ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ.
 МИС ВАН ДЕР РОЭ
ВЫСТАВКА "ЕЁ"

ЕЁ

[жизнь / мечты / семья / муж / работа / любовь / дети / родственники / приоритеты / взгляды / чувства / шляпка / проблемы / тревоги / радости]

6 марта Центр современного искусства «Заря» открывает выставку женщин-художниц «Её». Экспозиция представляет образ современной женщины в фокусе её личных переживаний окружающего мира. В рамках выставки, которая продлится до 30 августа, будут проходить мастер-классы и лекции художниц. Вход на все мероприятия свободный.

Художницы: Общество анонимных переписчиц (Ева Жигалова, Аня Жукова, Таня Сушенкова, Ира Федорова, Яна Сметанина, Мари Сокол, Ника Дубровская), Наталья Першина-Якиманская (Глюкля), Ирина Корина, Александра Галкина, Светлана Шуваева, Варвара Геворгизова, Антонина Баевер, Полина Канис, Виктория Бегальская, Алиса Йоффе, Анастасия Потёмкина.


Приуроченная к празднику Международного женского дня 8 марта выставка в данном случае является не столько поводом для поздравлений, сколько попыткой внимательного анализа формальных проявлений «женских» тем в современном искусстве.

Принимая во внимание неоднозначность в интерпретации в современном российском обществе праздника 8 марта, куратор Оксана Саркисян обратилась к художницам (или женщинам-художникам), представляющим молодое поколение на московской арт-сцене. Несмотря на молодость, они уже стали заметными фигурами и получили признание не только московских и петербургских арт-институций и галерей, но и в международном контексте. И хотя принявшие в выставке участия художницы работают с различными медиа (живопись, фотография, видео, инсталляция, искусство участия, перформанс и проч.), их объединяет эмоциональность восприятия и экспрессивность выражения.

Большинство приглашенных художниц никогда ранее не принимали участие в женских или феминистских проектах, хотя все они эксплуатируют в своем творчестве гендерную тематику, манипулируют гендерными знаками и стереотипами. И если в объектах Ирины Кориной они проявляются как часть фантасмагорических структур коллективного бессознательного, то в проектах других художниц присутствует рефлексия субъекта творчества. Это особенно ярко проявлено в пубертратном требовании свободы выражения у Александры Галкиной, в бунтарском духе Алисы Йоффе, в провокативной сексуальности жеста у Вики Бегальской и образа у Светланы Шуваевой, в ироничной эстетизации артефактов насилия Анастасией Потемкиной и в абсурдистских акциях Варвары Геворгизовой.

Исследует проявления гендерных ролей в своем повседневном опыте Общество анонимных переписчиц (или переписчиков). Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) производит ситуации на хрупкой границе взаимодействия внутреннего мира человека и социальных систем. Ее проект посвящен работницам швейной фабрики «Заря», в бывшем корпусе которой располагаются выставочные залы ЦСИ «Заря». Видеоработы Полины Канис гипертрофированно представляют реальность биополитических систем, а видеоинсталляция Антонины Баевер, напротив, создает сакральное пространство вне социального с его непреодолимыми конфликтами и противоречиями – идеалистическую реальность мифа.

Международный женский день, возникший в конце 19 века как праздник проявления солидарности и гражданского самосознания женщин в борьбе за свои права, перекодируется в середине 20 века, и 8 марта становится Праздником весны, красоты и женственности, материнства и любви и других проявлений архаических культов плодородия. Кардинальное изменение содержания праздника приводит к неоднозначности в современной трактовке, которую и стремится проанализировать выставка через призму художественных практик приглашенных участниц, через ЕЁ мнение и ЕЁ отношение к празднику и к теме женского.