ИСКУССТВО РЕВНИВО: ОНО ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ОТДАВАЛСЯ ЕМУ ВСЕЦЕЛО. МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
СМУТНОЕ НА СКЛОНЕ – ЭТО И ЕСТЬ МОЙ НОВЫЙ ДОМ / ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

27 ОКТЯБРЯ 2024 – 16 ФЕВРАЛЯ 2025 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

26 ОКТЯБРЯ / 19:0020:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Вход свободный. Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Темой исследовательского и художественного проекта Сослана Дзатиева и Антона Вальковского «Смутное на склоне – это и есть мой новый дом» стали вопросы перемещенной памяти и перемещенной идентичности в контексте миграционных процессов Приморья на примере осетинской диаспоры и судеб конкретных людей.

Исторически сложилось, что Дальний Восток стал новым домом для огромного количества самых разных сообществ: одни оказались здесь в результате переселений, другие – в качестве трудовых мигрантов, для третьих место резонировало с мечтой об убежище и обретении безопасности. За время арт-резиденции авторы разрабатывали понятие «проточная культура» – пространство адаптаций, обмена, взаимовлияний и трансформаций, соединяющее напластования самых разных контекстов и эпох. По мнению авторов проекта, феномен «проточной культуры» наиболее специфично отражает идентичность Владивостока как точки неокончательного и постоянного перемещения, из которой население и уезжает, и постоянно воспроизводится в том числе за счет новых волн переселенцев.

Этимология названий городов «Владивосток» и «Владикавказ» отражает общность истории двух регионов. Несмотря на расстояние почти в 10 000 километров, исторические события не раз будут связывать обе территории. Резиденты «Зари» фокусировались на исследовании форм сохранения и воспроизводства сообщества в контексте перемещений, пытаясь понять, как диаспоральные связи и поддержка помогают людям социализироваться на новой для них территории. Отдельным направлением работы стал анализ технологий адаптаций материальной и нематериальной культуры переселенцев в природных и географических условиях Дальнего Востока, выявляя примеры культурной диффузии.

Выставочный проект соединяет различные формы: архитектурные макеты, ручную и цифровую проектную графику, инсталляции, поэтические тексты. Художник Сослан Дзатиев работает с архитектурой как с художественным медиа, представляя в проекте размышления о том, как «социальная архитектура», существующая в современной осетинской культуре, может быть адаптирована к условиям приморского города. Основой для этих размышлений стал анализ архитектурного наследия региона: от систем строительства и организации поселений коренных сообществ до планировочных решений советского периода. Разработка автора позволяет не только понять, как «номадическая» архитектура может воссоздавать чувство дома и компенсировать тоску по утраченной родине, но и предлагает решение того, как наследие перемещенных сообществ может быть востребовано на принимающей территории: например, как оно может способствовать ревитализации социальных пространств современного Владивостока.

ВХОД СВОБОДНЫЙ