ДЛЯ ПРОВЕРКИ, ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕТ ИГРАЮТ АКТЕРЫ, НАДО ПОСТАВИТЬ ТОЛСТОЕ СТЕКЛО МЕЖДУ НИМИ И ЗАЛОМ, ЕСЛИ ЗАЛУ НЕ СЛЫШНО, НО ПОНЯТНО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОНИ ИГРАЮТ ПРАВИЛЬНО. АБРАМ ЭФРОС
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ
19 апреля (12:00) - 17 сентября (22:00)

19 АПРЕЛЯ – 17 СЕНТЯБРЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

В Центре современного искусства «Заря» открывается выставка «Материализация», которая представит пятьдесят предметов двадцати трех молодых отечественных дизайнеров и студий. Экспозиция призвана познакомить широкую публику с российским предметным дизайном, а также включить Дальневосточный регион в контекст российского профессионального сообщества и стать платформой для исследования дизайнерами локальных ресурсов и традиционных техник региона.

Предметы, представленные на выставке, выполнены в наиболее распространенных в российской практике материалах: дереве, металле, камне и керамике. Куратор выставки Татьяна Кудрявцева предлагает взглянуть на выбор материалов не только как на следствие ограничений, обусловленных состоянием российской индустрии. Рассказывая истории материального воплощения творческих идей, выставка поднимает темы экологии жизненной среды, разумного потребления, этики использования ресурсов и возрождения традиционных техник и локальных ремесел.

Выставка посвящена российским авторам, работающим в рамках модели «дизайнер-предприниматель», и исследует сочетание подхода к дизайну как проектированию серийных объектов с практикой камерного и зачастую ремесленного производства. Знание свойств материалов и раскрытие их потенциала становится важным аспектом превращения проекта в качественный продукт, который обладает узнаваемостью. А современная интерпретация традиционных техник, таких как, например, работа с берестой или молочение керамики, возвращает функциональную востребованность промыслам. На выставке показаны небольшие предметы мебели, светильники, аксессуары и предметы сервировки. Дизайн экспозиции разработали петербургские архитекторы Rhizome.

Дерево, металл, камень и керамика – четыре основных материала, с которыми работают российские предметные дизайнеры. Обращение к ним можно назвать предсказуемым: в отличие от технологичных материалов они доступны и работать с ними в России умеют. За последние 5-7 лет в России появился ряд заметных авторов, которые активно участвуют в профессиональных событиях международного уровня; что даже более важно, их работы представляют собой не только идеи, но и продукт. Так как современная индустрия, ориентированная на выпуск дизайнерской продукции, в России практически отсутствует, успешная «материализация» предметных замыслов требует от дизайнера развитых навыков организатора и предпринимателя. Предметы изготавливаются силами мастерских, способных производить небольшие серии качественных изделий. Некоторые дизайнеры открывают собственные производства.

В то же время обращение к традиционным материалам является одной из выраженных мировых тенденций современного дизайна. Для человечества в поисках «утраченных ценностей» размеренного уклада жизни, гармоничной среды, экологического равновесия натуральные материалы становятся противовесом для всепроникающих современных технологий, имеющих эфемерную природу. Рост экологического сознания становится стимулом к выбору предметов из материалов, которые являются возобновляемыми ресурсами и перерабатываются без вредных отходов. Предметы, которые несут на себе отпечаток ремесленного труда, вызывают большее чувство сопричастности. Такие предметы реже выбрасывают, что является шагом на пути к осмысленному потреблению. Особый интерес в рамках обращения к «материальности» и мастерству представляет исследование традиционных ремесел. Современный дизайн дает им новую жизнь, одновременно обогащая свой язык и нашу повседневную материальную культуру, заново открывая локальное своеобразие на фоне все возрастающей глобализации, стирающей различия.

Дизайнеры, представленные на выставке: Олеся Ананьева (Красноярск), Екатерина Вагурина (Санкт-Петербург – Москва), Лёша Галкин (Санкт-Петербург), Дело (Санкт-Петербург), Аня Дружинина (FёdorToy) (Санкт-Петербург), Владимир Иванов (Кемерово – Санкт-Петербург), Александр Каныгин (Санкт-Петербург), Таня Клименко (Ростов-на-Дону – Москва – Пльзень), Катерина Копытина (Москва), Анастасия Кощеева (Красноярск – Берлин), Максим Максимов (Санкт-Петербург), Денис Милованов (Москва), Ярослав Мисонжников (Санкт-Петербург), Лера Моисеева (Москва – Нью-Йорк), Николай Никитин (Москва), Дарья Павлова (Санкт-Петербург), Екатерина Семёнова (Санкт-Петербург – Амстердам), Надежда Семчишина (Москва), Максим Щербаков (Санкт-Петербург), Concrete Jungle (Владивосток), PlayPly (Москва), Rhizome (Санкт-Петербург), 52Factory (Санкт-Петербург).

Выставка «Материализация», знакомящая публику с современными работами, откроется параллельно с экспозицией «Советский дизайн 1950–1980» Московского музея дизайна, рассказывающей о различных аспектах жизни советского гражданина, отраженных в объектах материальной культуры. В рамках параллельной программы ЦСИ «Заря» и Дальневосточный федеральный университет проведут международную научно-практическую конференцию, посвященную современному предметному дизайну и развитию этой дисциплины в России. Конференция пройдет на кампусе ДВФУ с 18 по 25 апреля.

ВХОД СВОБОДНЫЙ