero4Hero, интегральный взгляд на культурный ландшафт Приморского края. Авторы исследуют территорию как живую, наполненную локальными смыслами и в то же время предметную, осязаемую среду человеческой жизни.

Рассматривая отток людей с Дальнего Востока России, одной из причин внутренней миграции авторы видят в ненайденных, неналаженных, несформировавшихся связях населения с местом проживания и приглашают зрителя посмотреть на территорию не с позиции географической категории, а с позиции «ландшафта души» человека, многомерного пространства, которое можно осмыслить только умом и сердцем.

Авторы предлагают выйти из карты проживания и вернуться на территорию жизни, обрести ее как место собственной силы, выйти из роли колонизатора и почувствовать себя аборигеном — тем, кто землю не завоевывает (осваивает), а живет на ней (развивает), кто чувствует свою укорененность в месте проживания, а не временность и вынужденность пребывания здесь.

Исследуя различные смысловые поля — историческое, этнографическое, археологическое, мифологическое — художники вступают в диалог с территорией. Через инструментарий актуального искусства они транслируют опыт переживания пространства и ставят вопрос собственной этнической идентичности.

В экспозиции выставки авторы создают сакральное место — лабораторию времени, где смешивают символы прошлого, настоящего и будущего с собственным опытом переживания исследуемого ландшафта и приглашают зрителя к взаимодействию с образами территории, восстановлению равновесия между этой территорией и восприятием ее пространства.

В проекте используется технология дополненной реальности.

Внимание, на вернисаже планируется проведение удегэйского шаманского обряда, потомственной шаманкой из Красного Яра. Как и 100-200 лет назад, современный шаманский обряд — импровизация, а не отрепетированная постановка.

Проект создан при поддержке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, Национального парка «Бикин».

ВХОД СВОБОДНЫЙ

«Страта: заповедник памяти» — продолжение исследования мифологической реальности Приморского края, начатое группировкой в работе SHAMAN SELFIE, показанной в Центре современного искусства «Заря» на международной выставке «Один Северо-Восток», посвященной транскультурному положению Владивостока в Северо-Восточной Азии.

*Группировка Hero4Hero основана во Владивостоке в 2015 году Ксенией Фроловой и Романом Иванищевым. В 2015 году основатели группировки прошли авторский курс по современному искусству Марии Крамар «Пересмотр границ» на базе ЦСИ «Заря» во Владивостоке. В 2017 году в Москве в рамках программы «Полевые исследования: факультеты выходного дня» в Музее современного искусства «Гараж» представляли проект MANNA на факультете Арсения Жиляева.

Участники Владивостокской международной биеннале визуальных искусств в 2017 году. Персональная выставка в Московском музее современного искусства (ММОМА) в 2018 году. Участники региональных коллективных выставок. Авторы проекта «Плоды воображения. Невельской». Направление работы: инсталляция, архивное искусство. В работе графический роман о Геннадии Ивановиче Невельском — http://nevelskoy.ru

Сайт группировки: http://hero4hero.ru

21 ДЕКАБРЯ – 14 ЯНВАРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

ОТКРЫТИЕ: 21 ДЕКАБРЯ / 19:00

В мастерской арт-резиденции «Заря» состоится открытие выставки Ма Хайцзяо (КНР) «Невидимый берег». Экспозиция представит фотографии, сделанные художником во время пребывания во Владивостоке.

Проект первого китайского участника арт-резиденции Ма Хайцзяо – рефлексия на тему взаимоотношений между Китаем и Россией, касающиеся как истории, так и современности Владивостока. Две фотографические серии основываются на личных впечатлениях автора, впервые посетившего город, и становятся их поэтической трактовкой.

Как известно, китайская диаспора проживала во Владивостоке с момента его основания. В конце XIX – начале XXвеков она была самой многочисленной и в значительной степени повлияла на развитие экономики и городское хозяйство в целом. После 1930-х годов связь города с Китаем была надолго прервана, пока уже в 90-е годы рынки не наполнились китайскими товарами и услугами, а с недавнего времени Владивосток стал популярен и среди туристов из КНР.

