КАРТИНА В МУЗЕЕ СЛЫШИТ БОЛЬШЕ ГЛУПОСТЕЙ, ЧЕМ КТО БЫ ТО НИ БЫЛО В МИРЕ. ЭДМОН ГОНКУР
Морозова Елизавета

30 ИЮЛЯ – 22 АВГУСТА / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

ВЕРНИСАЖ: 30 ИЮЛЯ 19:00

Участница арт-резиденции «Заря» Лиза Морозова представит свой отчетный проект «Владивосток-Репейный». Название выставки, аналогичное именам железнодорожных станций, делает акцент на том, что для нее этот проект – воображаемая точка на пути художника-путешественника. В данном случае имеют значение не только географические, но и временные координаты: техника, в которой выполнены составляющие основу выставки объекты, знаменует текущий период художественной деятельности автора.

Лиза Морозова выкладывает из репейника стихи на половых тряпках, причем каждая буква или письменный знак соответствует одному репейнику. Уравненные между собой языковые единицы освобождаются от своего значения, а текст трансформируется в абстрактную композицию. Обнаруживая таким образом визуальную структуру текста, художница исследует грань между вербальным и визуальным.

Использование репейника и половых тряпок в качестве основного медиума становится способом достижения нонспектакулярности, своего рода визуального аскетизма, как определяет его сама художница. Неудобный в обращении, неброский визуально материал становится в руках художницы посредником в передаче состояний «эфемерности, природности, детскости». Можно также предположить, что, используя имеющий четкие тактильные ассоциации репейник, художница придает тексту дополнительную осязательность.

Также здесь находит свое применение часто используемый художницей прием – буквализация устойчивых языковых конструкций, идиом. Так, в своих перформансах и инсталляциях она обыгрывала значение выражений «вешать лапшу», «развесистая клюква» и др.; в данном проекте репейник становится тем, что в буквальном смысле «цепляет» – так, как иногда «цепляет внимание» определенный объект, «цепляет за душу» произведение искусства.

При всей абстрактности конечного результата художнице вовсе не безразлично смысловое содержание используемых ею поэтических текстов. Во время резиденции во Владивостоке Лиза Морозова изучала тексты местных авторов – поэзию, фольклор, песни, общалась с ними и в результате выбрала более десятка произведений. Художницу в первую очередь интересовали поэтические тексты авторов, так или иначе связанных с местным контекстом – от Осипа Мандельштама и Варлама Шаламова, Давида Бурлюка и Арсения Несмелова до современных владивостокских поэтов: объединения «Серая лошадь», Спартака Голикова, а также художников и музыкантов Павла Шугурова и Михаила Павина.

Язык представляется нам точным способом коммуникации между людьми, однако несложно обнаружить его подвижность, податливость, субъективность и ненадежность. По словам Лизы Морозовой, ее выставка «Владивосток-Репейный» – про язык искусства, разные способы схватывания смыслов и про невозможность этого достичь, про тотальную невыразимость.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

19 ИЮНЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ / 18+

Участник программы арт-резиденции «Заря» Лиза Морозова представит двухчастную лекцию, в которой представит свою деятельность с разных сторон.Первая часть будет посвящена проекту «Репейниковая поэзия», которым художница занимается в последнее время; во второй части она предстанет в своем более привычном амплуа - как автор перформансов.

Вход свободный.

24 ИЮНЯ – 2 ИЮЛЯ 2016

КИНОЗАЛ / ЦЕХ 2, ВХОД 9
18+

Мастерская перформанса, приуроченная к выставке «Острова Юрия Соболева» – попытка актуализировать подход к перформансу Ю. Соболева, использовать его опыт преподавания в современном контексте. Образовательные программы выставки будут продолжена в августе курсом «Границы видео» художника Константина Аджера.

Ведущая курса – Лиза Морозова, одна из центральных фигур российского перформанса, ученица Юрия Соболева и участница программы арт-резиденции «Заря». Цели мастерской – помочь в исследовании возможностей собственного тела и научиться работать с персональной мифологией. В ходе занятий будут затронуты такие темы, как перформанс в качестве персонального ритуала, лиминальность в перформансе, телесность, проблемы коммуникации и автокоммуникации.

Курс состоит из 2-х теоретических и 2-х практических занятий длительностью 2-3 часа, которые затем продолжатся индивидуальными консультациями участников.

Программа занятий:

24 ИЮНЯ / ПЯТНИЦА / 19:00 / КИНОЗАЛ
Лекция 1. Школа Юрия Соболева как феномен.

26 ИЮНЯ / ВОСКРЕСЕНЬЕ / 17:00 / КИНОЗАЛ
Лекция 2. Группа "Запасной выход" в контексте классического перформанса.
Первый российский опыт телесного экзистенциального перформанса. Группа, последовательно разрабатывавшая традицию, идущую от Марины Абрамович, еще в 1990-е годы.

1 ИЮЛЯ / ПЯТНИЦА / 19:00 / ЦЕХ 2, 9 ВХОД
Лекция 3 (практическое занятие). Упражнения из знаменитого тренинга Марины Абрамович, других перформансных школ, отдельные арт-терапевтические техники, авторские наработки.

2 ИЮЛЯ / СУББОТА / 19:00 / ЦЕХ 2, 9 ВХОД
Лекция 4 (практическое занятие). Продолжение изучения практик и техник, рассмотренных на предыдущем занятии.

С 8 ИЮЛЯ – консультации по личным перформансным проектам.

О ведущей:
Лиза Морозова работает в разнообразных жанрах – перформанс, инсталляция, объект, видео. Лиза родилась в 1973 г. в Москве, в 2000 г. закончила ЦФ СПАТИ "Интерстудио", Мастерскую Паратеатральных форм. В 1995-2003 гг. – член арт-группы «Запасный выход». В 1999-2000 гг. обучалась в Школе современного искусства при Фонде Сороса и ИСИ, Москва. В 2000-2008 гг. – член Программы «ESCAPE». С 2004 г. ведёт собственный социально-образовательный проект «Performance Art Studio». В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную воздействию перформанса. С 2008 года вела в интернет-издании OpenSpace.ru авторскую колонку «Перформанс вокруг нас с Лизой Морозовой». С 2011 г. - преподаватель перформанса в Школе Родченко. С 2013 г. – в Школе "Свободные мастерские" при ММСИ. С 2015 г. – мастер курса Школы Перформанса PYRFYR на Солянке. Участница многочисленных выставок и фестивалей в разных странах мира, в том числе Московской биеннале (2005, 2007, 2009), Пражской биеннале (2003), Биеннале в Салониках, Греция (2011), PERFORMA (2011), а также в Венецианской биеннале (2005) совместно с Программой «ESCAPE». Номинант премии Кандинского (2013, 2015) и Премии Московской Биеннале (2015).

О группе «Запасной выход» (1994-2003, Царское Село):
Последний любимый проект Юрия Соболева, в состав которого входили молодые художники – студенты и стажеры Мастерской паратеатральных форм. Важными особенностями работ художников группы являлись синтез и взаимопроникновение различных языков и стратегий как современного визуального искусства, так и театра, музыки, использование опыта психологических и ритуальных практик различных культур.

На курс требуется предварительная запись.
Тел.: +7 423 231 71 00
E-mail: info@zaryavladivostok.ru