У ХУДОЖНИКА, ЕСЛИ ОН НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ УКРАСТЬ. У ХУДОЖНИКА МОЖНО УКРАСТЬ, СКАЖЕМ, ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ. НО ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ РЕДКО БЫВАЮТ У НАСТОЯЩЕГО ХУДОЖНИКА.
 САМУИЛ МАРШАК
ВЛАДИВОСТОК: ПАМЯТЬ МЕСТА ЧЕРЕЗ ОПТИКУ ТРУДА, ИЛИ ИСЧЕЗАЮЩИЕ АКТЫ МЕТАМОРФОЗ

3—24 СЕНТЯБРЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

2 СЕНТЯБРЯ / 18:00—20:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА / 0+

  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Манту Дас — художник, работающий в г. Веллуру (Индия) в технике живописи и двумерных световых инсталляций. Живописные работы Манту носят повествовательный характер, часто построены в стилистике коллажа и отражают авторский взгляд на социально-экономические и культурные реалии неолиберального мира. В световых инсталляций можно проследить идеи утраченного наследия и канонов, образы социальных изменений, потерю или размытие понятия родины. Работа со светом привлекает художника политикой невидимости света как такового: преломляясь под разным углом, он высвечивает параллельные сюжеты, не всегда осязаемые и создающие ощущение ирреальности, но в конечном итоге соединенные в единое повествование.

Владивосток — современная торговая и культурная столица Дальнего Востока России — был построен не за один день. Как и многие другие мегаполисы мира, за последние десятилетия он также претерпел кардинальные изменения, постепенно двигаясь к тому, чтобы стать футуристическим городом. Манту Дас наблюдал на своей родине подобные проекты стремительной урбанизации, которые не только изменили девственные ландшафты, но и стерли воспоминания о культурном прошлом. Города, которые мы называем своим домом, были построены в основном маргинализированным рабочим классом, который в значительной степени был забыт или остался незамеченным историей. Работы художника посвящены коллективной борьбе этих людей, а также критике человеческих амбиций, связанных с модернизацией. С помощью проекта Манту Даса зритель может пройти через два разных ландшафта Владивостока и переосмыслить эти переходы во времени.

При первом преломлении света инсталляция изображает группу бурлаков, тянущих известный всем местным жителям памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» авторства Алексея Тенета, — пожалуй, самую заметную достопримечательность и центральный мемориал Владивостока. Фигуры бурлаков, представленные в инсталляции, скопированы со знаменитой картины Ильи Репина, написанной в 1870-х годах и отражающей тяготы этой группы населения. Манту Дас вводит в сюжет расхожий образ летящей чайки — символ свободы, выживания и надежды, указывающей путь бурлакам. На дальнем плане перед зрителем возникают сопки, которые раньше были частью лесного ландшафта. В величественной позе можно увидеть амурского тигра, когда-то бесстрашно бродившего по этим местам. В левом верхнем углу появляется маяк Токаревского — одно из первых современных сооружений в этом месте. При изменении направления света на втором кадре открывается панорамный вид на современный Владивосток.

Пасторальный пейзаж превращается в безлюдные бетонные джунгли, где на горизонте видны небоскребы. Рабочие с предыдущего снимка растворяются в воздухе, оставляя после себя лишь памятник и маяк, свидетельствующие о течении времени. Тигр исчез, что говорит об утрате среды обитания. Его территория превратилась в центр космических исследований — видна ракета, которая устремляется ввысь, к далекой галактике. Открытое небо, где когда-то свободно летали птицы, теперь занято искусственным воздушным шаром.

Зрителям предстоит ответить на вопрос: как они идентифицируют эти перемены и как с ними справляются?

  • Справка:

Дас Манту (р. 1985) имеет степень магистра факультета изящных искусств в Университете Вишва-Бхарати по специальности «Живопись». Участник групповых и персональных выставок (Индия, Южная Корея, Тайвань), участник международных резиденций (Индия, Россия, Ирландия, Чехия, Тайвань).

ВХОД СВОБОДНЫЙ