Эта история взаимоотношений, характерная исключительно для Владивостока, стала отправной точкой для работ Ма Хайцзяо. Так, серия «Невидимый берег» работает с повсеместностью китайского текста на улицах города. Во время своих первых прогулок по Владивостоку художник был впечатлен обилием фраз на китайском языке, которые вплетены в обыденную жизнь и стали уже привычной частью визуального облика города. Обнаруживать родной язык в большой стране – необычный для художника опыт, с которым ему еще не приходилось сталкиваться во время других путешествий.

При этом тексты на китайском, которые можно увидеть во Владивостоке, имеют самый разный характер: среди них встречаются как традиционные «Желаем безопасности, куда бы вы ни отправились» (китайское новогоднее пожелание) или «Отпусти это» (одно из основных положений буддизма) на подвеске в салоне такси, так и, к примеру, «Безлимитное мясо» или «Отсюда открывается несравненный вид» на вывеске ресторана. Художник собрал эти разношерстные отрывки текста и перенес на обломки дерева, которые затем запустил в воды пограничных территорий.

Часть фотографий была сделана на озере Ханка, по которому проходит граница между Китаем и РФ, другая локация съемок – акватория залива Петра Великого, бухты острова Русский и Амурский залив. Вода видится художнику как стихия, связывающая две страны, поскольку, будучи постоянно подвижной, она совершает нескончаемое возвращение от одного берега к другому. Название серии отсылает к тому факту, что где-то за горизонтом, на противоположном краю обширного водного пространства скрывается другая, незнакомая нам земля, которую мы не можем увидеть его из-за ее отдаленности.

Другая серия, «В тихом месте», отсылает к роли китайской диаспоры в истории города. Художник на стандартных рекламных вывесках воспроизводит фразу «И самое большое зло, которое может сделать для нас нация – это уйти отсюда разом». Она является оммажем к цитате, приведенной в книге Д. Анча и Н. Мизь «Китайская диаспора во Владивостоке: страницы истории» и иллюстрирующей положение китайцев в начале XXвека: «И самое большое зло, которое могут нам сделать здесь китайцы – это уйти разом из Владивостока». Известно, что китайская рабочая сила была незаменима в городе, и представители разных национальностей жили в тесном взаимодействии. Однако художник подчеркивает не столько значение китайской диаспоры, сколько универсальность утверждения – любая нация, покидая привычное место, наносит ему ощутимую травму. И одним из примеров может стать Дальний Восток в 30-е годы, когда в связи со сменой политики СССР по отношению к проживающим на его территории иностранцам большая часть китайского населения была депортирована из региона.

Фотовыставка Ма Хайцзяо завершит сезон резиденции в 2018 году, которая за прошедший год приняла 20 индивидуальных художников и коллективов из 10 стран мира.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Для посещения необходимо обратиться на ресепшен.

* Ма Хайцзяо (Haijiao MA, р. 1990) – фотограф и видеохудожник, который живет и работает в Пекине. Учился в Китайской академии искусств, где получил степени бакалавра и магистра искусств. Его художественная практика прочно связана с интересом к ежедневной рутине, которая становится стартовой точкой для разработки повествовательной логики его работ.

Среди недавних выставок Ма Хайдзяо – July in Berlin (Migrant Bird Space, Берлин, 2018), Happy Valley (Tabula Rasa Gallery, Пекин, 2018), Today's Yesterday, 1-я Анренская биеннале (Анрен, Ченду, 2017), Message to the Future (Canvas Contemporary Gallery, Амстердам, 2017), The New Normal (Ullens Center for Contemporary Art, Пекин, 2017), Semantic Satiation (Tabula Rasa Gallery, Пекин, 2017), Why Not Ask Again, 11-я Шанхайская биеннале (Power Station of Art, Shanghai, 2016), Fly Without Wings (V ART Center, Шанхай, 2015). Он также является финалистом 10-й премии Three Shadows Photography Award и был номинирован на премию для молодых китайских художников A021xPORSCHE Young Chinese Artist of the Year в 2017 г. Его работа «Mr.Quan» вошла в коллекцию музея Power Station of Art в Шанхае.

