27 ОКТЯБРЯ 2017 – 4 ФЕВРАЛЯ 2018
В октябре в Центре современного искусства «Заря» откроется ретроспективная выставка «Ассы в массы», посвященная андеграундному движению «Асса», которое появилось в Петербурге начала 80-х.
«Асса» — лозунг, возникший в среде художников-некрореалистов и быстро распространившийся в богемной среде Ленинграда. Так называлась галерея Тимура Новикова, это слово появилось и в серии работ известного ленинградского художника Олега Котельникова. «Ассу» использовали и как тег, и как роспись на одежде в рамках битнических показов мод. «Асса-парадами» называли групповые демонстрации авангардной моды на выступлениях «Популярной механики» Сергея Курехина. В рок-н-рольных хэппенингах принимали участие рок-музыканты, неформальные художники, тусовщики и поэты. Апогеем экспансии арт-группировок под воинственным лозунгом «Асса» стал одноимённый фильм, до сих пор считающийся одним из знаковых для поколения 80-х.
Куратор проекта «Ассы в массы» Михаил Бастер — художник-график, дизайнер, автор архива о субкультурах СССР «Компост», ранее уже организовывал такие выставки, как «Последние романтики Советского Союза» (2007, «Зверевский центр», Москва), «Хулиганы 80-х» (2009, «Центральный Манеж», Москва), Street style-80 (2010, ВДНХ, Москва), «Альтернативная мода до прихода глянца 1985-1995» (2011-2013, «Гараж», Москва; «Этажи» Санкт-Петербург; «Дом кино», Дубровник, Хорватия; Fashion biennale, Вараждин, Хорватия; kim?, Рига, Латвия), Untamed fashion in USSR (2013,Новая Дакота. Амстердам), «По дорогам СНГ» (2015, Музеон), «Моторокеры. Москва-Берлин» (2017, ВДНХ, Москва).
«Специально для Владивостока мы подготовили шоу, цельно и глубоко раскрывающее внутреннюю сторону этого процесса через призму моды и искусства — рассказывает Михаил Бастер. — Под флагом с лозунгом андеграундного движения «Асса», которое зародилось в Петербурге начала 80-х, в перестройку произошёл первый осознанный всплеск альтернативной культуры. Этой до сих пор мало изученной истории о контркультурной моде и искусстве «красной волны» и посвящена выставка»
Основа выставки «Ассы в массы» — архив исторической документации и российской уличной и модной фотографии Михаила Бастера. Также в экспозицию войдут произведения художников Тимура Новикова, Георгия Острецова, Инала Савченкова, Евгения Юфита, Сергея Шутова, участников арт-группировок «Чемпионы мира», «Новые художники» и «Некрореалисты» из коллекций Московского музея современного искусства, Музея Art4Ru, а также из личных собраний Гарика Ассы, Сергей Шутова и других. Специально для выставки участники советского андеграунда предоставили предметный фонд, включающий в себя элементы гардероба, пластинки, постеры, шляпы. Выставка будет дополнена мультимедийными материалами (анимация, короткометражные и полнометражные фильмы, видеоарт, видеодокументация перформансов и модных показов) в виде медиа-инсталляций и сеансов параллельной образовательной программы.
В Москве самостоятельными «асса-парадами» в течение нескольких перестроечных лет эстетически торпедировали многочисленные культурные мероприятия, начиная с масштабных выставок в Манеже и заканчивая модными молодежными клубами. Миссия у подобных акций была примерно такая же, как у «Синих блуз», — экспансия и пропаганда: пропаганда нового искусства, новых имен, новой эстетики, нового времени — яркой, дерзкой, местами шокирующей.
«Андерграундная культура в России и СССР стала плодородной почвой для появления многих культовых имён и проектов в искусстве, кино, музыке и моде, — говорит Алиса Багдонайте, главный куратор Центра современного искусства «Заря». — Для нас важно не только впервые в таком объёме рассказать об этом периоде, но и показать его связь с культурным контекстом Дальнего Востока».
Катализатором многих процессов, перезапустивших дальневосточную культуру и ставших причиной мощного перестроечного толчка, стал отец-основатель советского панк-дендизма Гарик Асса (Олег Коломийчук). Он родился в Хабаровске и получил прозвище «Асса» за свою активность и вклад в организацию модных показов. Покинув родные края в 70-х, Гарри примкнул к ленинградской богеме, открыл московский блошиный рынок на Тишинке и незамедлительно ввёл в моду винтаж и стиль «мёртвый разведчик», состоящий из предметов гардероба вдов советских разведчиков и партийной номенклатуры. Тимур Новиков назначил Гарика Ассу министром моды при правительстве «Новых художников», а из участников показов и созданных образов сложился импровизированный дом моделей «Ай-да-люли» выступавший под девизом «Безумный род людской, кривляйся и пляши». Основной идеей «Ай-да-люли» стало стирание грани между авангардной модой и «носибельной» в ходе уличных дефиле. Благодаря Гарри Ассе традиция «асса-парадов», а вместе с ней и новая волна искусства и музыки, переместилась из Ленинграда в Москву. На выставке его фигуре и коллекции картин будет посвящено отдельное место как точке связи между отдельными дисциплинами альтернативной культуры и событиями 1980-х и 1990-х годов.
Хэппенинги «Дома моделей Ай-да-люли», бушевавшие на советских концертных и театральных сценах, к концу 80-х вдохновили многие дизайнерские и перформативные группы, такие как дуэт «Кровь с молоком» Ирэн Бурмистровой, «Лаборатория экспериментальных моделей» Светланы Петровой и Сергея Чернова, «Театр ПОСТ» Бориса Юхананова и Камиля Чалаева, группа «Север» Екатерины Рыжиковой и Александра Лугина, которая делала перформансы в духе шаманистских и неоязыческих обрядов. Моделями Гарика в его шоу выступали многие известные художники и музыканты: Тимур Новиков, Сергей Шутов, Гор Чахал, Жанна Агузарова, Сергей Ануфриев, музыканты группы «Кино», вокалистка группы «Колибри» Наталья Пивоварова и многие другие.
Свидетельством прорыва андеграунда на официальную сцену и его признания как значимого культурного явления стал фильм Сергея Соловьёва «Асса», вышедший на экран в 1987 году.
ВХОД СВОБОДНЫЙ