ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ОСВОБОЖДАЛИСЬ ОТ НОРМ ТРАДИЦИИ И СОЗДАВАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЕЕ ЦЕННОСТЯМ; И ИМЕННО ЭТИ ХУДОЖНИКИ ОБЪЯВЛЯЮТСЯ ЛУЧШИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ТРАДИЦИИ. ДЖОН БЕРГЕР
Комиссарова Ярослава

1 ИЮЛЯ / 19:00–20:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Художница из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова в своих инсталляциях, публичных интервенциях и росписях стен обращается к историям территории Приморского края как разветвленной структуре, образующей частные и коллективные нарративы. В рамках арт-резиденции «Заря» ее интересовало этнографическое наследие земли, на которой раскинулся Владивосток и города вокруг него.

Проведя активную исследовательскую работу, Ярослава проанализировала исторический ландшафт Приморья через роспись двух стен — внутри ЦСИ и на уличной территории Фабрики. В рамках открытия также пройдет презентация зинов, созданных участниками её июньских мастер-классов: практикуя искусство соучастия, художница вступает в полилог не только с молодыми художниками и поэтами Владивостока, но и с самим пространством читального зала «Зари».

  • Terra incognita / Читальный зал

В основу изображения легла карта, найденная художницей в собрании Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Береговая линия вдоль территории Приморского края, прорисованная угадываемой абстрактной волной, меняет тон в зависимости от уровня воды у побережья изображенного Японского моря, а цветовая градация становится своеобразной шкалой уровня загрязнения прибрежных вод, референс для которой также был обнаружен в музее. Сетку, которую Ярослава изображает как основу рисунка, можно отнести как к модернистской сетке, описанной искусствоведом Розалиндой Краусс, так и к навигационным картам, позволяющим морякам Приморья передвигаться по водной территории региона. Комиссарова словно отменяет время и называет изображенную территорию «терра инкогнита» (от лат. terra incognita — «неизвестная земля»), давая понять, что не все земли на планете могут быть до конца исследованы. В работе вообще много символичного: к примеру, красная лента здесь служит метафорой частной жизни, всегда пролегающей параллельно большим историческим нарративам. При этом никаких готовых ответов о навигации в «смутное время» художница не дает, предоставив право каждому зрителю самостоятельно найти для себя свой ответ на сложные вопросы.

  • Царства проходящие / Уличная территория Фабрики «Заря»

Посещение Музея истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН позволило Ярославе сделать акцент на непревалирующей (в Приморье чаще всего встречаются удэгейцы) коренной народности региона — айнах, живших, преимущественно, на острове Сахалин. На уличной территории художница изображает двух представительниц этого народа, а также «Абрикосовый храм» (один из первых буддистских храмов на карте современного Приморья). Вопрос прав малых народностей на территории обширного государства сегодня волнует художницу особенно сильно.

Комиссарову вдохновляет и сила природы, сформировавшая характер местных жителей. Она называет ее «первичной стихией, не принимающей личин». По словам Ярославы, именно нахождение в такой заряженной энергией точке на стыке цивилизаций и позволяет современным жителям развивать в себе потенциал к преодолению ксенофобии. Территория, перемещение людей по которой всегда было активным и непрерывным, задает особую напряженность воздуху и земле.

Владивосток — территория для страны относительно молодая, и артефакты времени здесь хранят истории прежних территорий Маньчжурии и Бохайского царства. Быт задается условиями географии пространства, и свидетельствами времени становятся уже не киоты, как в Центральной России и на севере, а иные рукотворные предметы, часто входившие в быт удэгейских поселений — такие как, например, одежда и обувь из рыбьей кожи. Петроглифы в Хабаровском крае также могут служить проявленными следами истории места.

Вплетая в свой проект археологию фольклора и нарративов единомышленников, с которыми Ярослава познакомилась во время резиденции, художница выступает своеобразным проводником коллективного знания о том, какие же слои истории хранит Приморье и что выкристаллизовывается на поверхности ископаемых смыслов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Яна Гапоненко, ментор арт-резиденции «Заря»

20 МАЯ / 16:0017:30 / КИНОЗАЛ

В рамках «Ночи музеев» свою приветственную встречу проведет новая резидентка «Зари» Ярослава Комиссарова (Санкт-Петербург), где расскажет про художественный опыт и будущий проект во Владивостоке.

Деятельность Комиссаровой разделена на две взаимодополняющие части: работа с малой формой (лист бумаги — рисунок, графика) и работа с пространством (инсталляция, стрит-арт). Она создает визуально минималистичные работы в заброшенных пространствах и на природе, внимательно анализируя их особенности и фактуру. Важным жанром для Ярославы является анималистика — через образы животных она изучает локальную идентичность разных мест.

В своих проектах художница исследует антропологию, национальную природу и природу человека в целом, принятие себя и преодоление ксенофобии. Не менее значима и тема детства: иллюстрации к сказкам, издания детских книг. В проектах Комиссаровой также можно найти литературные, архитектурные, фольклорные и мифологические отсылки.

В резиденции художница планирует создать масштабную роспись и провести несколько занятий с подростками. Уроки будут построены как на освоении нового (например, композиция небольшой книги), так и на их личных размышлениях (например, наполнение зина своими мыслями-рисунками).

  • Справка:

Ярослава Комиссарова (род. 1989, Ленинград) – художница, иллюстратор. Окончила Академию им. А. Л. Штиглица, факультет живописи и реставрации. С 2018 года является членом Санкт-Петербургского Союза художников. Избранные групповые выставки: «Красный угол» (галерея «PROGRAFICA», Санкт-Петербург, 2022), «Пересборка» (арт-резиденция «Шкаф», Санкт-Петербург, 2022). Участница резиденции «Марьин Дом» (Архангельская область, 2021).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Изображение: Ярослава Комиссарова. Hortus Edenis. 2022. Грунтовка, фасадная акриловая краска.