ТЕЛО ИСКУССТВА БЕЗУСТАННО ПЕРЕВОПЛОЩАЕТСЯ И УКРЕПЛЯЕТ ОСНОВУ СКЕЛЕТА В УПОРНЫЕ КРЕПКИЕ СВЯЗИ, СОГЛАСУЯСЬ С ВРЕМЕНЕМ. КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИТОГОВОГО ПРОЕКТА ЯРОСЛАВЫ КОМИССАРОВОЙ

1 ИЮЛЯ / 19:00–20:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Художница из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова в своих инсталляциях, публичных интервенциях и росписях стен обращается к историям территории Приморского края как разветвленной структуре, образующей частные и коллективные нарративы. В рамках арт-резиденции «Заря» ее интересовало этнографическое наследие земли, на которой раскинулся Владивосток и города вокруг него.

Проведя активную исследовательскую работу, Ярослава проанализировала исторический ландшафт Приморья через роспись двух стен — внутри ЦСИ и на уличной территории Фабрики. В рамках открытия также пройдет презентация зинов, созданных участниками её июньских мастер-классов: практикуя искусство соучастия, художница вступает в полилог не только с молодыми художниками и поэтами Владивостока, но и с самим пространством читального зала «Зари».

  • Terra incognita / Читальный зал

В основу изображения легла карта, найденная художницей в собрании Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Береговая линия вдоль территории Приморского края, прорисованная угадываемой абстрактной волной, меняет тон в зависимости от уровня воды у побережья изображенного Японского моря, а цветовая градация становится своеобразной шкалой уровня загрязнения прибрежных вод, референс для которой также был обнаружен в музее. Сетку, которую Ярослава изображает как основу рисунка, можно отнести как к модернистской сетке, описанной искусствоведом Розалиндой Краусс, так и к навигационным картам, позволяющим морякам Приморья передвигаться по водной территории региона. Комиссарова словно отменяет время и называет изображенную территорию «терра инкогнита» (от лат. terra incognita — «неизвестная земля»), давая понять, что не все земли на планете могут быть до конца исследованы. В работе вообще много символичного: к примеру, красная лента здесь служит метафорой частной жизни, всегда пролегающей параллельно большим историческим нарративам. При этом никаких готовых ответов о навигации в «смутное время» художница не дает, предоставив право каждому зрителю самостоятельно найти для себя свой ответ на сложные вопросы.

  • Царства проходящие / Уличная территория Фабрики «Заря»

Посещение Музея истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН позволило Ярославе сделать акцент на непревалирующей (в Приморье чаще всего встречаются удэгейцы) коренной народности региона — айнах, живших, преимущественно, на острове Сахалин. На уличной территории художница изображает двух представительниц этого народа, а также «Абрикосовый храм» (один из первых буддистских храмов на карте современного Приморья). Вопрос прав малых народностей на территории обширного государства сегодня волнует художницу особенно сильно.

Комиссарову вдохновляет и сила природы, сформировавшая характер местных жителей. Она называет ее «первичной стихией, не принимающей личин». По словам Ярославы, именно нахождение в такой заряженной энергией точке на стыке цивилизаций и позволяет современным жителям развивать в себе потенциал к преодолению ксенофобии. Территория, перемещение людей по которой всегда было активным и непрерывным, задает особую напряженность воздуху и земле.

Владивосток — территория для страны относительно молодая, и артефакты времени здесь хранят истории прежних территорий Маньчжурии и Бохайского царства. Быт задается условиями географии пространства, и свидетельствами времени становятся уже не киоты, как в Центральной России и на севере, а иные рукотворные предметы, часто входившие в быт удэгейских поселений — такие как, например, одежда и обувь из рыбьей кожи. Петроглифы в Хабаровском крае также могут служить проявленными следами истории места.

Вплетая в свой проект археологию фольклора и нарративов единомышленников, с которыми Ярослава познакомилась во время резиденции, художница выступает своеобразным проводником коллективного знания о том, какие же слои истории хранит Приморье и что выкристаллизовывается на поверхности ископаемых смыслов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Яна Гапоненко, ментор арт-резиденции «Заря»