КАРТИНА В МУЗЕЕ СЛЫШИТ БОЛЬШЕ ГЛУПОСТЕЙ, ЧЕМ КТО БЫ ТО НИ БЫЛО В МИРЕ. ЭДМОН ГОНКУР
ВЕЖЛИВАЯ РЫБА / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФОТОГРАФА ЕЛЕНЫ АНОСОВОЙ

1 - 23 СЕНТЯБРЯ

ОТКРЫТИЕ: 31 АВГУСТА / 19:30 / МАЛЫЙ ЗАЛ ЦСИ ЗАРЯ

Процесс взаимопроникновения российской и азиатской культур, сосуществующих во Владивостоке, стал основой исследования резидента из Сибири Елены Аносовой, итог которого представлен в Центре современного искусства "Заря". Владивостокская выставка Аносовой служит одновременно, с одной стороны, личным итогом изолированной интенсивной работы художника наедине со своим предметом исследования, а с другой - автономной, долгожданной для города документацией стыка двух этносов в одном месте.


Будучи документальным исследователем, Аносова в своем проекте "Вежливая рыба" фиксирует точки напряжения в пересечении двух культур и взаимовлияние их компонентов при взаимодействии - межэтнические браки, азиатские виды коллективных занятий спортом или музыкой в их владивостокском прочтении, элементы интервенции восточной уличной архитектуры в местный ландшафт. Используя традиционный для своих исследований метод погружения, Аносова выявляет феномен "вежливой рыбы" - ситуацию противоречивости и полярности двух противоположностей, двух сторон одной медали, различия внешней вежливости и внутренней осторожности, так присущего азиатскому миру.

Проблематика идентичности русского человека, проживающего на приграничной территории Приморского края, тем больше позволяет подчеркнуть его "русскость", чем он ближе к своему азиатскому соседу, для которого тот русский - зачастую первый опыт культурного восприятия "себе противоположного".
Перманентный конфликт в природе мужского и женского, юного и зрелого, коллективного и индивидуального, восточного и западного через взаимодействие крайних противоположностей (инь и ян) - это то, что раскрывается наиболее точно именно на приграничной территории и то, что Аносова в своем проекте "Вежливая рыба" выносит на первый смысловой план.

Попытку найти современные эквиваленты представлениям и идеалам исторического контекста на приграничных приморских территориях мы находим в визуальных метафорах работ Аносовой на "Рождение Венеры" Боттичелли (девушка, стоящая в обломке бетона, словно на пороге чего-то нового в новом открытом порту Владивостока) и на "Замерзшую Венеру" Рубенса (девушка с привязанным к спине ребенком, сидящая на корточках в саду камней словно в попытке не быть замеченной, но быть ближе к природе).
Утопающие в заросшей траве новенькие автомобили на "Зеленке", ушуисты на "Набке", озеро лотосов в лоне природы или каменные джунгли кампуса с его стерильной набережной - наравне с вполне угадывающимися сюжетами местный зритель вдруг узнает, что в центре Владивостока установлена детская площадка с китайскими иероглифами, а в поселке Раздольном каждое лето работает детский военизированный лагерь. Со снимков на нас смотрим мы современные: лица скрыты, границы размыты, азиаты - в европеизированном обществе, европейцы - с азиатским менталитетом. Естественная среда обитания героев, естественная пластичность самих персонажей "растворяет" их в городе как рыб в воде.

Аналогичный по методу исследования проект взаимопроникновения двух культур, проживающих на одной территории - бурятов и русских в Сибири - проделала автор, в течение трех лет снимая серию "Сааган саг".
Один из самых важных проектов фотографа на сегодняшний день - это трилогия "Отделение" о закрытых женских институциях. Первая часть была снята в сибирских колониях, по ее итогам вышла фотокнига.

Елена Аносова (род. в 1983 г.) - документальный фотограф, живет и работает в Иркутске и Москве. С 2013 г. проходит обучение в Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В 2015 году стала победителем международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина, Балтийской биеннале фотографии "Фотомания" в направлении "Документальная фотография", победителем конкурса "Молодые фотографы России", лауреатом стипендии Министерства Культуры РФ для молодых деятелей культуры и искусства.