Подробнее о художнике: www.mahaijiao.cn

17-25 НОЯБРЯ 2018 / 19:00 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД)

В мастерской арт-резиденции «Заря» открылась выставка художника Лёхи Г. «Маленькие хитрости в маленьком городе», которая представит итоги его пребывания в арт-резиденции. Выставка продлится до 25 ноября включительно. Для посещения необходимо обратиться на ресепшн ЦСИ «Заря».

Лёха Г. – владивостокский музыкант и художник, работающий с найденными объектами, ассамбляжем, компьютерной графикой «лоу-фай» и зарисовками с натуры, запечатлевающими абсурдность повседневности. Впрочем, слово «художник» не вполне применимо к нему – сам он именует себя «поделочником», или «подделочником», отвергая таким образом саму систему современного искусства, в которую не собирается встраиваться.

Собственно, «поделки», или «подделки» – одна из самых больших его серий, которая представляет собой ассамбляжи из выброшенных игрушек. Сопровождаемые подписями, они складываются в небольшие композиции, повествующие абсурдные истории. Лёха Г. также активно работает над «Студией всего Цезарь и Тренога», регулярно публикуя обновления на странице своего сообщества ВКонтакте. Среди работ студии можно найти упрощенный и намеренно «плохой» графический дизайн, высмеивающий распространенные в рекламе штампы и клише, повсеместную приверженность к англицизмам и вообще излишний пафос, окружающий товары, услуги и «креативный труд».

Наработки предыдущих серий получают новое развитие в проекте для резиденции, однако с большим размахом, становясь полномасштабными инсталляциями, иногда интерактивными, а некоторые из прежних задумок обретают наконец материальное воплощение. «Маленькие хитрости в маленьком городе» – это набор изобретений, призванных облегчить жизнь горожанам. Например, известно, что во Владивостоке есть проблема с парковочными местами во дворах жилых домов, и Лёха Г. предлагает альтернативный способ вертикальной парковки. Среди других «хитростей» – открывающее любые двери кольцо «всеподъездья», таблички для переговоров между автомобилистами, мобильные ограждения для пешеходных переходов и многие другие парадоксальные объекты.

Впрочем, решения, предлагаемые художником, не применимы на практике. Он и не ставит утилитарность своей целью. Скорее, «хитрости» Лёхи Г. – это живая и хулиганская реакция на общую беспросветную необустроенность, сопровождающую нас на каждом шагу, каждый день. И, чтобы от этой обыденности не мутило, можно ее высмеять и выхолостить.

В выставке участвуют и работы гостей мастерской Лёхи Г. – «под(д)елки», которые создавались на протяжении прошедшего месяца. Показывая всем желающим принципы создания своих ассамбляжей, художник демонстрирует на практике, что современное искусство доступно каждому. Возможно, однажды учение Лёхи Г. пойдет «в народ», а вот куда оно заведет его самого – вопрос интересный и пока открытый.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

*Лёха Г. (Алексей Круткин, р. 1983) – владивостокский художник и музыкант. Руководитель Студии всего «Цезарь и Тренога», организатор проекта «Фэшн юродивый». Он же поэт-песенник Лёня Челюскинский, рок-гитарист и основатель группы «БИО ВИА ай ЖЫ», пионер философского движения биоидиотизма, а также главный художник афиш клуба «Контрабанда» (Владивосток). Представлял персональную выставку в галерее «Арка» (Владивосток, 2017). Участник групповых выставок, в числе которых «Трагедия в углу» (Музей Москвы, 2018), «Рядом с небожителями» (галерея ARTIS, 2017), «Край бунтарей» (ММСИ, 2017, Музей Эрарта, 2016, ЦСИ «Заря», 2015).

О проектах художника можно узнать больше на его сайте: https://biovia.jimdo.com